Философия культуры: представления просветителей о культуре.
Термин «просвещение» впервые встречается в работах Вольтера и И.Г.Гердера. Хотя идеология Просвещения зарождается в Англии, но особую роль играет во Франции, послужив идейным основанием в подготовке французской революции 1789 года.
Эпоха Просвещения еще более обостряет проблему невозможности гармонического единства мира и человека, природы и культуры. Поставив в центр общечеловеческой жизни разум, они возлагают на интеллект задачу восстановления гармонии или хотя бы нахождения путей к ее достижению. Деятели Просвещения стремятся разрешить противоречие, выводя разум из природы, но одновременно порывая с ней и противопоставляя ей науку. Просветители верят в поступательное движение знания, в прогресс и особую миссию видят в просвещении людей.
В своих рассуждениях о культуре представители Просвещения идут от природы к разуму, который человек получает от природы и который должен быть приспособлен к ней. Разумность человека, по их мнению, заключается в его способности следовать природе, а разумность природы – в том, что она порождает разумных людей. Природа рациональна в том смысле, что человек, следуя ее законам, может и должен стать счастливым. Его желание счастья соответствует законам природы. На основании этих положений просветители считают возможным прогресс общества, расцвет ремесла, науки и искусства. У них складывается вера в особую, решающую роль просвещения в социальном развитии. Все содержание культурно-исторического процесса мыслители этой эпохи сводят к развитию разума. Культурность нации или страны в противоположность дикости и варварству первобытных народов состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве.
Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, – сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей естественной природы.
Наиболее яркими философами эпохи Просвещения, уделявшими серьезное внимание проблемам культуры, являются немецкие мыслители И. Г. Гердер и В. фон Гумбольдт, а такжефранцузы Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Гельвеций и Кондорсе.
Французские просветители Вольтер (1694-1778) и Кондорсе (1743-1794), продолжая линию рационализма, сводят все содержание культурно-исторического процесса, прежде всего, к развитию человеческого разума, к борьбе варварства и цивилизации. Но отношение к религии Вольтера неоднозначно: он отвергает бюрократический институт церкви, даже призывает «раздавить гадину!», но неоднократно подчеркивает жизненную необходимость веры в Бога и считает себя глубоко верующим человеком. Всю жизнь, сражаясь с религиозными и сословными предрассудками и суевериями, он утверждает, что в основе нравственности лежит вера в Бога, и она так же необходима людям, как справедливые законы. Вольтер, по праву, может рассматриваться в качестве одного из предшественников современного экуменизма, поскольку неоднократно призывает к созданию некой общечеловеческой религии.
Из других, важных для теории культуры особенностей Вольтера – философа следует отметить его прагматизм в вопросах государственности: идеалом правления он считает просвещенную монархию, ее иерархическое устройство и приоритет духовной элиты. В своих наиболее известных работах – «Рассуждение о человеке» (1738), «Опыт о нравах и духе народов» (1756) и других – он одним из первых предлагает рассматривать историю не как чередование отдельных правителей, а как описание жизни и обычаев различных этносов, которых он делит на «цивилизованных» и «диких», расширяя, однако, число первых за счет многих великих народов Востока. Для нас не может быть безразличным и проявленный Вольтером большой интерес к культуре России. Он не только состоит в переписке с Екатериной II, но и создает двухтомную «Историю Российской Империи в царствование Петра Великого» (1759-1763), большим поклонником которого он является.
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), рассматривающий общество и его культуру как саморазвивающееся целое, первоосновой которого является язык и порожденные им науки, ремесла, искусство, семья и государство,оказал серьезное влияние на развитие философии культуры. В своем самом известном труде – «Идеи к философии истории человечества» (1791) – И. Г. Гердер дает конкретный анализ истории культуры человечества, обращая особое внимание на греко-римскую античность и средневековье, и выступает против преувеличения роли Европы в развитии мировой цивилизации. Он – сторонник равноправия и суверенитета всех народов и установления между ними «вечного мира». И. Г. Гердер считает, что история образует единую цепь культурного развития народов, в которой каждое звено связано с предыдущим и последующим.
Любое явление науки, искусства и культуры в целом неповторимо, порождено определенными условиями, и ни в каких других условиях возникнуть не может. Однако это явление становится звеном в общей цепи развития культуры. Человечество проходит совершенно определенные последовательные ступени культурного развития. Рост культуры – это закон истории.
И.Г. Гердер первым среди исследователей культуры ставит вопрос о преемственности в ее развитии. Развитие народов составляет как бы единую цепь, где каждое звено обязательно связано с предыдущим и последующим. Всякий народ использует достижения своих предшественников и готовит почву преемникам. Культурная традиция идет от народа к народу. Все народы всех эпох участвуют в строительстве здания человеческой культуры.
Культура – это продукт деятельности людей и одновременно ее стимул. В первую очередь это относится к языку, происхождению и решающей роли которого в развитии культуры посвящена работа «О происхождении языка»,что позволяет считать его отдаленным предшественником символической школы в современной культурологии. Язык для И. Г. Гердера – не просто инструмент разума, он – связующее звено между людьми, «великий организатор людей», сыгравший огромную роль в становлении общества.
