Раздел 1. Теоретические основы культурно-просветительской деятельности
Основные понятия: культура, культурная деятельность, социально-культурная деятельность, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность, образование, самообразование, система непрерывного образовании, формальное образование, неформальное образование, просвещение, культурно-просветительская деятельность.
Культура как общественный феномен.
Сущность и функции культуры. Формы и виды культуры. Источники развития культуры. Ценности в культуре. Педагогическая культура. Педагогические ценности.
Культурно-просветительская деятельность как особый вид социальной и педагогической деятельности.
Сущность и функции культурно-просветительской деятельности. Формальное и неформальное образование в Российской Федерации. Место и значение культурно-просветительской деятельности в современном российском образовании. Законодательство в области культурно-просветительской деятельности. Принципы культурно-просветительской деятельности. Направления культурно-просветительской деятельности, реализуемые в образовательной организации.
Становление и развитие культурно-просветительской деятельности в России.
Этапы становления культурно-просветительской деятельности в России. Характеристика системы просвещения в советский период. Современные модели, средства и формы организации культурно-просветительской работы с различными группами населения.
Раздел 2. Культурно-просветительская деятельность как педагогическая система
Основные понятия: педагогическая система, субъект деятельности, категории населения, социальный институт, социум, сотрудничество, культурно-образовательная среда, ресурс, мониторинг.
Субъекты культурно-просветительской деятельности.
Характеристика социально-психологических групп населения. Организаторы и участники культурно-просветительской деятельности. Учет особенностей контингента при организации культурно-просветительской деятельности.Социальное партнёрство в культурно-просветительской деятельности.
Содержательно-целевой и технологический компоненты культурно-просветительской деятельности.
Популяризация психолого-педагогических знаний в среде родителей. Повышение социокультурной и психолого-педагогической компетентности воспитывающих взрослых (педагогов и родителей). Приобщение детей к разным видам культур. Традиционные средства просвещения. ИКТ в культурно-просветительской деятельности. Интерактивные формы и методы просвещения педагогов, родителей и детей.
Ресурсная база культурно-просветительской деятельности.
Социокультурной среда: сущность, составляющие, характеристика компонентов. Изучение культурно-просветительского потенциала среды. Условия культурно-просветительской деятельности: психологические, кадровые, материально-технические, финансовые и др.
Мониторинговый аспект культурно-просветительской деятельности.
Специфика, назначение и виды мониторинга, применяемые для изучения результатов культурно-просветительской деятельности в ДОО. Процедура и методы мониторинга процесса и результатов культурно-просветительской деятельности в ДОО.
Раздел 3. Моделирование и проектирование культурно-просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации
Основные понятия: социальное партнёрство, проектирование, моделирование, культурно-просветительский проект, культурно-просветительская программа, культурно-просветительское мероприятие.
Технология разработки культурно-просветительских программ, проектов и мероприятий.
Общее понятие о просветительских проектах и программах. Моделирование, проектирование, планирование культурно-просветительской работы в дошкольной образовательной организации. Культурно-просветительское мероприятие в структуре культурно-просветительской программы.
Организация культурно-просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации.
Этапы организации культурно-просветительской деятельности в ДОО. Социальное партнёрство в культурно-просветительской деятельности ДОО: сущность, характеристика. Принципы выбора, методы и формы взаимодействия с социальным партнёром.