Материалы к спецкурсу «Политические конфликты и региональные политической субкультуры»
Материалы к спецкурсу «Политические конфликты и региональные политической субкультуры»
Особенности англо-американской и континентально-европейской политической культуры
англо-американская | континентально-европейская |
светский характер политической борьбы | сакрализация политической борьбы |
прагматизм в политике | романтизация политики |
преобладание политического центризма | поляризация политической сферы |
Исследователи отмечали сближение англо-американской и континентально-европейскойполитической культуры во второй половине XX века.
Доминанты формирования, обусловившие специфику восточной политической культуры: региональные, характерные для отдельных регионов:
· общинность (отдельная личность поглощена общиной, не являлась субъектом политики);
· моноцентризм власти (сосредоточение властных полномочий в одном центре обусловило монологизм восточной политической культуры)
· эволюционность, традиционность, цикличность в развитии, низкие темпы политической динамики
Для восточной политической культуры в целом долгое время была характерна консервация приходского и подданнического ее типов. Среди политических ценностей, определявших специфику политической культуры Японии, должны быть отмечены преданность корпорации, государю, традиции, опирающейся на культ предков, и, в то же время – способность воспринимать политические, экономические, технологические образцы, органично перерабатывая их на национальный лад,. В Китае на протяжении столетий пробивала себе дорогу формула «сильное государство – сильное общество», в Индии, напротив, влияние буддизма обеспечивало ориентацию на тезис «слабое государство – сильное общество»; «стань сам владыкой над собой, и не будет над тобой владык» – девиз буддизма, провозглашавшего идеал духовно свободной личности, чья жизнь регулировалась сельской общиной в большей мере, чем государством. Недолговечность государств, княжеств, постоянное перекраивание границ были нормой в индийской истории.
Теократические установки, определяющие специфику современного исламского мира
· принцип универсальности ислама (всеобщность и нераздельность религии в мусульманском обществе);
· принцип панисламизма (убеждение в единстве всех мусульман, объединенных верой, независимо от национальности);
· идеи возрождения халифата как государства, где светская и духовная власть нераздельны, где установлен исламский порядок, основанный на законах шариата, фиксирующего сложившиеся нормы поведения мусульман;
· возвращения к первоначальному «истинному» исламу, освобожденному от многовековых наслоений.
Политическое самоопределение России протекало между Востоком и Западом. Преобладание характерной для аграрной цивилизации общинности, моноцентризма власти, несмотря на инновационные прорывы, обусловило длительную консервацию приходского и подданнического типов политической культуры, медленное формирование в ней активистского сегмента.
Тема II. Политические конфликты с точки зрения политической конфликтологии
- Понятие политического конфликта, его функции, структура, динамика.
- Основные виды, классификации политических конфликтов.
- Технологии регулирования политических конфликтов.
Литература
1. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: уч. пособие. М.: ИД «Форум». ИНФРА-М. 2008. Гл. III, VI-VII, IX.
2. Политическая конфликтология: Уч/ пособие. / Под ред. С.А. Ланцова. СПб.: Питер. 2008. Гл. II.
3. Теория политики:Учебное пособие. / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер.2008. Гл. 21.
1. Политический конфликт:
· постоянно действующая форма борьбы за власть в каждом конкретном обществе;
· противоборство 2-х и более субъектов политики, обусловленное противоположностью их интересов, ценностей, целей, взглядов.
Функции политическогоконфликта по Л. Козеру:
· сигнализация о проблемах;
· образование союзов, групп, коалиций;
· создание баланса интересов;
· инициирование новых социальных норм;
· снижение антагонистического напряжения;
· предотвращение более острых конфликтов
Структураполитического конфликта: совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность как динамической системы и процесса.
Объект
Стороны п. к. Стороны п. к.
Участники Участники
Сторонники Сторонники
Я колонна 5-я колонна
Я сторона
Объект конфликта - причина, повод: власть, ценности, идеи, ресурсы
Субъекты конфликта - силы, определяющие разворачивание конфликта, отличающие четким пониманием интересов, целей, методов, ресурсов (ведущие)
Участники – силы, вовлеченные в конфликт (ведомые)
Варианты участия:
· активное деятельное как результат добровольного вовлечения в конфликт;
· мобилизационное как результат мобилизации в зону конфликта;
· ситуационное как результат случайного пребывания в зоне конфликта.
Жертвы – значимый элемент в структуре конфликта (ситуационное участие): как предлог для начала конфликта, причина; как акт устрашения или возмездия; как средство овладения имуществом, жизненным пространством; как средство шантажа; как способ уничтожения потенциальных врагов; как способ привлечь внимание к проблеме или отвлечь от проблем; как способ создания ситуации для вмешательства третьей силы; как способ нагнетания напряженности в обществе; как способ дискредитации политического лидера; как способ уничтожения этноса, конфессии; случайная жертва или мнимая жертва (способ предъявления претензий).
