Проектирование культурных процессов по «образам»
За 1940—1980 гг. ежегодные совокупные расходы советского общества на культурную деятельность увеличились с 0,4 до 6,2 млн. руб., или более чем в пятнадцать раз. За эти же годы общая численность работников, занятых в сфере культуры и искусства, выросла в 4,7 раза, уступая по темпам роста лишь науке и строительству[62]. Тенденции эти имеют объективный характер.
Исторический опыт культурного строительства в нашей стране подтверждает справедливость мысли К. Маркса о том, что «в будущем обществе количество времени, которое будут посвящать производству того или другого предмета, будет определяться степенью общественной полезности этого предмета»[63]. Одновременно этот же опыт свидетельствует о том, что ресурсные возможности общества не бесконечны; поэтому вопрос их перераспределения между подотраслями культуры всегда был предметом бурных обсуждений. «У нас ведется устремление из всех искусств максимально на театр, на него устремлен самый пристальный взгляд. Почему?» – спрашивал на диспуте в 1926 г. В. Маяковский[64], и А.В. Луначарскому приходилось публично с цифрами в руках оправдываться, что Наркомпрос уделяет большое внимание не только театру.
Уже в первое десятилетие Советской власти благодаря деятельности Наркомпроса была заложена прочная основа социально-культурной инфраструктуры нашего общества, что способствовало решению важнейших идейно-эстетических и народнохозяйственных задач. Однако вопрос Маяковского, если его толковать расширительно, сохраняет свою актуальность и по сегодняшний день – ведь любая цифра сама по себе еще ничего не объясняет и требует концептуального обоснования.
Отметим, что вопрос сохраняет проблемную остроту вне зависимости от общего объема ресурсов, он одинаково актуален и в случае, когда их мало (0,4 млрд. руб.), и в случае, когда их относительно много (6,2 млрд. руб.).
На первый взгляд, может показаться, что мы излишне драматизируем ситуацию – действительно, культурный потенциал нашего общества неуклонно возрастает. Однако планирование зачастую осуществляется по принципу известного героя Я. Гашека: «Никогда не было, чтоб никак не было, как-нибудь да будет». Безусловно, надежда на то, что «как-нибудь да будет», является мощным механизмом психологической защиты, оправдывающим стратегию любой деятельности, равно, впрочем, и ее имитации. Однако следует выяснить, сопровождалось ли указанное выше многократное увеличение расходов на культуру соответствующим ростом культуры общества? Если нет, то мы обязаны понять, чем это объясняется: или наши попытки воздействовать на развитие культуры вообще малоэффективны, или они требуют принципиально иного подхода.
Ответ на этот вопрос немыслим без анализа социально-экономических возможностей достижения общественно необходимых целей развития культуры.
Практика прошедших десятилетий свидетельствует, что и общий объем ресурсов, и их перераспределение между отраслями и, что не менее важно, между регионами и республиками нашей страны всегда получали целесообразное объяснение, но эту систему аргументации можно охарактеризовать как «рационализацию по необходимости».
Бесспорно, что в каждый исторический период развития нашего общества такого рода необходимость существовала, но парадокс заключается в выявленной тенденции – за последние двадцать лет существующие диспропорции в обеспеченности различными видами учреждений культуры и искусства между союзными республиками не только не уменьшились, но, наоборот, еще более возросли. Подобная «рационализация по необходимости» во многих случаях приводит к явлению, зафиксированному еще евангелистом Матфеем: «У кого есть – тому дано будет и приумножится; у кого нет – у того отнимется и то, что есть». Отметим, что действие такого управленческого механизма до сих пор весьма распространено.
Естественный вывод, обычно следующий из анализа выявленной ситуации, состоит в необходимости постепенного выравнивания существующих диспропорций. Однако в сложных социальных явлениях кажущаяся самоочевидность вывода еще не является аргументом в его пользу. История науки на примере хотя бы генетических идей свидетельствует, что внешне правдоподобные объяснения, даже освященные именами Ламарка и Дарвина, приводят – рано или поздно – к неизбежному тупику.
Для более углубленного понимания анализируемого явления нам необходимо, хотя бы вкратце, обратиться к истории, потому что изучение закономерностей культурного процесса немыслимо без опоры на знание истории культуры.
