Программа воспитания младших школьников
Программа воспитания младших школьников
«Истоки»
Введение
Содержательные линии программы
Образовательная– содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная– способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Принципы
· Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.
· Принцип культуросообразности.
· Природосообразность воспитания.
· Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.
· Прикладная направленность.
· Интегративность.
Средства реализации проблемы:
Деятельность:
· изучениеистории семьи, своей родословной;
· совместная с родителями и родственниками работа воспитанниковпо изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;
знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
· исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;
Проектная деятельность
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинг
· Организация и работа:
-Клуба юных знатоков истории Малой России;
- Детской Службы Милосердия;
- Интер - клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины);
- Центра разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины, родного края).
· Организация и работа родительской школы:
- «Духовно нравственные основы семьи».
- «Пишем историю своей семьи».
- «Родословная семьи».
- «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».
Отношения, формируемые в результате общения и деятельности
Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития.
Класс «Моя родословная».
Класс «Мир дому моему».
Класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».
Класс «Моя семья – моя Россия».
Объект деятельности:
программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
· систему краеведческих знаний,
· устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
· уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
· любовь и бережное отношение к родной природе;
· посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
· честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Содержание программного материала
Класс - «Моя родословная»
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Класс – «Мир дому моему»
Задачи:
1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми норма ми, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость | |
4.1. Уважительное отношение к старшим. | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 – уважает старших; 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 – не уважает старших, допускает грубость. |
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам. | 3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 – груб и эгоистичен. |
4.3. Милосердие. | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 – сочувствует и помогает слабым и больным; 1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения; 0 – неотзывчив, иногда жесток. |
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми. | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других; 2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 – не всегда честен; 0 – нечестен. |
Отношение к себе
5. Самодисциплина. | |
5.1. Развитая добрая воля. | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли; 2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её; 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. |
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения. | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 – нормы и правила поведения не соблюдает. |
5.3. Организованность и пунктуальность. | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 – своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 – начатые дела не выполняет. |
5.4. Требовательность к себе. | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:
№ | Название мероприятия | Форма | Класс |
Русь, Россия, Родина моя | Праздник | 1,2,3,4. | |
День матери | Классный час | 1,2,3,4 | |
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» | Праздник | 1,2,3,4 | |
Праздник игры и игрушки | Праздник | ||
Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | ||
Праздник урожая | Игра-соревнование | 1,2,3,4 | |
Приятного аппетита! Этикет за столом. | Игровой тренинг | 1,2,3,4 | |
Как украсить дом к Новому году. | Урок творчества | 1,2,3,4. | |
Вежливые слова | Беседа, игровой тренинг. | 1,2. | |
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. | Беседа | 1,2. | |
Честной семик. Масленица. | Игровая программа. | 1,2,3,4 | |
Из бабушкиного сундука. | Праздник-выставка. | 1,2,3,4 | |
Красота родной природы | Фотовыставка | 1. | |
Папа, мама, я – спортивная семья. | Спортивный праздник. | 1,2,3,4. | |
Режим дня. | Беседа. | 1,2. | |
История школы | Экскурсия в школьный музей. | 1,2. | |
Составим правила поведения в школе. | Аналитическая беседа | 2. | |
Вот моя деревня, вот мой дом родной. | Игра-путешествие. | 2. | |
Семейные династии | Мини проект. | ||
Сельские профессии | Деловая игра. | ||
Святые места Самарского края | Экскурсия, мини проект. | ||
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | Беседа | 1,2. | |
Труд в почете любой! Мир профессий большой. | Игровой классный час | 1,2. | |
Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам. | Трудовое дело. | 1,2,3,4. | |
Приветствие ветеранов ВОВ. | Выступление, подарки. | 2,3,4. | |
Береги природу. | Конкурс плакатов, рисунков | 2,3,4 | |
Изучаем родную природу. | Уроки окружающего мира. | 2,3. | |
Учись учиться. | Беседа. | 2. | |
День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера | Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков | 1,2,3,4. 1-4 | |
Участие в проведении «Дня здоровья». | 1,2,3,4. | ||
Зов леса. | Спортивно-интеллектуальная игра. | 1,2,3,4. | |
Погост, селение, городища. | Беседа. | 4. | |
Семейные походы по родному краю | Экскурсия | 1, 2,3,4. | |
Город Салехард на карте Тюменской области. | Игра-путешествие по карте. | 4. | |
Население Салехарда | Беседа, встреча с интересными людьми. | 4. | |
Какие люди в селе, котором я живу! (художники, поэты, музыканты) | Беседа, экскурсия. | ||
Фольклор, традиции, обычаи. | Устный журнал. | 3, 4 | |
Традиционные промыслы. | Игра-путешествие, встречи. | 3, 4 | |
Музей имени Шемановского | Экскурсия. | 4. | |
Настоящий мальчишка, какой он? | Классный час. | 3, 4 | |
«Когда все вместе». | Конкурсная семейная программа. | 3, 4 | |
Золотые правила этики | Классный час. | 2, 3. | |
Мир природы «На волшебной полянке» | Экскурсия-тренинг поведения. | 3 ,4. | |
Городок весёлых затей. | Конкурс-выставка. | З., 4 | |
Государственные символы России. | Классный час. | 1,2,3,4. | |
Народы России. | Игра-путешествие. | 4. | |
ЯНАО на карте России. | Игра-путешествие по карте. | 4. | |
История Салехарда в истории России. | Беседа | 4. | |
Памятники культуры и архитектуры города Салехарда. | Игра-путешествие. | 4. | |
Природа Самарской области. | Интеллектуальная игра, работа с картой. | 4. | |
Экскурсия в Обдорск. | Поездка-экскурсия. | 4. | |
Экскурсия в Салехарде (по выбору). | Поездка-экскурсия. | 4. | |
Народные промыслы России. | Классный час. | 4. | |
Экологические проблемы ЯНАО. | Классные часы, внеурочные занятия, трудовые дела. | ||
Все работы хороши, выбирай на вкус! | Утренник. | 4. | |
Честь имею. | Классный час. | 4. | |
Кому нужна моя помощь? | Классный час. | 4. | |
Умеем ли не обижаться? | Классный час. | 4. | |
История моей семьи в истории России. | Проектная деятельность. | 4. | |
Мероприятия, посвященные государственным праздникам России | Классные часы, внеурочные занятия, праздники | 1, 2, 3, 4 | |
«По волнам нашей памяти» | Утренник | 3,4 | |
Детство наших бабушек и дедушек | Устный журнал | 1,2 | |
Я на бабушку похожа | Классный час. | 1,2 | |
«Если бы я был(а) мамой, папой» | Сочинение | 3,4 | |
Рисуем милой мамочки портрет | Конкурс рисунков | 1, 2, 3, 4. | |
Кто, кто в моем доме живет? | Беседа | ||
Профессии в моей родословной | Классный час. | ||
Чтим великий День победы | Классный час. | 1, 2, 3, 4 | |
Кто я, какие мы? | Классный час. | ||
Традиции семьи в песнях, играх и обрядах | Игровой классный час | 1,2 | |
Зачем человеку семья | Классный час - диспут | 2, 3 | |
Семейные реликвии | Классный час. | ||
Семейные династии | Мини проект | ||
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой | Устный журнал | ||
Мир дому моему, мир дому твоему | Мини проект |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Программа воспитания младших школьников
«Истоки»
Введение