Этические нормы в общении с людьми

Ученика начальной школы ГБОУ ООШ №36

Основной постулат: «Нравственный облик человека формируется не уровнем

материального благосостояния, а уровнем этических требований».

Чувство собственного достоинства – одно из главных качеств воспитанного человека, которое должен развивать в себе ученик: оно защищает личность от всего недостойного и помогает с уважением относиться к другому человеку независимо от его социального положения; оно побуждает вести себя очень скромно, не говорить о себе, не напрашиваться на похвалу, не подчёркивать своего участия в оказанной услуге, не требовать взаимной услуги.

Развитое самообладание – ещё одно важное качество воспитанного человека: недостойно и неприлично демонстрировать чувства, не вписывающиеся в принятую норму поведения; необходимо учиться превозмогать усталость, не показывать страх, недомогание, боль, отчаянье, как бы трудно ни было. Нельзя жаловаться на усталость, недомогание, малодушие – все это выходит за рамки достойного поведения. Старайся не обременять окружающих своими личными переживаниями и учись защищать свой внутренний мир от непрошенных свидетелей: имей открытое лицо и скрытые мысли.

Обучение искусству нравиться людям – важнейший момент самовоспитания:

  1. будь приветливым, внимательным и доброжелательным к людям;
  2. не допускай пренебрежения и презрения в общении с людьми;
  3. держись одинаково учтиво и с людьми, стоящими выше тебя по общественному положению, и с людьми, стоящими неизмеримо ниже;
  4. воспитанный человек соблюдает правила приличия в обращении с помощником по дому и даже нищим на улице;
  5. вежливо обращайся с просьбой об услуге и будь благодарным за оказанную услугу;
  6. проявляй сочувствие человеку в его неудачах, разделяй с ним радость успеха;
  7. береги рабочее и свободное время других людей, не заставляй человека ожидать себя; не оставляй без внимания обращённый к тебе вопрос и отвечай на него вежливо. Непреложное правило: говоря с людьми, всегда смотри им в глаза;
  8. стремись больше слушать и расспрашивать собеседника, чем говорить самому;
  9. не навязывай собеседнику тему разговора о себе как наиболее интересную; если же это будет необходимо по ходу разговора, старайся не проронить ни одного слова, которое можно было бы прямо или косвенно истолковать как напрашивание на похвалу;
  10. не старайся казаться умнее людей, в обществе которых ты находишься. Носи свою учёность, как носят часы, – во внутреннем кармане: если тебя спросят «который час» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает;
  11. не говори о людях плохо в их отсутствие;
  12. не выставляй напоказ слабости и недостатки других людей, чтобы поразвлечь общество или выказать своё превосходство;
  13. ищи общества людей, которые выше тебя в своих личных достоинствах;
  14. не сиди, когда другие стоят в твоём присутствии;
  15. садись на определённое тебе место, если только взрослые не пригласят сесть поближе;
  16. будь сдержанным за столом: не набрасывайся на понравившееся тебе блюдо, пока не предложишь отведать его другим;
  17. не будь за столом неряхой;
  18. воспитанного человека отличают хорошие манеры: он ведет себя с достоинством, говорит тихим голосом, не допускает гневливых или раздражительных интонаций, в разговоре не перебивает другого человека, особенно взрослого, следит за своей осанкой, не позволяет себе небрежной, развязной походки, всегда подтянут и собран.

Правила взаимодействия с сотрудниками школы.

Основной постулат: «Почитание старшего – одно из главных качеств воспитанного

Человека».

  1. Ученик должен почтительно относиться к каждому сотруднику школы и беспрекословно подчиняться его требованиям.
  2. При встрече со взрослым ученик должен обязательно остановиться и поздороваться первым, называя старшего по имени и отчеству.
  3. Взрослому человеку нужно всегда уступать место, пропускать вперёд, открывая перед ним дверь.
  4. Если взрослый обращается к ученику, который сидит, учащийся должен обязательно встать и продолжить разговор стоя. Важно помнить, что, разговаривая со взрослым, нельзя перебивать его; отвечать на вопросы старшего нужно внятно, отчётливо и полностью, не допуская небрежных интонаций.
  5. Ни в коем случае нельзя садиться за стол учителя или брать что-либо с него.
  6. Категорически запрещается с кем-либо (взрослым или ровесником) разговаривать на повышенных тонах, раздражённым голосом, перебивать другого человека, кричать на него.
  7. Ученик должен быть приветливым с гостями школы.

Наши рекомендации