...За многоцветным разнообразием художественно-культурной жизни 20 – 30-х гг. ясно прослеживается тенденция институционализации культурной деятельности. Категорический императив исторического развития требовал в те годы грандиозного социально-экономического переустройства страны, которое происходило на плановых, централизованных началах. Страна нуждалась в стабильной системе социальных отношений на новой идейно-ценностной основе. Однако, как утверждал на совещании по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП (б) (1927 г.) П.И. Новицкий, в стране имелось «не только несколько хозяйственных укладов, но и несколько общественных культур»[65]. Переход от многоукладного хозяйства к социалистическому происходил не только в формах собственности; в обществе шел сложный процесс перестройки сознания, борьба за новую социалистическую идеологию. Перед культурой ставились сложные и ответственные задачи, так как именно в пространстве культуры осуществлялась необходимая идентификация личности и общества. Признание важной социальной роли культуры сопровождалось в те годы организационной перестройкой ее как социального института, деятельность которого была призвана способствовать более тесному сплочению общества, формированию общих для всех групп населения систем ценностей.
Коллективно-общее в этих конкретно-исторических условиях развития страны казалось важнее индивидуально-личного; символом времени было гордое «мы» и «наше» вместо убогого «я» и «мое». «Единица – вздор, единица – ноль»,— писал Маяковский, так как понимал, что в эти годы судьбы страны зависели от организованной воли, энтузиазма и труда миллионов. Сама идея личности осмыслялась в 20—30-е гг. в несколько неожиданном для нас позитивистском представлении о ней как «социальной особи». «Личность, входящая в общество, перестает быть сама собой, – писал В. М. Бехтерев, – она становится частью одной самого общества и в этом смысле она утрачивает значительную долю своего независимого существования, становясь исполнительницей общественных установлений»[66].
Знаменательно, что примерно в это же время (1929 г.) молодой С. М. Эйзенштейн считал, что на пути развития советского кинематографа «кто-то стоит. Поперек пути. Кто это? Это – «живой человек»... Товарищ «живой человек»!.. Для кинематографа вы – «правый уклон»... Вы как тема слишком – соха для высокоиндустриальной формы искусства, каким является кино вообще»[67].
С конца 20-х гг. в стране начинается борьба с «многоукладностью» в культурной жизни, охарактеризованная современниками как «второе огосударствление искусства» (Адриан Пиотровский). Уже в самом начале 30-х гг. ликвидируются частные и кооперативные театральные, концертные и цирковые коллективы, книгоиздательства и т. д. К середине 30-х гг. организационно оформляется единая централизованная система управления культурой, вводится эффективный контроль за содержанием самых различных аспектов культурной жизни. Так завершился процесс институционализации культурной деятельности.
Как известно, централизация управления имеет свою директивно-организационную логику деятельности. Именно в силу этого Комитет по делам искусств через три года после своего образования упраздняет последний негосударственный «уклад» в профессиональном искусстве – ведомственные учреждения, которые «не могут работать автономно и независимо от Комитета»[68].
Этой же логике подчинялись и другие решения Комитета, усреднившие существующее в художественной жизни разнообразие. «Не знаю, – писал позднее М.И. Жаров, – кому пришло в голову, но вдруг в Москве в 1937 –1938 годах стали объединять театры... Удивительно, как было ни увидеть пагубность этого решения для... театральных коллективов, для судеб советского театра»[69]. Сегодня мы понимаем, что за кажущейся «удивительностью» решения – своеобразная логика: чем меньше объектов управления и выше мера их однообразия, тем легче сам процесс управления.
Эффективность такой системы управления была тем выше, чем более монопольной властью она обладала в решении множества различных проблем культурной жизни. Однако возможности институционализации культурной жизни не бесконечны, и даже в описываемое время сохранялись традиции народной и любительской культурной деятельности.
В 30—50-е гг. совпадение потребностей личности и общества в значительной мере упрощало задачи культурного строительства: личность как бы делегировала свои культурные права государству, которое ― через соответствующие органы власти ― несло ответственность за социальную организацию культурной деятельности. Конечно, и в этой ситуации возникали свои проблемы и противоречия, однако наблюдалось практическое совпадение культурных потребностей и интересов личности и общества. При этом представление о совпадающем единстве систем ценностей было настолько распространенным и укорененным, что критика тех лет зачастую выносила необсуждаемые вердикты типа: «Народ примет (или не примет) этот фильм, спектакль, книгу и т. д.».
Наработанная инерция привела к необходимости вновь (в начале 60-х гг.) доказывать, что при совпадающем морально-политическом единстве общества в нем может сохраняться культурная дифференциация, что эстетические вкусы и запросы различных социальных групп далеко не всегда тождественны друг другу.
