Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств |
1.Патриотизм 1.1. Отношение к родной природе. | 3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других; 2—любит и бережёт природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережёт. |
1.2. Гордость за свою страну. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. |
1.3. Служение своими силами. | 3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 – находит дела на службу малому Отечеству; 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. |
1.4. Забота о своей школе. | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду
2.Любознательность | |
2.1. Познавательная активность | 3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает; 1 – читает при побуждении взрослых, учителей; 0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. |
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше; 1 – учится при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля. |
2.3.Саморазвитие. | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 –есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует. |
2.4. Организованность в учении. | 3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет. |
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие. | |
3.1 Инициативность и творчество в труде. | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет. |
3.2. Самостоятельность в труде. | 3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает. |
3.3.Бережное отношение к результатам труда. | 3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других; 2 – бережёт личное и общественное имущество; 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
3.4. Осознание значимости труда | 3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость | |
4.1. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость. |
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. | 3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен. |
4.3. Милосердие. | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток. |
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен. |
Отношение к себе
5. Самодисциплина. | |
5.1. Развитая добрая воля. | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. |
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения. | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает. |
5.3. Организованность и пунктуальность. | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет. |
5.4. Требовательность к себе. | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ | Название мероприятия | Форма | Класс |
Русь, Россия, Родина моя | Праздник | 1,2,3,4. | |
День матери | Классный час | 1,2,3,4 | |
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» | Праздник | 1,2,3,4 | |
Праздник игры и игрушки | Праздник | ||
Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | ||
Праздник урожая | Игра-соревнование | 1,2,3,4 | |
Приятного аппетита! Этикет за столом. | Игровой тренинг | 1,2,3,4 | |
Как украсить дом к Новому году. | Урок творчества | 1,2,3,4. | |
Вежливые слова | Беседа, игровой тренинг. | 1,2. | |
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. | Беседа | 1,2. | |
Честной семик. Масленица. | Игровая программа. | 1,2,3,4 | |
Из бабушкиного сундука. | Праздник-выставка. | 1,2,3,4 | |
Красота родной природы | Фотовыставка | 1. | |
Папа, мама, я – спортивная семья. | Спортивный праздник. | 1,2,3,4. | |
Режим дня. | Беседа. | 1,2. | |
История школы | Экскурсия в школьный музей. | 1,2. | |
Составим правила поведения в школе. | Аналитическая беседа | 2. | |
Вот моя деревня, вот мой дом родной. | Игра-путешествие. | 2. | |
Семейные династии | Мини проект. | ||
Сельские профессии | Деловая игра. | ||
Святые места Самарского края | Экскурсия, мини проект. | ||
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | Беседа | 1,2. | |
Труд в почете любой! Мир профессий большой. | Игровой классный час | 1,2. | |
Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам. | Трудовое дело. | 1,2,3,4. | |
Приветствие ветеранов ВОВ. | Выступление, подарки. | 2,3,4. | |
Береги природу. | Конкурс плакатов, рисунков | 2,3,4 | |
Изучаем родную природу. | Уроки окружающего мира. | 2,3. | |
Учись учиться. | Беседа. | 2. | |
День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера | Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков | 1,2,3,4. 1-4 | |
Участие в проведении «Дня здоровья». | 1,2,3,4. | ||
Зов леса. | Спортивно-интеллектуальная игра. | 1,2,3,4. | |
Погост, селение, городища. | Беседа. | 4. | |
Семейные походы по родному краю | Экскурсия | 1, 2,3,4. | |
Город Салехард на карте Тюменской области. | Игра-путешествие по карте. | 4. | |
Население Салехарда | Беседа, встреча с интересными людьми. | 4. | |
Какие люди в селе, котором я живу! (художники, поэты, музыканты) | Беседа, экскурсия. | ||
Фольклор, традиции, обычаи. | Устный журнал. | 3, 4 | |
Традиционные промыслы. | Игра-путешествие, встречи. | 3, 4 | |
Музей имени Шемановского | Экскурсия. | 4. | |
Настоящий мальчишка, какой он? | Классный час. | 3, 4 | |
«Когда все вместе». | Конкурсная семейная программа. | 3, 4 | |
Золотые правила этики | Классный час. | 2, 3. | |
Мир природы «На волшебной полянке» | Экскурсия-тренинг поведения. | 3 ,4. | |
Городок весёлых затей. | Конкурс-выставка. | З., 4 | |
Государственные символы России. | Классный час. | 1,2,3,4. | |
Народы России. | Игра-путешествие. | 4. | |
ЯНАО на карте России. | Игра-путешествие по карте. | 4. | |
История Салехарда в истории России. | Беседа | 4. | |
Памятники культуры и архитектуры города Салехарда. | Игра-путешествие. | 4. | |
Природа Самарской области. | Интеллектуальная игра, работа с картой. | 4. | |
Экскурсия в Обдорск. | Поездка-экскурсия. | 4. | |
Экскурсия в Салехарде (по выбору). | Поездка-экскурсия. | 4. | |
Народные промыслы России. | Классный час. | 4. | |
Экологические проблемы ЯНАО. | Классные часы, внеурочные занятия, трудовые дела. | ||
Все работы хороши, выбирай на вкус! | Утренник. | 4. | |
Честь имею. | Классный час. | 4. | |
Кому нужна моя помощь? | Классный час. | 4. | |
Умеем ли не обижаться? | Классный час. | 4. | |
История моей семьи в истории России. | Проектная деятельность. | 4. | |
Мероприятия, посвященные государственным праздникам России | Классные часы, внеурочные занятия, праздники | 1, 2, 3, 4 | |
«По волнам нашей памяти» | Утренник | 3,4 | |
Детство наших бабушек и дедушек | Устный журнал | 1,2 | |
Я на бабушку похожа | Классный час. | 1,2 | |
«Если бы я был(а) мамой, папой» | Сочинение | 3,4 | |
Рисуем милой мамочки портрет | Конкурс рисунков | 1, 2, 3, 4. | |
Кто, кто в моем доме живет? | Беседа | ||
Профессии в моей родословной | Классный час. | ||
Чтим великий День победы | Классный час. | 1, 2, 3, 4 | |
Кто я, какие мы? | Классный час. | ||
Традиции семьи в песнях, играх и обрядах | Игровой классный час | 1,2 | |
Зачем человеку семья | Классный час - диспут | 2, 3 | |
Семейные реликвии | Классный час. | ||
Семейные династии | Мини проект | ||
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой | Устный журнал | ||
Мир дому моему, мир дому твоему | Мини проект |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.