Поликонфессиональных обществ
1.1. Сущность межэтнических и межконфессиональных отношений
Межэтнические отношения охватывают все сферы общественной жизни. Под межэтническими отношениями понимаются те отношения, которые складываются между этносами, в процессе их взаимодействия, а также между представителями разных национальностей на личностном уровне. В структуре межэтнических отношений существует:
1. Институциональный уровень (межгосударственные, межнациональные взаимодействия)
2. Межгрупповой уровень (взаимодействия между этническими группами, а также народами)
3. Межличностный уровень (виды неформального общения: трудовой, соседский, семейно-бытовой)
Межэтнические отношения могут характеризоваться равенством и первенством. Это связано с тем, что население страны делится на большие группы и меньшинства - небольшие этнические группы людей. Отношения между этносами могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
На межэтнические отношения влияет множество факторов: культурные(близость традиций, языков); социальные; политические(формы государственного устройства); исторические(завоевания, депортации). Положительное влияние на межэтнические отношения оказывают общие интересы, цели этнических групп, позитивная поддержка правительства, средств массовой информации, общее прошлое, готовность к взаимной терпимости, принятие людей другой национальности такими, какие они есть. Национальные интересы являются одним из важнейших компонентов развития межэтнических отношений.
Этносы – это большие сложные группы, которые объединяются общей культурой, языком и культурно-исторической самобытностью. Эти группы складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Их члены обладают общими чертами психологического склада, а также осознают свое единство и отличие от других подобных групп. Этносы, не привязаны к территории, в отличие от нации, где самым главным является территория, и государственность. Этнос создается, когда объединяются большое количество людей одной национальности, не зависимо на какой территории, и соблюдаются традиции, язык, исторические ценности.
На формирование этнической культуры также влияют природные условия. Когда люди одного этноса разговаривают на одном языке, то так отражаются общие знания людей о традициях, которые сложились в данной культуре. Так, например, люди, жившие в одной стране, имеющие общий язык, общую историю, приехав в другую страну, могут образовать этническую группу. Из концепции Л.Н. Гумилева можно сделать вывод, что суть межэтнических отношений заключается в противостоянии "мы" и "не мы", следовательно, люди объединяются по принципу симпатии, и это ложится в основу патриотизма.
Можно сказать, что название этноса играет очень большую роль. Сам народ того или иного этноса называет себя совсем не так, как называют его соседи. Например, мы себя называем русскими, а турки - «казак». Так как для турок, исторически сложилось, что представителями России были казаки. Имя у этноса появляется в тот момент, когда он уже проходит свой путь развития и формирования. Представители уже начинают чувствовать себя одними из народа.
Но, стоит учитывать, что понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения» различны. Под этническими отношениями подразумевают внутриэтнические аспекты, межэтнические связи и отношения. Можно сказать, что понятие понимается как более широкое. Тогда как межэтнические отношения складываются между этносами в ходе их взаимодействия, а также между несколькими людьми, из разных этносов, а так же в рамках государственности.
На межэтнические отношения влияют социальная политика, международная обстановка, экономическая сфера. Когда между этносами согласие и мир, то в обществе стабильность, а если же отношения напряжены, конфликтны, то происходит расшатывание политической обстановки. Часто, в многонациональной стране на первый план выходит острота межэтнических отношений, что влияет на общественно-политическую обстановку.
Межконфессиональные отношения – это отношения между конфессиями (что обозначает направления), также между группами представителей мировых религий. Межконфессиональные отношения – это связи между разными религиозными организациями, которые вбирают в себя обширные формы взаимодействия и совместное богослужение.
Взаимодействия между конфессиями и религиями составляют межконфессиональные отношения. Конфессия- это различные вероучения с предоставленными им обрядами, так же определяется как вероисповедание. В современном мире конфессия определяется как религиозная община или церковь в рамках вероучения. Зачастую его применяют к какому-либо направлению отдельной религии. В тоже время, религия(соединять) – это некая система взглядов, которая зависит от веры в сверхъестественное, включает в себя свод обрядов, типов поведения и моральных норм, она объединяет людей в различные организации, например, церковь или религиозная община. Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие веры расплывчатое, ее определяют, как состояние, иногда как отношение, так же уверенность, твердое сознание. Тогда как конфессии- это понятие четкое и определенное. Например, христианство можно разделить на 3 конфессии: католичество, православие и протестантизм.
Для того, чтобы сохранить мир, необходимо согласие между конфессиями. Но, часто в стране начинает доминировать одна из конфессий. Если же появляются противоречия между этническими группами, то это влияет на отношения между конфессиями и наоборот.
В сфере межконфессиональных отношений, большая часть конфликтов возникает из-за попыток переманивания верующих из одной религии в другую. Так возникает очень большая конкуренция, когда между конфессиями возникает борьба за влияние на общество.
Для того, чтобы укрепить стабильные межконфессиональные отношения в стране, необходимо:
1. Следовать конституционному принципу равенства религиозных объединений;
2. Повышать информированность духовенства, верующих и иных граждан;
3. С помощью системы образования, вместе с представителями различных религий и этносов, воспитывать в людях толерантные отношения, солидарность и уважение;
4. Увеличить объем социальной рекламы, в которой сделать акцент на расширение идей религиозного и этнического взаимопонимания, а также толерантности.