Сторонники –группы лиц, не участвующие непосредственно в конфликте, но разделяющие политические цели и ценности участников, оказывающие им посильную поддержку.
Внутренняя оппозиция:
· лояльная;
· конфронтационная;
· непримиримая.
Пятой колонной признаются участники одной из сторон конфликта, скрывающие свою готовность с оружием в руках поддержать противоположную сторону.
Косвенная сторона: организаторы, сценаристы, провокаторы
3-я сторона: судьи, арбитры
Динамика конфликта:
· предконфликтная ситуация;
· открытый конфликт: инцидент, эскалация, завершение;
· постконфликтный период.
Предконфликтная ситуация: латентная стадия, характеризующаяся социальной напряженностью.
Признаки предконфликтной ситуации:
· эмоциональные реакции негативного плана (враждебность, агрессия);
· утопические надежды (фантазии, ностальгия по прошлому и т. д.);
· сомнения, неуверенность в среде властной элиты относительно правильности курса;
· полемика в прессе, дискуссии;
· недовольство в широких кругах населения, неудовлетворенность существующим порядком;
· утрата доверия к власти, пессимистические оценки будущего, атмосфера массового беспокойства;
· массовые действия: ажиотажный спрос, скупка товаров, миграция в другие регионы и за границу, стихийные и организованные митинги, демонстрации, забастовки
Ø конфликтная ситуация: предмет конфликта начинает осознаваться участниками, выделяются 1-2 болезненные проблемы; происходит консолидация оппонентов, их мобилизация; субъекты начинают осознавать свои интересы и стремления противников
Ø инцидент.
Виды политических конфликтов:
· конфликт ценностей (вокруг различий в представлениях о политической системе, политическом курсе, правилах политической игры);
· конфликт интересов (вокруг распределения и перераспределения властных ресурсов, материальных благ, духовных ценностей);
· конфликт политических культур (столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, моделей поведения);
· конфликт политической идентификации (напр., в межэтнических конфликтах).
по области проявления:международные и внутриполитические;
внутриполитические конфликты: горизонтальные, вертикальные, смешанные;
горизонтальные: стороны (акторы) не находятся в подчинении друг другу;
вертикальные: стороны (акторы) находятся в иерархическом соподчинении;
вертикальные конфликты:
· конфликты макроровня (государством и обществом, государством и отдельными слоями общества, государством и личностью,);
· конфликты микроуровня (внутри социального слоя, напр., элиты).
по продолжительности:кратко-, средне- и долгосрочные конфликты;
по степени публичности:явные и латентные;
по степени реальности:действительные и мнимые (теорема Томаса: если некоторую ситуацию воспринимают как реальную, то она будет реальной и по своим последствиям);
по степени интенсивности:
стычки (мелкие неприятности), столкновения (серия стычек с расширением круга причин),
кризисы(непрекращающиеся столкновения > тупиковая ситуация, разрыв отношений)
кризисы: правительственный, парламентский, конституционный
по функциональной направленности:
конструктивные и деструктивные (вывод зависит от соотношения позитива и негатива);
Позитив: см. Функции политическогоконфликта по Л. Козеру
Негатив:
· подрыв доверия между сторонами конфликта;
· создание ситуации разобщенности социума;
· ослабление стабильности социальной системы.
3. Технологии разрешения политических конфликтов:
Технология разрешения политических конфликтов – совокупность наиболее эффективных приемов, способов, процедур, направленных на снижение социальной напряженности и стабилизацию политической системы.
Поэтапное урегулирование:
I. Диагностика конфликта: причины, стороны, цели, ожидания, роль внешних факторов;
II. Составление прогноза развития конфликта;
III. Определение возможных вариантов урегулирования;
IV. Составление плана урегулирования;
V. Определение стратегии и тактики урегулирования;
VI. Реализация плана: уменьшение эмоционального напряжения (информация о намерениях);
четкое определение предмета спора; установление норм и правил взаимодействия сторон;
организация диалога; информирование о мерах по урегулированию; решение спорных вопросов
Малый вооруженный конфликт
среднегодовое число убитых в сражениях - от 25 и более; менее 1,000– потери в целом;
Война
среднегодовое число убитых в сражениях – свыше 1,000
Асимметричные конфликты
В современной ситуации вероятность войны между великими державами снижается. Дж. Леви:
· потенциальная выгода от войны несоизмеримо меньше, чем затраты;
· уменьшилась легитимность войн (гарантированное взаимное уничтожение).
На смену обычным войнам приходят вооруженные конфликты (и внешние, и внутренние), имеющие множественные асимметрии.
Материалы к спецкурсу «Политические конфликты и региональные политической субкультуры»