Глава I. Теоретические аспекты изучения полиэтнических и
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения полиэтнических и
поликонфессиональных обществ…………………………………………….
1.1. Сущность межэтнических и межконфессиональных отношений…….
1.2. Особенности этноконфессиональных взаимодействий в
современном мире…...………………………………………………
Глава II. Исторические аспекты становления полиэтнического и
поликонфессионального общества в Крыму……………………………….
2.1. История становления этнических отношений в Крыму (русские,
украинцы, крымские татары)…………………………………………
2.2. Социокультурные предпосылки конфессиональных
взаимоотношений на территории Крыма (христианство и ислам)…
Глава III. Межэтнический и межконфессиональный диалог в Крыму на
современном этапе…………………………………………………………….
3.1. Межэтнические и межконфессиональные конфликты на территории
современного Крыма………………………………………………….
3.2. Современная национальная (этническая) политика в Крыму……….
Заключение…………………………………………………………………….........
Библиографический список………………………………………………………
Введение
Актуальность исследования
Степень разработанности проблемы
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Методы
Практическая значимость
Структура
Глава I. Теоретические аспекты изучения полиэтнических и
Глава II. Исторические аспекты становления полиэтнического и
Глава III. Межэтнический и межконфессиональный диалог в Крыму
На современном этапе
3.1. Межэтнические и межконфессиональные конфликты на территории
современного Крыма
На территории современного полуострова возникают конфликтные ситуации на этнической и религиозной основе. Крымский полуостров можно обозначить как наиболее конфликтный. За историю его существования, там произошло множество событий, которые приводили к экономическим, межконфессиональным и межэтническим кризисам. На территории Крыма проживало большое количество этнических групп. Там проживали три мировые религии. Началось наслоение языков и культур. Что повело за собой конфликты между этносами. В современном Крыму стремительно развиваются православие и ислам. Славянское население все чаще начинает покидать полуостров. Тогда как мусульманское население растет.
Конфликты возникают на социокультурной почве. Главным возбудителем социокультурных конфликтов на полуострове выступают этноконфессиональные факторы. Там существуют:
1) Конфликты, которые происходят на межгосударственном уровне (точнее конфликт между Россией и Украиной за территорию Крыма);
2) Конфликт, который развивается внутри государства;
3) Конфликты, которые насильственно вовлекают депортированных меньшинств (например, крымские татары);
Кроме этого, в современном Крыму существуют конфликты, где этническое меньшинство стремится взять право на государственное образование. Депортированный мусульманский народ борется за восстановление территориальных прав. Также сюда можно отнести конфликты исторического характера. На полуострове происходит лингвистический спор, о том, каким должен быть государственный язык, зачастую под этими конфликтами скрываются значительные разногласия между теми или иными национальными общинами.
Межэтнические конфликты возникли не на пустом месте. Для того, чтобы они проявились, нужны были изменения привычного уклада жизни, система ценностей. Когда появилась угроза, образовалась группа, которая нашла похожие признаки, такие как происхождение, и выработала в себе сплоченность, единство.Началось расслоение общества на меньшинство и большинство.
На протяжении того времени, пока полуостров был в составе Украины, молодая страна так и не смогла сформировать единую нацию. Первой причиной стало то, что мусульмане, возвращавшиеся из депортации, не имели поддержки со стороны правительства Украины. Причиной этому стало возникновение конфликтной межэтнической ситуации между славяно-православным и тюрко-мусульманским народом. Большинство мусульман Крыма не принимают и не уважают точку зрения православной части населения. Не приязнь местной власти к крымским татарам сдерживалась лишь центром страны, Киевом. Но когда Россия окупировала крымский полуостров, лишив при этом единственного посредника, который не допускал жестоких столкновений, народ остался один на один.
Политические деятелии и эксперты, которые настроены против крымских татар, отправляли информацию о ситуации на полуострове центру России. В связи с этим политика, со стороны России по отношению к крымским татарам ужесточается. На базе русских националистических организаций крымского казачества, была создана крымская самооборона, что еще больше подорвало межэтнические и межконфессиональные отношения. Эта самооборона аналогична гитлеровским штурмовым отрядам.
Началась политическая зачистка Крыма, что обозначало свождение счетов пророссийской элиты с крымскими татарами. Производятся обыски, применяются пытки, незаконные осуждения за “экстремизм”. Использование украинского либо крымско-татарского языков в быту карается убийство, похищением или физическим насилием. Под прессинг попали конфессиональные институты, такие как общины Украинской греко-католической церкви, Духовное управление мусульман Крыма, в связи с тем, что данные организации выполняли соединяющие функции.
В Крыму уничтожается все, что напоминает о религиозной, этнической и политической стороне. Из полуострова вытесняются СМИ, которые хотят показать правду, о нарушении этнических и религиозных прав народа Крыма. Уничтожается украинская и мусульманская религиозная, художественная и педагогическая литература. Подавляются протесты со стороны политических украинцев и крымских татар.