Ускоренное развитие общественных отношений в 60—70-е гг., научно-техническая революция, урбанизация, массовое жилищное строительство повлекли за собой изменение темпа и стиля социальной жизни, усложнение и обогащение систем ценностей. На смену «публичному человеку» 20—50-х гг. с его «спартанским безразличием к быту» (Е.В. Дуков), ориентацией в будущее, стремлением «штурмовать небо» (А.Н. Толстой), выходить со своей радостью на улицы и площади появился «человек приватный», обращенный «в сегодня», на дом, на быт, на «я для себя». Такая переориентация свидетельствовала о существенных изменениях в массовой психологии[70].
Закономерным итогом этих изменений была неизбежная трансформация культурной жизни: в структуре досуга индивидуально-домашние формы общения с культурой все более оттесняют на периферию массово-публичные формы культурной деятельности.
«Индустрия культуры» ответила на это постоянно растущим предложением культурных благ, расширяющих возможности индивидуализации систем культурного поведения: на смену черной тарелке репродуктора пришли разные типы приемников, магнитофонов, телевизоров, и процесс этот продолжается.
Дело не только в новизне или разнообразии технических средств — в существующую ситуацию индивидуализации культурной деятельности вовлекаются и традиционные способы общения человека с миром культуры – растут личные библиотеки, коллекции картин, фарфора, бронзы и т. д.
Выбор предпочтений при общении человека с миром художественной культуры в 20—50-е гг. определялся в конечном итоге сетью институционализированных учреждений культуры. Человек должен был строить досуг из принудительного и в целом небогатого ассортимента культурного предложения.
Ныне ситуация существенно изменилась: расширение культурного предложения, массовая доступность и довольно высокое качество тиражируемых образцов культуры привели к стихийно складывающемуся процессу проектирования множества неинституциональных систем культурного поведения. При этом их социальный смысл постоянно расширяется: личность (в культурном смысле) все более идентифицируется с группой, со «значимыми другими», а разнообразие этих систем позволяет удовлетворять потребности в ощущении своей нетождественности другим, своей самоценности. Это системное единство противоположностей является важным условием социализации личности. Однако было бы преувеличением утверждать, что завершенная концепция личности существует в этом процессе как осознанная идея.
Множество индивидуально спроектированных систем не бесконечно, в каждый данный момент времени оно ограничено и культурной традицией, и модой, и социально одобренными формами проведения досуга и т. д.
Индивидуализированный по своей природе, стихийно возникший процесс социального проектирования развивается двумя не совсем пересекающимися путями: через домашние способы проведения культурного досуга, превращение квартиры в своего рода учреждение культуры[71] и через развитие неформальных групп по интересам. В последнем случае лидером процесса оказывалась наиболее мобильная часть общества — молодежь, со своими специфическими потребностями. Попытки институционализированной системы в какой-то мере интегрировать культурный стиль этого движения удавались не всегда – приоритет нормативных представлений подчас доминировал при оценке новых явлений этого процесса, что приводило или к жестокой критике, или к замалчиванию происходящих в реальной культурной жизни перемен. Понятно, что подобное отношение лишь поддерживало в молодежных группах чувство обособленности, альтернативности своих систем культурного поведения. В большинстве этих спонтанно складывающихся систем институционализированная деятельность учреждений культуры и искусства оказывалась чаще всего периферийным элементом. В обществе, безусловно, есть большие группы населения, для которых деятельность традиционных институтов культуры сохраняет свою былую привлекательность. Однако не будем обольщаться статистическими данными посещаемости.
С 60-х гг. в общем культурном процессе нашей страны складываются и взаимодействуют две сопоставимые по значению и масштабам деятельности системы культурного досуга – два «образа» культуры: институциализированный и другой, условно обозначаемый нами как индивидуально спроектированный. Нам представляется, что все попытки прогнозирования культурной деятельности без учета сложного взаимодействия этих систем заранее обречены на неудачу. Нынешний опыт свидетельствует, что эти две системы могут интегрироваться в более общую, взаимодополняться или выступать альтернативой друг друга. Понятно, что в последнем случае развитие материально-технической базы культуры – даже самое интенсивное – без учета существования индивидуально спроектированных систем не может не привести к снижению отдачи выделенных ресурсов.
К сожалению, наша наука еще не исследовала реальный культурный процесс с точки зрения взаимодействия существующих систем и стоящих за ними образов культуры: ее интересы были «устремлены» на преимущественное изучение институционализированной культурной деятельности. Поэтому сегодня трудно обоснованно обсуждать особенности и структуры индивидуально спроектированных систем, принципы отражения в них базовых ценностных идей, специфику этих систем в различных социальных группах, их зависимость от историко-национальных и культурных традиций и т. д.