“Межконфессиональные отношения” характеризуются отношениями между представителями конфессий и организациями определенных конфессий, в рамках одного религиозного течения. Например, между православными, католическими и протестантскими группами. Следовательно, можно назвать данное определение “религиозно-конфессиональные отношения”.
Межконфессиональные отношения, также могут представлять отношения между представителями разных религий и их групп. Если взять во внимание понятие “Этноконфессиональные отношения”, то его можно определить, как сложное взаимодействие между этническими общностями, между представителями религий и конфессиями, а также, между последователями религий и существующий в их рамках конфессий. Здесь можно привести пример отношений между служителями церквей и религиозных объединений.
1.2. Особенности этноконфессиональных взаимодействий в
современном мире
Этноконфессиональные отношения имеют большое влияние на общественную жизнь. Понятие “Этноконфессиональные отношения” означает сложное взаимодействие между этническими сообществами, также между представителями различных религий и конфессий, которые существуют в их рамках. Этноконфессиональные процессы напрямую зависят от того, какие отношения складываются между конфессиональным и этническим сознанием в обществе. Здесь возможны различные исходы, с одной стороны можно говорить о том, что взаимодействие между конфессиональным и этническим могут развиваться гармонично, а если рассматривать с другой стороны, то возможен хаотический разлад между ними. Допустим, если конфессиональность занимает место упорядоченного управления, то это влияет на этническое взаимодействие.
Этнические и конфессиональные процессы не могут существовать отдельно, они всегда существуют вместе. Любой этноконфессиональный процесс является следствием деятельности людей, которая характеризуется тем, что человек способен формировать и выбирать конфессиональные ориентации и ценности.
Этноконфессиональные процессы можно охарактеризовать в двух подходах. В первом случает этническое развитие происходит только в среде религиозной символики, либо религиозной культуры, что означает божественное начало, и влияние этого начала на развитие. Во втором случае этнос сам выбирает и формирует символические нормы, которые проявляются в определенных конфессиональных формах, что говорит о том, что этнос развивается сам. Так же представители различных религий вступают в отношения, не связанные с религией, обсуждают вопросы экономики, мира или войны, социальные проблемы. Данный вид взаимодействия нельзя назвать религиозным, он лишь имеет некий религиозный смысл.
Исторически сложилось так, что религия всегда влияла на политику и политика влияла на нее. К сожалению, в современном мире люди становятся равнодушными к религии. Несмотря на это, религия часто используется в политике. В политику часто вводится некий религиозный элемент, для того, чтобы возвысить политику, и повысить ее привлекательность.
Можно сделать вывод, что за счет этих двух подходов происходит этноконфессиональная конкуренция конфессий за основное место, чтобы воздействовать на общество. Нужно взять во внимание то, что если процесс этнического развития в современных условиях очень меняется в плане содержания и формального порядка, то конфессиональное содержание становится устойчивым и сохраняется. Если этническое развитие не удовлетворяет конфессиональные нормы, правила, то этнические тенденции блокируются.
В этноконфессиональном процессе, в случае второго подхода, доминируют неформальные отношения, где нет жесткой организации, это является благоприятным для манипулирования современных политических технологий.
От характера духовной культуры и сознания народа непременно зависит развитие этноконфессиональных процессов. В обществе, где много наций, могут формироваться иные стереотипы и взгляды, которые не относятся к единой конфессии в стране. Данные взгляды и стереотипы для многонациональной страны могут носит как благоприятный, так и разрушающий характер. В этом случает происходит разрушение некоторых исторических типов этноконфессий.
В современном мире стремительно растет численность этнополитических конфликтов. Жертвами этих конфликтов становятся мирное население, виной их является его конфессиональная или этническая принадлежность. Если человек принадлежит к какому-либо этносу, то это вызывается у него чувство ответственности перед своей группой, тогда он защищает интересы группы, к которой принадлежит и территорию от других этнических групп. Иногда этнические конфликты могут маскироваться религиозными. Враждебность между религиозными группами может зависеть от того, на сколько религиозные взгляды групп зависят от экономических, политических, а также национальных интересов. Конфликты существуют как между религиозными группами, так и внутри них. Конфликт может образоваться, если происходит процесс освобождения общества от церковного влияния, вызывают его изменения духовной жизни общества, когда формируется светская культура, которая противоречит религиозным взглядам на мир и моральные ценности. Например, религиозные взгляды могут запрещать участвовать в политической жизни, служить в армии.
В современном мире существуют внешние религиозные конфликты, причины которых:
1. Низкий уровень культуры, а также образования общества;
2. Различные этнические группы мечтают иметь свое государство;
3. Низкий экономический уровень, как следствие возникают чувства несправедливости, провоцирование протестов;
4. Одни страны богаче других.
В современном мире религию используют в своих целях, а также влияют в большинстве на мнение легко поддающихся, необразованных людей, передавая им свои религиозные мнения, которые трактуют по-своему.