В современном Крыму можно выделить то, что между этническими группами существует конфликт на уровне ценностей. В первую группу входят русские, которые осознают свои права и культурные особенности, свое большинство и неповторимость. Вторую этническую группу составляют украинцы, которые оказываются под давлением Киева и Запада. Третья группа крымские татары, - которые в связи с историческим прошлым, претендуют на землю полуострова.
Если рассматривать две этнические группы - русских и украинцев, можно сказать, что они близки на культурном уровне, но различны с мусульманами. Но, к сожалению, современное поколение перестало это ценить, и образовались социально-политические противостояния между ними.
В Крыму сочетаются религиозные и этнические принадлежности конфликтующих участников. Самый сильный конфликт произошел из-за борьбы за Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь. Ситуация обострилась еще в 2001 году. Также причиной конфликтности стал «крестоповал», массово были повалены православные кресты, которые были установлены в честь празднования 2000-летия Рождества Христова. На современных жителей Крыма переложили всю вину, за то, что в советский период культовые мусульманские сооружения были отданы под светские учреждения.
В последние годы православное население стало более радикальным нежели мусульмане. В условиях духовного и социально- экономического кризиса, нарастает недоверие ко многим социальным институтам. Происходит распад общества.
Исторически сложилось, что русские и украинские этносы в рамках одного государства привели к этническому несовпадению происхождения, а также лингвистическая проблема русских и украинцев на территории Украины. Это можно обозначить как двуязычие. Когда все службы начинают переходить на государственный язык, это влечет за собой чреду проблем, таких как культурная этноизоляция, будут расти сепаратистские движения.
На данном этапе русско-украинские межэтнические складываются конфликтно, но только лишь на политическом уровне. На сегодняшний день, общественное мнение не является конфликтным.
Конфликт строится не только на межэтнических отношениях, но здесь, так же, берется во внимание межконфессиональные отношения. Когда крымские татары разрезали трехтонный памятники унесли. За этим начался акт вандализма, в ответ на это были разбиты 11 памятников на кладбище.
Но этническая конфликтная ситуация накаляется. Из-за того, что Крым находится в очень выгодном расположении, интересует многие государства, соответственно они не хотят табильности, чтобы можно было управлять данной обстановкой в своих целях. В современном мире происходит политическое, социальное и экономическое неравенство. Это припятствует восстановлению добрососедских межэтнических отношений, чувства патриотизма, чем создаются внутренние и межнациональные конфликты.
Последнее время все чаще стали проявляться такие проблемы, как экстремизм, терорризм, который препятствует развитию государства, нарушает внутреннюю и внешнюю стабильность. Поэтому в Крыму и во всем мире, в частности, стали проводить профилактику в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.
3.2. Современная национальная (этническая) политика в Крыму
Так как Крым находится в благоприятных климатических условиях, он привлекает множество народностей. На данный момент на полуострове проживают сотни национальностей. Поэтому крымскому народу и правительству, в частности, необходимо поддерживать благоприятные отношения. Властям нужно обеспечивать национальное, культурное развитие этносов, которые проживают в Крыму.
Культура обеспечивает духовное развитие нации, с помощью ценностей, традиций, которые формируют базу для развития проживающего на полуострове народа. Чтобы происходило развитие цивилизации, обществу необходимо уважать свои корни, чтить прошлое, охранять созданное ранее- культурное наследие. Под словом охранять, подразумевается принятие мер по обеспечению сохранения, документирования и исследования исторических артефактов. Передача культурного наследия другим поколениям происходит через систему образования и возрождения некоторых аспектов.
В Крыму производится охрана в виде внесения объектов культурного наследия в международные перечни, для их защиты и поддержки.
Автономная Республика Крым единственное образование, где благодаря историческим событиям, титульная нация не доминирует. История отношений в Крыму показывает отсутствие долгосрочной национальной политики.
На сегодняшний день крымские татары занимают 13% от всего населения. Стоят на третьем месте после русских и украинцев. Орган, который имеет политическую силу в Крыму, называется Меджлис. Крымские татары прислушиваются к советом этой силы. При возникновении проблемных ситуаций, взгляды русских политических сообещств и Меджлиса не совпадают.
За многие годы обоснования крымских татар и славян между ними образовалось большое колличесто обид и претензий, которые не дают устанавливать доверительные отношения. Первой, значительной причиной конфликтов стала депортация в 1944 году татар, а по возвращению они нактнулись на социальные конфликты. Крымские татары хотели получить назад свои земпли, но так как земли были коррумпированы, они прибегли к самозахватам.
