Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

И методические основы организации

Трудовой деятельности

Дошкольников

Учебно-методическое пособие по специальности «Дошкольное образование»

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников - student2.ru

Составители:

Барсукова Л. С., Смирнова Т.В.

Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее пособие рекомендовано студентам и преподавателям педагогического колледжа при изучении области профессиональной деятельности: воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и домашних условиях; организации различны видов деятельности и общения детей.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 050144 «Дошкольное образование» с использованием технологии модульного обучения и выполняет следующие функции:

* обучающую (дана информация для освоения материала по темам);

* организационно-методическую - определяет последовательность изучения материала, самостоятельную работу студентов, профессиональную деятельность на педагогической практике, рекомендует контроль освоения учебного материала, выполняет роль справочника;

* развивающую – стимулирует профессиональное развитие студентов, направляет на учебно-исследовательскую деятельность.

Пособие раскрывает содержание профессионального модуля ПМ.02:

МДК 02.02 «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников».

В процессе освоения образовательной программы междисциплинарного курса обучающий овладевает следующими общими и профессиональными компетенциями:

* планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

* организовывать посильный труд и самообслуживание;

* организовывать общение детей;

* анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей;

* разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

* создавать в группе предметно-развивающую среду;

* систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

* оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлении;

* участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования;

По освоении программы по МДК 02.02 обучающий должен:

иметь практический опыт:

- планирования трудовой деятельности и общения детей;

- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;

- наблюдения и анализа трудовой деятельности и общения детей;

- наблюдения за формированием трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;

- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;

уметь:

- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства трудовой деятельности;

- определять педагогические условия организации общения детей;

- организовать посильный труд дошкольников с учётом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

- ухаживать за растениями и животными;

- анализировать приёмы организации и руководства посильным трудом дошкольников с учётом возраста и психофизического развития детей;

- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

знать:

- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

- сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

- содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

- способы ухода за растениями и животными;

- теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;

- способы диагностики результатов трудовой деятельности детей.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников. 5

1.1. Понятие «труд». Роль труда в развитии личности дошкольника.5

1.2. Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста.6

1.3. Задачи, средства и условия организации трудовй деятельности детей дошкольного возраста…………….. 10

1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ.14

1.5. Формы организации труда детей дошкольного возраста.23

1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам трудовой деятельности дошкольников…………………………………37

Раздел 2. Методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. 42

2.1. Методика руководства трудовой деятельностью детей младшего и среднего дошкольного возраста …………………………………………42

2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников51

2.3. Планирование работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста……….64

2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей младшего дошкольного возраста76

2.5. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста………….80

Л итература. 99

Приложения. 102

Раздел 1. Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Наши рекомендации