Краткий обзор информации о берёзе, о её роли в формировании культуры славянских народов и коренных народов Прибайкалья
А. Прокофьев
Актуальность исследования. Век технического прогресса беспощаден. Традиционные промыслы постепенно вытесняются современными разработками в области высоких информационных технологий. Изделия из бересты утрачивают своё истинное значение, березовый сок и дёготь заменили бесполезными, а зачастую, вредными для здоровья человека продуктами и изделиями.
Научная новизназаключаются в отражении в исследовательской работе проблемы взаимоотношений человека и березы в рамках традиционного природопользования и культурного наследия восточнославянских и коренных народов Прибайкалья.
Практическая значимость проекта заключается в информировании населения о возможностях практического использования изделий и продуктов, изготавливаемых из березы, и проведения мастер-классов в эколого-туристических целях на территории архитектурно-этнографического музея п. Тальцы.
Цели исследования:
Ø выяснить роль и практическое значение берёзы как важной составляющей народного промысла и культуры в жизни восточнославянских и коренных народов Прибайкалья»;
Ø привлечь внимание общественности к проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия нашего региона.
Задачи исследования:
· в домашних условиях изготовить моющее средство наших предков - щёлок;
· экспериментально исследовать особые свойства бересты и берестяных изделий, позволяющих хранить различные продукты питания;
· провести сравнительное исследование моющих свойств полученного щелока с современными моющими средствами опытным путём;
· методом сухой перегонки изготовить дёготь;
· обобщение полученных данных.
Методы исследования: сбор и изучение эмпирического материала, обзор литературных источников, наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, практическая часть.
Чистоту соблюдает
Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане, а березовый щелок активно применялся при стирке белья и в различных гигиенических процедурах.
Практическая часть
Выводы: проведенное исследование подтверждает многовековой опыт взаимного общения человека с природной силой березы как предмета народного промысла и творчества, культурных традиций народов Прибайкалья
Министерство
образования Иркутской области
ГБПОУ Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ
ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»
Международная
Научно-практическая конференция
«МОЛОДЕЖЬ. ОБРАЗОВАНИЕ. ОБЩЕСТВО»
«ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
БЕРЁЗЫ СИБИРСКОЙ КАК ПРЕДМЕТА БЫТА И ТРАДИЦИОННОГО ПРОМЫСЛА В КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ И КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИБАЙКАЛЬЯ»
Автор:
Каламбаев Азамат Аскарович,
МБОУ г. Иркутска СОШ № 38
Научный консультант:
Фольклора и этнографии»,
А. Прокофьев
Актуальность исследования. Век технического прогресса беспощаден. Традиционные промыслы постепенно вытесняются современными разработками в области высоких информационных технологий. Изделия из бересты утрачивают своё истинное значение, березовый сок и дёготь заменили бесполезными, а зачастую, вредными для здоровья человека продуктами и изделиями.
Научная новизназаключаются в отражении в исследовательской работе проблемы взаимоотношений человека и березы в рамках традиционного природопользования и культурного наследия восточнославянских и коренных народов Прибайкалья.
Практическая значимость проекта заключается в информировании населения о возможностях практического использования изделий и продуктов, изготавливаемых из березы, и проведения мастер-классов в эколого-туристических целях на территории архитектурно-этнографического музея п. Тальцы.
Цели исследования:
Ø выяснить роль и практическое значение берёзы как важной составляющей народного промысла и культуры в жизни восточнославянских и коренных народов Прибайкалья»;
Ø привлечь внимание общественности к проблемам сохранения историко-культурного и природного наследия нашего региона.
Задачи исследования:
· в домашних условиях изготовить моющее средство наших предков - щёлок;
· экспериментально исследовать особые свойства бересты и берестяных изделий, позволяющих хранить различные продукты питания;
· провести сравнительное исследование моющих свойств полученного щелока с современными моющими средствами опытным путём;
· методом сухой перегонки изготовить дёготь;
· обобщение полученных данных.
Методы исследования: сбор и изучение эмпирического материала, обзор литературных источников, наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, практическая часть.