При изменении власти, когда Крым был в составе Украины, начались изменения в пользу мусульманского народа. Были решены одни из важнейших вопросов. Была выделена земля для строительства Соборной мечети в Симферополе. Меджлису обещали выделить участок земли. Но на этом все остановилось, так как на эти земли имел виды влиятельный человек. Затем в это дело вмешался политический деятель, ему не смогли отказать и задуманное продолжилось. Был введен законопроэкт, о том, чтобы земли продавались исключительно через аукционы. Но конфликты между этносами начали возникать из-за того, что власти решали проблемы лишь административно, без национальной политики.
2014 году начался общеукраинский политический кризис, из-за этого в Крыму произошли общественно- политические изменения. Это повлекло за собой появление демонстраций на полуострове противников и сторонников украинского майдана. Эти противостояния привели к смене украинской власти, что привело к мобилизации русского этноса, который оказался резко против правительства Украины.
Меджлис крымскотатарского народа, стал претендовать на то, чтобы стать представителем крымских татар, организовал акции в поддержку новой власти Украины. Украинское правительство и Меджлис хотели занять Крымский парламент и заблокировать его работу. Новая власть не была признала легитимной. В урегулирование конфликта вмешалась Российская Федерация, с перва освободив парламент от окупантов, затем начала курс на присоединение полуострова к России.
В Крыму начался референдум, на котором большинство голосов было за присоединение к России. В связи с этим Крым и Россия подписали договор о вхождении Крыма в состав Российской Федерации, благодаря ему, образовались новые Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Но присоединение полуострова к России не было принято со стороны Украины и некоторых иных стран, которые являются членами ООН.
Украина делает различные попытки, чтобы ухудшить социально-политическое состояние в Крыму. Киевские власти возле границ полуострова проводят опасные ракетные стрельбы, готовят терорристические акты. При этом, Россия наращивает численность военной техники в Крыму.
В составе Украины, на Крымском полуострове извлекались только политические и экономические выгоды, а при вхождении в Российскую Федерацию, появляется межнациональная политика, для объединения общества.
Национальная политика, это важнейшая часть государственной политики России. Внутри страны проходят реформации, которые меняют экономические, культурные и социальные проблемы, для совершенствования национальной политики. В Республике Крым и в городе Севастополе были разработаны конституционно-правовые основы национальной политики. Целью этого документа является обеспечение национального равноправного развития, сохранение самобытности национальных культур, которые исторически сложились на территории Крымского полуострова, а так же право самоопределение своей национальсноти. Большое внимание уделяется языковой политике. В конституции прописуется о том, что русский, украинский и крымско- татарский языки являются государственными языками полуострова.
Власти Крымского полуострова должны учитывать исторические, культурные и национальные особенности полуострова. Конституционно, Совет Министров Республики Крым должен обеспечивать свободу и интересы гражданина, несависимо от рассы, предотвращать ограничение прав и дискриминации по национальной, социальной, рассовой, языковой или религиозной принадлежности. Обязаны сохранять и развивать этнокультурное многообразие народов Крыма, защищать права национальных меньшинств, проводить профилактику межнациональных конфликтов, вести межконфессиональный и межэтнический диалог.
Президентом Российской Федерации был издан и реализован указ о реабилитации, возрождении и развитии крымско-татарскоо, армянского, греческого народов. Большинство крымских татар получили Российское гражданство. На полуострове развиваются классы и школы с обучением на родных языках, таких как украинский и крымскотатарский.
В Республике Крым решается вопрос о самозахвате земель. Власти информируют народ о получении новых земельных участков, если будет произведено самостоятельное снесение незаконных построек.
На полуострове держится низкий уровень толерантных отношений, происходят этносоциальные разногласия, эти проблемы ухудшают социально- культурное развитие общества.
Чтобы произошел диалог, необходимо взаимопонимание носителей разных культур, которые вступают во взаимодействие. Если смотреть с культурологической точки зрения, то можно сказать, что диалог- параллельное развитие, тесное переплетение традиций, что способствует установлению межкультурного согласия.
Заключение
Однако в современном мире предпринимаются попытки нарушить межэтническую гармонию извне. В связи с этим необходима охрана и контроль над культурным наследием.
Библиографический список
1) Жеребцова Елизавета Вадимовна 2008Специфика конфликтнойситуациивКрымском регионе в постсоветский период- статья, Авторы
v Жеребцова Елизавета Вадимовна
v Журнал
v Знание. Понимание. Умение
v Выпуск№ 1 / 2008
v Коды
v ГРНТИ: 03 — История. Исторические науки
v ВАК РФ: 07.00.00
v УДK: 93/94
v
v
v Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-konfliktnoy-situatsii-v-krymskom-regione-v-postsovetskiy-period#ixzz4i6W794HD
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения полиэтнических и
поликонфессиональных обществ…………………………………………….
1.1. Сущность межэтнических и межконфессиональных отношений…….
1.2. Особенности этноконфессиональных взаимодействий в
современном мире…...………………………………………………