Вместе с тем уже вполне очевидно, что индивидуально спроектированные системы выполняют важную миссию удовлетворения определенных культурных потребностей населения там, где институционализированная система или полностью их игнорирует, или удовлетворяет недостаточно. Можно с уверенностью предположить, что значение индивидуально спроектированных систем в культурном процессе будет возрастать, и все наши представления о будущем культуры требуют корректировки с учетом этого динамичного фактора.
Как показал опыт исторического развития, централизация управления приводит к снижению меры необходимого разнообразия в культурной жизни. Современная ситуация характеризуется сложными, переплетающимися и конфликтующими процессами, требует перехода от «жестких» к «гибким» децентрализованным принципам управления, когда существенно возрастает роль местных органов. Изменение функций управления позволяет поддерживать и стимулировать разнообразие культурной деятельности, тенденции регионального культурного процесса; разрабатывать перспективные стратегии его развития с учетом местных социально-демографических условий, историко-национальных особенностей и реально существующих ресурсных ограничений. Закономерный характер этого процесса предвидел В. И. Ленин, справедливо считавший, что «надо бороться против всякого шаблонирования и попыток установления единообразия сверху, к чему так склонны интеллигенты. ...Единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, в местных особенностях...»[72].
Очевидно, что описанное изменение функций управления требует перехода от директивно-организационной системы к принципу такой самоорганизации культурной жизни, при которой выживаемость зарождающихся в культуре явлений зависит от их творческого потенциала. Переход от «многоэтажной» системы управления к самоорганизации восстанавливает значение творческой личности как субъекта культурной деятельности. Если ранее условием стабилизации культурной жизни страны являлось создание социальных институтов культуры, то ныне необходимым условием культурного развития общества становится духовное саморазвитие личности.
Разнообразные и во многом противоречивые индивидуальные культурные потребности зачастую приводили к конфликту со столь значимой в 30-е гг. идеей стабилизации социальной жизни – именно в силу этого «живой человек стоял поперек пути». Сегодня мы понимаем, что взаимодействие в культурном процессе различных личностных систем целеполагания обеспечивает разнообразие культурной жизни и стимулирует развитие культуры[73].
Современный культурный процесс характеризуется целым рядом противоречий, разрешить которые, как считается, помогут научные рекомендации. Проблема, однако, заключается в том, что научная мысль, исследуя реальный культурный процесс, осмысливает выявленные факты и закономерности в теоретико-концептуальных схемах, отражающих идеи и ценности прошлого этапа социально-культурного развития страны.
Известный опыт прогноза развития культуры на I960—1980 гг., полностью сводящего художественное творчество к самодеятельному и любительскому движению, наглядно показал, сколь зыбкой была его научная база. В действительности же, вопреки прогнозу, сохранилось профессиональное художественное творчество, импульс развития получила эстрада, которая, по мысли разработчиков, должна была к 80-му году кануть в небытие.
Неудачным оказался и другой прогноз развития культуры на 1970–1990 гг. Это было обусловлено:
– отсутствием сколько-нибудь обоснованной теоретико-методологической базы прогнозирования развития культуры;
– использованием метода прогнозирования путем простой экстраполяции на будущее достигнутых в прошлом темпов роста сети и посещаемости учреждений культуры и искусства;
– дроблением целостного культурного процесса на отдельные изолированные элементы (выделенные по принципу ведомственной подчиненности).
Данный прогноз рисовал фантастическую картину культурной жизни в 1990 г.: все население страны или только читало книги, или только смотрело фильмы, или только посещало театр— в зависимости от того, какое ведомство разрабатывало соответствующий «участок» культуры. Атмосферу этого времени точно передают слова представителя Гостелерадио: «Мы сделали прогноз развития телевидения. Прогноз всех остальных видов искусств можно выбросить в корзину – в девяностом году их уже не будет». Этот первоначальный этап прогностических исследований напоминал известную ситуацию с человеком, ищущим потерянные часы под фонарным столбом лишь только потому, что там светлее.
Определенным шагом вперед в прогнозировании культурных процессов явилось использование метода «опережающих» «групп».[74] Развернувшиеся на его основе исследования и полученные результаты во многом стимулировали научную мысль к обсуждению теоретико-методологических принципов прогнозирования и планирования культурного развития.
По нашему мнению, общий недостаток бытующих теоретико-культурных представлений состоит в деформации существующих связей и отношений в системе «культура – общество – личность». Исторически сложившийся в нашей стране высокий престиж культуры, подкрепленный гуманистической и научной традицией, не может не отразиться на ценностной системе самого исследователя, определяя его исходные установки.
