Особенности и задачи развития моторики детей среднего дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Рост (см) | Вес (кг) | Окр. грудн. клетки (см) | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
110,48 | 109,00 | 19,16 | 18,95 | 56,42 | 55,26 |
Артериальное давление – 97/60.
Пульс – примерно – 95 – 97 ударов в минуту.
ЖЕЛ – 1405 мл (увеличение за год на 650 мл).
Масса сердца увеличивается в 4 раза.
Суточная потребность в движениях 11 – 12 тыс. шагов или 2900 – 3300 метров.
На пятом году жизни происходят изменения во всем облике ребенка. Наряду с количественными сдвигами (рост увеличивается примерно на 8 см, вес – на 2 кг), наблюдаются определенные качественные изменения в работе отдельных систем организма, в развитии речи, мышления, всех сторон психики.
Ребенок пятого года жизни становится заметно сильнее (сила руки -8,6 – 8,3 кг (мальчики) и 6,7 – 7,8 кг (девочки), становая сила – 22,5 кг (мальчики) и 20,8 (девочки). Движения его богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата.
Хотя скелет еще податлив, но он приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения; начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника уже вполне отчетливы и определенны, поэтому ребенок гораздо устойчивее в статических позах и динамике.
Значительно увеличивается масса мускулатуры, в особенности конечностей. Увеличивается сила и работоспособность мышц.
Расширение верхней части грудной клетки способствует улучшению дыхательной функции, наряду с этим происходит укрепление сердечной мышцы, таким образом оказывается возможным некоторое увеличение нагрузки в физических упражнениях.
Активное развитие нервной системы:
•структурные и функциональные изменения в двигательном анализаторе,
•увеличение межанализаторных связей,
•расширение площади нервных окончаний в мышцах –
все это обеспечивает более высокий уровень регуляции движений.
Этому способствует активное развитие сенсорного аппарата, речи. Зрительные, слуховые, двигательные представления становятся отчетливее, чем у малышей.
Созревает четвертое поле двигательного анализатора - центр, отвечающий за управление работой крупных групп мышц.
Благодаря этому дети легче осваивают основные движения, в которых задействованы крупные группы мышц.
Под руководством взрослых дети среднего дошкольного возраста могут заметить, выделить в движении несколько характерных особенностей, проявляются возможности элементарного анализа, оценки движений.
Развивается чувство темпа и ритма.
Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления позволяет постепенно переходить к новым формам процесса обучения.
Слово начинает отделяться от непосредственного действия, подражание поднимается на более высокую ступень – появляется способность сознательного усвоения образца.
Наряду с этим впервые появляется аналитический способ овладения движением.
Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, выслушать объяснение, не двигаясь в это время, а затем выполнить задание.
Простые движения дети хорошо запоминают и могут воспроизвести их не только по образцу, но и по указанию, распоряжению.
Они лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями других детей.
Таким образом появляется большая преднамеренность, целенаправленность, самостоятельность движений.
Формирование двигательных навыков происходит значительно быстрее и легче (в стереотипном виде).
Навыки становятся несколько прочнее, чем в младшем дошкольном возрасте, но дети в состоянии усваивать в движении лишь основное, в общих чертах, могут воспроизводить его осознанно, правильно, но все-таки нечетко, неточно, схематично.
У ребенка возникает завышенная необъективная самооценка.
Содержание упражнений немного усложняется: они могут представлять комбинацию из нескольких элементов.
Значительно больше возможностей в упражнениях с пособиями, так как дети уже владеют хорошо согласованными и разнообразными движениями пальцев.
Наряду с образными и имитационными появляются упражнения аналитического характера.
Возросшие возможности и накопление двигательного опыта приводит к тому, что детей интересует уже не только сам процесс движений, но и их качество.
Учебная деятельность начинает приобретать для ребенка самостоятельное значение, хотя оно все еще самым тесным образом переплетается c игровой. Дети наряду с сюжетно-ролевыми играми, в которых могут изображать разных персонажей, охотно берутся за роль водящего, начинает проявляться интерес к бессюжетным играм с качественным выполнением движений.
МОГУТ осваивать технику упражнений
В связи с этим используются подводящие упражнения.
Ведущие физические качества- скоростно-силовые.
Несмотря на значительные сдвиги в общем развитии и развитии моторики ребенка пятого года жизни, общая координация движений еще не высокая, волевые проявления не устойчивые. Тормозящее влияние коры на деятельность подкорки хотя и усиливается, но еще далеко недостаточно. Поэтому многие упражнения делаются в игровой занимательной форме.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
1.Продолжать учить детей двигаться активно, непринужденно, естественно, сохраняя правильную осанку, четкость и т.д.
2.Приучать детей к восприятию показа как основы для самостоятельного выполнения упражнений.
3.Учить детей воспринимать и выполнять движения не только целостно, но и с выделением основных элементов.
4.Учить осваивать первоначальные элементы техники основных движений и спортивных видов физических упражнений.
5.В общеразвивающих упражнениях – правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнения (связанные главным образом с работой крупных групп мышц).
6.Более точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать прямую спину при приседании, не сгибать руки в локтях при их вытягивании и т.д.)
7.Учить не задерживать выдох, добиваться его длительности.
8.Принимать различные исходные положения, добиваться их четкости (метания, прыжки).
9.Соблюдать основное направление движений отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров и без них, по указанию воспитателя.
10.Начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию; стремиться делать его в заданном темпе (среднем).
11.Уметь вспомнить известное упражнение, рассказать о порядке, способе выполнения наиболее существенных элементов.
12.Выполнять простые известные упражнения самостоятельно, по указанию воспитателя.
13.Приучать самостоятельно играть в подвижные игры без правил.
14.Продолжать работу по овладению основными движениями (уверенно ходить по ограниченной площади в заданном темпе (среднем, быстром); быстро переключаться на выполнение других движений (бег, прыжки, лазанье), согласовывая свои движения с движениями других детей). Упражнять в лазаньи чередующем шагом; учить с силой отталкивать и бросать мячи в заданном направлении; учить спрыгивать и перепрыгивавать через препятствие (соответственно 12 – 15 см, 3 – 5 см).
15.Добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения).
16.Приучать детей оценивать движения и замечать ошибки у других.
17.Соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
18.Побуждать детей к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений.
19.Закрепить умение по ориентировке в пространстве.
20.Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества.