Особенности современной российской политической культуры
· «государственнический» (этатистский) характер; преобладает вера в «благодетельность» государства;
· преимущественно подданнический тип политической культуры, что особенно характерно для лоялистов – электорат «Единой России»;
· государство остается «чужим» и для патерналистов (электорат «Справедливой России», выступающий за сильное социальное государствово), и для либералов (электорат «Яблока», «Правого дела» и др., поддерживающий ценности свободы, соблюдения прав человека);
· изменяются представления о социальной справедливости: от уравниловки к равенству возможностей и правовой защищенности (установка на модернизацию сочетается с идеей огосударствления экономики у патерналистов и традиционалистов – электората КПРФ);
· высокая доля консенсусных установок, однако зона консенсуса (за исключением патриотов-рыночников с авторитарным мышлением – электорат ЛДПР) лежит преимущественно в области внешней и оборонной политики;
· слабая ориентация на ценности свободы; у лоялистов она отсутствует;
· консервация правового нигилизма, то есть отрицания права как значимого регулятора общественных отношений;
· конформизм, подвижность политических принципов;
· внутренняя расколотость, горизонтальная и вертикальная поляризованность;
· доминирование силовых вариантов разрешения политических конфликтов.
Тема II. Политические конфликты с точки зрения политической конфликтологии
- Понятие политического конфликта, его функции, структура, динамика.
- Основные виды, классификации политических конфликтов.
- Технологии регулирования политических конфликтов.
Литература
1. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: уч. пособие. М.: ИД «Форум». ИНФРА-М. 2008. Гл. III, VI-VII, IX.
2. Политическая конфликтология: Уч/ пособие. / Под ред. С.А. Ланцова. СПб.: Питер. 2008. Гл. II.
3. Теория политики:Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер.2008. Гл. 21.
1. Политический конфликт:
· постоянно действующая форма борьбы за власть в каждом конкретном обществе;
· противоборство 2-х и более субъектов политики, обусловленное противоположностью их интересов, ценностей, целей, взглядов.
Функции политическогоконфликта по Л. Козеру:
· сигнализация о проблемах;
· образование союзов, групп, коалиций;
· создание баланса интересов;
· инициирование новых социальных норм;
· снижение антагонистического напряжения;
· предотвращение более острых конфликтов
Структураполитического конфликта: совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность как динамической системы и процесса.
Объект
Стороны п. к. Стороны п. к.
Субъекты п. к. Субъекты п. к.
Участники Участники
Сторонники Сторонники
Внутренняя оппозиция Внутренняя оппозиция
Я колонна 5-я колонна
Косвенная сторона Косвенная сторона
Я сторона
Объект конфликта - причина, повод: власть, ценности, идеи, ресурсы
Субъекты конфликта - силы, определяющие разворачивание конфликта, отличающие четким пониманием интересов, целей, методов, ресурсов (ведущие)
Участники – силы, вовлеченные в конфликт (ведомые)
Варианты участия:
· активное деятельное как результат добровольного вовлечения в конфликт;
· мобилизационное как результат мобилизации в зону конфликта;
· ситуационное как результат случайного пребывания в зоне конфликта.
Жертвы – значимый элемент в структуре конфликта (ситуационное участие): как предлог для начала конфликта, причина; как акт устрашения или возмездия; как средство овладения имуществом, жизненным пространством; как средство шантажа; как способ уничтожения потенциальных врагов; как способ привлечь внимание к проблеме или отвлечь от проблем; как способ создания ситуации для вмешательства третьей силы; как способ нагнетания напряженности в обществе; как способ дискредитации политического лидера; как способ уничтожения этноса, конфессии; случайная жертва или мнимая жертва (способ предъявления претензий).
Сторонники –группы лиц, не участвующие непосредственно в конфликте, но разделяющие политические цели и ценности участников, оказывающие им посильную поддержку.
Внутренняя оппозиция:
· лояльная;
· конфронтационная;
· непримиримая.
Пятой колонной признаются участники одной из сторон конфликта, скрывающие свою готовность с оружием в руках поддержать противоположную сторону.
Косвенная сторона: организаторы, сценаристы, провокаторы
3-я сторона: судьи, арбитры
Динамика конфликта:
· предконфликтная ситуация;
· открытый конфликт: инцидент, эскалация, завершение;
· постконфликтный период.
Предконфликтная ситуация: латентная стадия, характеризующаяся социальной напряженностью.
Признаки предконфликтной ситуации:
· эмоциональные реакции негативного плана (враждебность, агрессия);
· утопические надежды (фантазии, ностальгия по прошлому и т. д.);
· сомнения, неуверенность в среде властной элиты относительно правильности курса;
· полемика в прессе, дискуссии;
· недовольство в широких кругах населения, неудовлетворенность существующим порядком;
· утрата доверия к власти, пессимистические оценки будущего, атмосфера массового беспокойства;
· массовые действия: ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция в другие регионы и за границу, стихийные и организованные митинги, демонстрации, забастовки
Ø конфликтная ситуация: предмет конфликта начинает осознаваться участниками, выделяются 1-2 болезненные проблемы; происходит консолидация оппонентов, их мобилизация; субъекты начинают осознавать свои интересы и стремления противников
Ø инцидент.
Виды политических конфликтов:
· конфликт ценностей (вокруг различий в представлениях о политической системе, политическом курсе, правилах политической игры);
· конфликт интересов (вокруг распределения и перераспределения властных ресурсов, материальных благ, духовных ценностей);
· конфликт политических культур (столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, моделей поведения);
· конфликт политической идентификации (напр., в межэтнических конфликтах).
по области проявления:международные и внутриполитические;
внутриполитические конфликты: горизонтальные, вертикальные, смешанные;
горизонтальные: стороны (акторы) не находятся в подчинении друг другу;
вертикальные: стороны (акторы) находятся в иерархическом соподчинении;
вертикальные конфликты:
· конфликты макроровня (государством и обществом, государством и отдельными слоями общества, государством и личностью,);
· конфликты микроуровня (внутри социального слоя, напр., элиты).
по продолжительности:кратко-, средне- и долгосрочные конфликты;
по степени публичности:явные и латентные;
по степени реальности:действительные и мнимые (теорема Томаса: если некоторую ситуацию воспринимают как реальную, то она будет реальной и по своим последствиям);
по степени интенсивности:
стычки (мелкие неприятности), столкновения (серия стычек с расширением круга причин),
кризисы(непрекращающиеся столкновения > тупиковая ситуация, разрыв отношений)
кризисы: правительственный, парламентский, конституционный
по функциональной направленности:
конструктивные и деструктивные (вывод зависит от соотношения позитива и негатива);
Позитив: см. Функции политическогоконфликта по Л. Козеру
Негатив:
· подрыв доверия между сторонами конфликта;
· создание ситуации разобщенности социума;
· ослабление стабильности социальной системы.
3. Технологии разрешения политических конфликтов:
Технология разрешения политических конфликтов – совокупность наиболее эффективных приемов, способов, процедур, направленных на снижение социальной напряженности и стабилизацию политической системы.
Поэтапное урегулирование:
I. Диагностика конфликта: причины, стороны, цели, ожидания, роль внешних факторов;
II. Составление прогноза развития конфликта;
III. Определение возможных вариантов урегулирования;
IV. Составление плана урегулирования;
V. Определение стратегии и тактики урегулирования;
VI. Реализация плана: уменьшение эмоционального напряжения (информация о намерениях);
четкое определение предмета спора; установление норм и правил взаимодействия сторон;
организация диалога; информирование о мерах по урегулированию; решение спорных вопросов