Язык не создан Богом, но это и не случайное приобретение людей. Он возникает как закономерное явление в развитии человеческой культуры. Язык живет, в речи каждого человека он приобретает неповторимые индивидуальные особенности. Так же как нет двух людей с одинаковыми чертами лица, не бывает и полностью совпадающей манеры говорить. Различие в климате и других внешних условиях накладывает свой отпечаток на произношение. Да и не только на него. Основное содержание языка – словарный запас – в значительной мере зависит от образа жизни людей. Языки развиваются не обособленно друг от друга, а в тесной связи. Так же как один язык есть некоторая ценность, так и все языки человечества составляют единство. Современные языки возникают и совершенствуются в ходе развития культуры вполне естественным путем. Поэтому гипотеза о божественном происхождении языка – красиво замаскированная бессмыслица.
Наряду с языком, важнейшими частями культуры И.Г. Гердер считает такие общественные институты как наука, ремесло, искусство, семья, государство, религия. Самым древним элементом человеческой культуры философ называет религию, отсутствие которой свидетельствует о крайней дикости народа. Происхождение религии он также пытается объяснить естественным путем: воображение человека оживляет все, что он видит в состоянии действия; человек наполняет небо, землю, воздух, воду незримыми существами, боится и почетает их. Он ищет их дружбы при помощи жертвоприношений, молитв, обрядов, церемоний. Таким образом, совершается шаг, чтобы создать определенный слой людей, служителей этих неведомых, всемогущих существ, с которыми те общаются и пользуются их доверием. Так появляются первые священнослужители.
Идеи И. Г. Гердера оказали сильное влияние не только на немецкую, но и на европейскую науку и философию. Они стимулировали изучение исторических и этнических форм культуры в ее различных ипостасях: сравнительное языкознание, исследование мифологии и фольклора. Он одним из первых культурологов начал изучать народную поэзию – баллады и песни, сказки и былины, считая, что в них отражается специфика внутренней жизни народов. Особенно следует отметить внимание и глубокое уважение немецкого философа к творческому гению славянских народов и народов России, которые, по его мнению, «принесут обильные плоды» и «укажут путь погруженной в сон Европе и заставят ее служить тому же духовному началу». Недаром один из чешских писателей, намекая на пренебрежительное отношение некоторых немецких «теоретиков» к народам Восточной и Юго-Восточной Европы, называет И.Г. Гердера «первым защитником славян». Бесспорна также и развивавшаяся им мысль о том, что творчество мировых гениев – У. Шекспира, М. Сервантеса, А. С. Пушкина и других – всегда глубоко национально и что гениальность в художественном творчестве немыслима без неповторимого национального своеобразия.
И.Г. Гердеру принадлежит важный вывод культурологии о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию единой человеческой цивилизации. Кроме того, философия истории и культуры И. Г. Гердера явилась важным шагом на пути выделения культуры в качестве особого предмета и особой проблемы философской рефлексии.
Столь же большое значение роли языка в развитии культуры придает и другой немецкий мыслитель – Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Он прямо утверждает, что язык народа дает формы мышления, которое осуществляется в тех границах, которые определены развитием языка, богатством и своеобразием его выразительных средств. В. фон Гумбольдт определяет культуру как осуществление господства человека над природой.
Ни один из его предшественников или последователей не сделал так много для понимания роли языка в становлении культуры, поэтому немецкого мыслителя по праву можно поставить в ряду основоположников современной философии языка и культуры.
Свободно владея более чем двумя десятками западных и восточных, живых и мертвых языков, представлявших самые различные народы-этносы, он рассматривает их как неповторимые культурные, духовные единства, специфика которых выражает и определяет главным образом присущую им культуру. В самом названии его основной работы по этому вопросу «О различии строения человеческих языков и его влиянии на развитие человеческого рода» (1836-1839) уже содержится указание на неразрывную связь языка и культуры.
5. Философия культуры: неокантианцы.
Основы современной философии культуры были заложены во второй половине XIX века неокантианством («новым» кантианством, представленным последователями немецкого философа И. Канта) и «философией жизни».Неокантианство — одно из самых авторитетных направлений в европейской философии второй половины XIX — первой трети XX вв. Его представители занимались весьма широким кругом проблем, среди которых особое значение приобрели вопросы теории познания и философии культуры. Крупнейшие представители: Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер (марбургская школа неокантианства), В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Ласк (баденская школа неокантианства). Немецкие философы-неокантианцы рассматривали различия между естественными науками («науками о природе») и гуманитарными науками («науками о духе», или «науками о культуре»). Они пришли к выводу, что главное из этих различий заключается в методах, используемых каждым из типов наук. Науки о природе» пользуются номотетическими методами, которые позволяют обобщить единичные факты, и вывести на основе этого обобщения законы для данного типа явлений. «Науки о культуре» используют метод, направленный на изучение не общего, а особенного, уникального, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, исторических личностях. Этот метод они называли идиографическим (от греческих слов «idios» — «частный, особый» и «grapho» — «описываю»).Основой неокантианской философии культуры стала аксиология — философское учение о ценностях, среди которых неокантианцы выделили истину, добро, красоту и святость. Идеальные (нематериальные, невещественные) ценности придают значение тем или иным явлениям, превращая их в элементы культуры, формируют сферы «ценностных благ культуры» — науку, право, искусство, религию. В начале XX в. идеи неокантианства имели много последователей в России (А. И. Введенский, С. И. Гессен, И. И. Лапшин и др.), они повлияли на творчество А. Белого, Б. Пастернака и других деятелей искусства «серебряного века» русской культуры.