Социологи уже поставили под сомнение «существующий в эстетике взгляд, согласно которому универсальный характер воздействия искусства на личность и различные области ее жизнедеятельности заключаются в развитии у человека способности воспринимать прекрасное и творить по законам красоты», как взгляд «недостаточно корректный»[75]. Однако следующий шаг так и не был сделан, и до сих пор считается аксиоматичным, что приобщение человека к культуре и искусству имеет своим естественным и единственным результатом развитие, обогащение и гармонизацию личности. Справедливость этого вывода в общефилософском плане очевидна, но только в философском, а не в социологическом.
Искусство и художественная культура, бесспорно, влияют на формирование личности, однако контакты человека с художественными ценностями, даже многократные, не являются однозначной гарантией духовного развития личности.
Попытка реконструировать исходные теоретические предпосылки большинства исследователей культуры приводит к выводу, что в логике этих представлений личность выступает как некий гуманистический абстракт, представленный вне реального контекста своего социального существования.
Исследования культурной жизни зачастую гиперболизируют значение культуры, что, впрочем, естественно, однако явная отстраненность культурных процессов от социального контекста их бытования – со всеми существующими в реальной практике проблемами и противоречиями — приводит к тому, что полученные результаты исследований не становятся предметом научного обсуждения, их одобрение зависит лишь от разделяемых тем или иным коллективом или сообществом ученых корпоративных норм.
Другой важный аспект поставленной проблемы – деформация отношений при осмысливании связи «общество – личность». Исследование, в той или иной мере ориентированное на обслуживание практических нужд, обращается к поиску оптимальных (эффективных) управленческих решений. В этом классе задач есть два взаимосвязанных аспекта – количественный и стилевой.
В количественном аспекте, когда критерии и ограничения сформулированы четко и корректно, а основные параметры рассматриваемого феномена в принципе измеряемы, существующие методы позволяют с известной мерой приближения найти требуемое решение.
Стилевой аспект связан с тем, что культурный процесс в социальном плане есть сложное взаимодействие различных групп (со своими не всегда и не полностью совпадающими интересами – ведомственными, учрежденческими, творческими, потребительскими и т. д.). Исследователь обязан не только признать существование этих противоречий, но и найти способ их гармонизации. К сожалению, в научных разработках стилевой аспект, как правило, не рефлектируется. В силу разных причин исследователь непринужденно идентифицирует себя с общими и ведомственными интересами, считая, видимо, что общее благо есть одновременно и благо для каждого. Но такой подход имеет право на существование только в специфической историко-социальной ситуации, когда личность вынуждена в определенной степени жертвовать индивидуальными потребностями в пользу общественных.
Однако современный этап нашего социального развития характеризуется дифференциацией и индивидуализацией культурных потребностей и запросов. Актуализация в культурном процессе множества индивидуально спроектированных систем культурного поведения вынуждает исследователей обратиться к более широким теоретическим основаниям для расшифровки и описания этого явления. Простое количественное расширение исследований само по себе не способно сколько-нибудь радикально изменить сложившееся в науке положение; более настоятельной представляется сегодня необходимость смены научных парадигм, в контексте которых осмысляются содержание и тенденции развития культуры.
Социальное проектирование как научная концепция представляет собой попытку ответа на изменившиеся потребности времени, на возникновение и сосуществование различных образов культурной деятельности. В этом подходе предоставляется возможность по-новому формулировать проектные задачи, всесторонне учитывая интересы «живого человека». Таким образом, методологические предпосылки социального проектирования восстанавливают в законных правах значение личности, ее разнообразных интересов, потребностей. Его демократическая, гуманистическая ориентация состоит в большей мере доверия к самоорганизации культурной жизни. В этом смысле социальное проектирование не претендует на роль творца-вседержителя, ограничиваясь функцией посредника, проводника идеальных моделей будущего в живую ткань современной культурной жизни.
Было бы слишком самонадеянным считать, что мы находимся в ситуации выбора и последнее слово еще за нами – в действительности мы находимся в ситуации «проживания» выбора, который осуществляется социальным временем.
Внешнему подходу к исследованию культуры социальное проектирование противопоставляет как бы подход «изнутри», позволяющий понять законы гармонизации культурной жизни по мерке человеческой личности. И эта метаморфоза от внешнего к внутреннему не случайна. При всей кажущейся парадоксальности даже точным наукам для своего развития понадобился подобный подход «изнутри», и Максвелл придумал «информационного демона», а Эйнштейн ¾ космического путешественника и землянина, сверяющих часы.
(В сб.: Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 1986.)