Краткий обзор информации о берёзе, о её роли в формировании культуры славянских народов и коренных народов Прибайкалья
С давних пор берёза считается культурным символом образом России. Берёза воспета и в песнях, о ней сложены загадки, сказки. Народ на бересте осваивал грамоту, изготавливал из бересты обувь, посуду, украшения. Берёза для многих народов считалась священным деревом.
Прибайкалье – земля многих народов и ни одна из ее областей не представлена только одно национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ним украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей.
При этом в культуре каждого из этих перечисленных народов своё отражение нашла берёза пушистая. Она и лечила, и согревала людей, и кормила и поила их, люди на бересте осваивали грамоту, изготавливали жилища и лодки, предметы домашней утвари и быта, сувениры и украшения. О берёзке слагали песни и стихотворения.
Прибайкалье стало домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в поселения области по своей воле – в Иркутск и окружающие его населенные пункты часто отправляли в ссылку политических заключенных, также внесших свою лепту в этнический состав области. До прихода на территорию Прибайкалья русских казаков здесь проживали малочисленные народы и этнические группы – буряты, эвенки, тунгусы и тофалары.
Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью Восточной Сибири – по самым скромным подсчетам на ее территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран. И хотя почти 90% населения Иркутской области составляют русские, малые народности области до сих пор играют важную роль в ее этническом самоопределении, а к их культуре и традициям проявляется повышенное внимание. [1]
Культ березы особо характерен для восточных славян, но она же является священным деревом у многих сибирских народов.
Русское слово берёза происходит от праславянского - berza, восходящего к, от корня bhereĝ- «светиться, белеть».[2]
В славянских языках: белорусский. бяро́за, украинский бере́за, болгарский - бре́за, сербохорватский - бре̏за, словенский - brė́za, чешский - bříza, польский - brzoza. Названия на других языках: французский - bouleau, якутский - хатыҥ.
Особое почитание березки у народов Сибири наблюдается в период недели зеленых святок, которая называется семицко-троицкой, и была седьмой неделей после Пасхи.[3]
У коренного населения существовало табу: березу нельзя было называть своим именем, а называли ее подставным словом «трудноименная», без необходимости запрещалось рубить или ломать.
Береза у сибирских народов стала символом «народа Белого царя», а именно русского народа. Почти все народы Северной Азии от Урала до Тихого океана связывают появление березы в Сибирских лесах с появлением здесь русских людей. В народном миропонимании народов Сибири сохранился значительный пласт устоев языческой старины.
Буряты, эвенки, тунгусы и тофалары - коренное нерусское население было вовлечено в тесные связи с русскими соседями, пришедшими на территорию Прибайкалья сравнительно поздно, в XVII в.
Наши предки считали берёзу священным деревом, особым даром богов. Берёзке поклонялись, как образу Богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.
В старину многие народы отмечали Новый год в марте. И этому у каждого народа есть своё объяснение. Этот праздник был связан с появлением первого березового сока и с весенним пробуждением природы. И по сей день ветвями берёзы народ украшает церкви и жилища.
Про берёзу в народе говорят –
дерево «четырех дел»:
Мир освещает
Мир березка освещала потому, что жизнь в русской деревне протекала в основном при свете лучины. Березовые же лучины, давали пламя без копоти и искр. Березовые дрова всегда очень ценились как самые жаркие.
Крик утишает (тишина)
А утишала она скрип деревянных колес телег и других повозок гужевого транспорта. Для этого березовым дегтем смазывали оси колес телег.
Больных исцеляет
В лекарственных целях народная медицина рекомендовала использовать березовые почки, которые собирали весной, до начала их распускания. Они помогали при многих известных в современное время заболеваниях. Березовые почки – лакомство и для птиц. В ранневесенний период, когда в них много витаминов любят они ими лакомиться.
Чистоту соблюдает
Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане, а березовый щелок активно применялся при стирке белья и в различных гигиенических процедурах.
Практическая часть
Выводы: проведенное исследование подтверждает многовековой опыт взаимного общения человека с природной силой березы как предмета народного промысла и творчества, культурных традиций народов Прибайкалья
Министерство
образования Иркутской области
ГБПОУ Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ
ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»
Международная