Краткое описание ситуации клиента (основана на реальных событиях).
Степанову Ивану исполнилось 16 лет. В течении всей его жизни о нем заботилась его мать – Степанова Мария (33 года, бухгалтер). Отец Ивана, Степанов Петр, неоднократно отбывал наказание в местах лишения свободы за крупные кражи и мелкое воровство. Возвращаясь домой, отец рассказывал Ивану о своем авторитете среди заключенных. Изредка в гости приходили неизвестные мужчины, подолгу засиживались в квартире, громко смеялись и играли в карты. Отец звал сына в их компанию и говорил: «Видишь, Сын, отец у тебя не работает, а живет как сыр в масле катается».
Мать Ивана пыталась выгнать мужа и развестись, но услышав угрозу, о том, что она может не увидеть больше сына, испугалась, думая о том, что скоро муж вновь покинет их дом. Когда ребенок пошел в школу, у него спросили: «Кем ты хочешь стать, когда выростешь?». Он ответил – бандитом, таким же сильным как папа, чтобы все уважали.
Мать много работала, чтобы прокормить и обеспечить сына всем необходимым. Ни в чем не отказывала ребенку. Иван побывал неоднократно за границей, у него были самые лучшие игрушки.
В 12 лет Ивана обвинили ребята из школы в краже сотового телефона. Вина не была доказана.
У Ивана была компания друзей, с которыми он учился в школе. На них часто жаловались учителя за сорванные уроки.
Мать ругала Ивана и говорила, если он не исправит свое положение, то может оказаться на месте своего отца.
Однажды, мать одноклассницы позвонила Марии и сказала, что Иван украл ноутбук у девочки и продал его, а на полученные деньги сходил с друзьями в кино и кафе. Завели уголовное дело, Ивану дали 2 года условно, и мальчик признал свою вину.
Однако, мальчика это не остановило.
В 15 лет он стал заниматься угоном машин. В 16 – Иван оказался в исправительном учреждении для несовершеннолетних. И находится на приеме у социального работника.
Список литературы:
1. Василькова Ю.В. Социальный педагогика: педагогический опыт и методы работы/Ю.В. Василькова . -М.: «Академия».- 2010. - С. 124.
2. Бихевиориз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/biheviorizm (Дата обращения: 12.12.12).
3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. - М.: «Академия», 2004. - С. 187.
4. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие/ Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- С. 92.
5. Кулебякин Е. В. Психология социальной работы. Учебное пособие/ Е.В. Кулебякин. – Владивосток. - 2004.
6. Основные модели индивидуальной работы со случаем. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soc-work.ru/article/304 (Дата обращения: 10.12.12).
7. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flogiston.ru/library/watson (Дата обращения: 12.12.12).
8. Седова М. методы, средства и приемы социально-педагогической и психологической профилактики отклоняющегося поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/139-sedova (Дата обращения: 10.12.12).
9. Соловьева О. В. Уотсон: бихевиоризм - предсказание поведения и контроль за ним / О. В. Соловьева // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 15 – 17
10. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: «Академия», 2002. – С. 192.
Задание:
I. При анализе случая, важно ответить на вопросы:
1. В чем заключается проблема подростка?
2. В чем состоит поведенческая проблема?
3. На каком этапе жизни возникла проблема с поведением?
4. Является ли данная проблема типичной для клиента?
5. Имеет ли клиент мотивацию к изменению?
6. Какими методами социальный работник может воздействовать на поведение клиента.
7. Составьте рекомендации для специалистов (а также преподавателей студентов)
Анализ актуальных управленческих проблем социального учреждения(автор – Лугинина А.)
Центр "А" Центр уже 15 лет помогает семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Место нахождения Центра: Екатеринбург.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "А" района города Екатеринбурга", создано для осуществления социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до восемнадцати лет, а также семей, в которых эти дети воспитываются. Центр входит в государственную систему социальных служб Свердловской области и осуществляет свою деятельность на территории, определяемой Министерством социальной защиты населения Свердловской области.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
—организация комплексной реабилитации, оказание квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической, социально-правовой, социально-экономической, социально-бытовой и социально-педагогической помощи;
— создание условий для максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
— профилактика первичной инвалидности у детей, страдающих
хроническими заболеваниями;
— оказание качественных социальных услуг, в соответствии с
Государственным стандартом социального обслуживания населения.
Главной целью учреждения является создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, детей с синдромом Дауна, детей с нарушением слуха и нарушениями ОДА. Основные задачи Центра:
- привлечение внимания родителей к особым потребностям и интересам
ребёнка;
- развитие у родителей умений взаимодействия с ребёнком;
- расширение сферы общения "особых" детей и их родителей.
Формы работы Центра:
- индивидуальные и групповые занятия для детей;
- группы родительской взаимопомощи;
- семинары для родителей с привлечением узких специалистов;
- тренинги для родителей;
- анимационные мероприятия для детей и родителей.
Определение целей работы.
Главной цельюанализа кейса будет являться на основе реальной ситуации предоставить решение актуальных управленческих проблем изучаемого учреждения.
Выделим более конкретные целиработы:
1. Вовлечение в решение актуальных задач и проблем, что вызывает
гораздо больший интерес и мотивацию к участию, нежели изучение
абстрактных проблем, далеких от реальности.
2. Формирование умения воспринимать себя, как лицо, принимающее
решения. Это позволяет развить более глубокой осмысление и
понимание проблемы на психологическом уровне.
3. Совершенствование навыка теоретического знания для решения
реальных проблем. Кейс поможет понять взаимосвязь между теорией и
практикой, выработать собственные методы и модели использования
накопленного теоретического материала.
4. Развитие аналитических способностей и умения давать объективную оценку ситуации.
5. Приобретение навыка прогнозировать последствия принятого решения.
6. Способствование пониманию сущности и социальной значимости управления социальной работой, его места и роли как в системе социальных и управленческих знаний, так и в формировании профессиональных качеств специалиста социальной работы, а также овладению ими понятийным аппаратом науки управления.
7. Развитие способности в части, касающейся определения целей и задач социальных служб и других организаций социальной сферы, разработки их планов и структуры управления, эффективногоформирования и использования персонала, его мотивации, принятия оптимальных управленческих решений, осуществления контроля за их исполнением.
8. Содействие в овладении знаниями принципов, структуры, функций и методов управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях, основ администрирования в социальных службах, прав социальных работников, правил их этического поведения и навыками современных технологий руководства и лидерства, работы в команде, разрешения конфликтов, самоменеджмента и организации труда специалистов социальной
работы.
9. Обеспечение понимания сущности, основных факторов и путей повышения эффективности управления в организациях системы социальной работы, современных технологий управления социальными инновациями, социального проектирования и программирования, социального мониторинга.