Методика обучения бегу в дошкольном возрасте.

Бег, как и ходьба, является естественным циклическим видом локомоций. Это интенсивное движение. Наиболее существенным отличием от ходьбы является то, что в беге есть безопорная фаза - фаза полета.

При беге повышаются требования к ритмичности, более устойчивому динамическому равновесию, согласованности в движениях конечностей и размаху (амплитуде). Динамичность передвижения требует от мышц нижних конечностей значительного уровня развития.

Становление локомоторики бега детей начинается с 16-18-месячного возраста на основе ходьбы. В период от 1 года до 2 лет у ребенка происходит постепенная дифференциация бега и ходьбы, в последующие возрастные периоды совершенствуются отдельные элементы биодинамики бега.

Дошкольникам доступны такие виды бега, как бег в спокойном темпе и скоростной бег, бег с препятствиями, бег со сменой темпа, прыжковый бег, бег с изменениями направлений (челночный бег). При обучении элементам техники бега применяются и другие виды бега - бег с высоким подниманием бедра, с «захлестыванием» голени назад, семенящий бег, бег прыжками и др.

При беге у младших дошкольников часто наблюдается мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, недостаточная амплитуда движения в передне-заднем направлении Иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. Большинство детей 3-4 лет бегают на полусогнутых ногах, с постановкой их на опору с пятки и постепенным перекатом на всю стопу.

Все это вызвано анатомо-физиологическими особенностями данного возраста. Слабость мышц опорно-двигательного аппарата не позволяет детям отталкиваться с полным выпрямлением ног в коленных суставах и выполнять постановку ноги на опору с носка.

В этом возрасте детей не обучают определенным способам бега. Главным остается формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями других, не сталкиваться во время встречного бега, не наталкиваться на предметы, обегать их. Для этого наряду с бегом в направлении, указанном педагогом, применяется бег врассыпную, между предметами, бег друг за другом. Многие упражнения основаны на имитациях («Самолеты», «Машины», «Лошадки»).

Упражнения в беге с остановками на сигнал педагога, с поворотами во время бега даются после того, как дети освоят бег в одном направлении, научаться ориентироваться в коллективе.

Количество недостатков, фиксируемых в беге, у детей 5 лет значительно уменьшается. Однако наблюдаются боковые колебания туловища, дополнительные движения головой, постановка ноги на опору далеко от средней линии, недостаточная согласованность движений рук и ног.

Дети этого возраста упражняются в беге, выполняя задания на совершенствование умения ориентироваться в пространстве, привыкая сочетать свои движения и темп бега с бегущим рядом. С этой целью используются бег в колонне, бег в парах, бег врассыпную с ловлей и увертыванием и т.п.

У детей 6 лет бег прямолинейный, с согласованной координацией рук и ног, с меньшим разворотом стоп наружу. К недостаткам относятся: неэнергичные движения согнутыми в локтях руками, нечеткий ритм беговых шагов, недостаточный вынос бедра ноги вперед-вверх.

На занятиях используются разные виды бега: медленный в равномерном темпе, с изменением темпа, на скорость. Часто используется бег с дополнительными специальными заданиями: с переносом и перекладыванием предметов, по доске, по бревну и т.д.

Большинство детей 7 лет выполняют бег легко, энергично отталкиваясь от почвы; постановка ноги на опору с передней части стопы, положение туловища непринужденное, беговые шаги равномерны. В этой возрастной группе наблюдаются следующие недостатки: значительное опускание головы и наклон туловища вперед, недостаточно активное движение рук.

Основной задачей занятий является совершенствование бега при использовании его в различных условиях, тренировка в беге на скорость и на выносливость. Различными программами рекомендуются беговые упражнения, способствующие развитию ловкости и быстроты реакции детей: бег с преодолением препятствий, бег спиной вперед, бег из разных исходных положений и т.п.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «свыше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания – добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже, меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном темпе. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30—60 с., для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно использовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодолением некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Наши рекомендации