Применение игры в социально – культурной работе с младшими школьниками
Младший школьный возраст – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. [28]
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. [11]
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения. В психическом развитии ребёнка качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений с взрослыми и сверстниками. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей. [11]
Но поступление ребёнка в школу вовсе не уменьшает его потребности в играх. И детские внешкольные учреждения и учреждения культуры применяют игры в воспитательном процессе. Ведь игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой мы получаем удовольствие от проявления физических и духовных сил. Игра — форма познания труда, общения, искусства и спорта.
Особенно привлекательны для детей младшего школьного возраста подвижные игры как средство физического развития. Дух соревновательности, творчества, коллективный характер способствуют развитию в детях чувства товарищества, ответственности, честности, справедливости, дисциплинированности.
В учреждениях социально – культурной деятельности используется широкий спектр игр, которые развивают мышление, внимание, память, формируют коммуникативные навыки, способствуют вхождению ребёнка во взрослую жизнь.
Так, например, дидактические игры, представляющие собой разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей.[6, c 116]
Существует следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач.
Игры – поручения по содержанию проще, а продолжительности короче. В их основе лежат действия с предметами, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей.
Также в учреждениях культуры и детских домах творчества широко применяются такие игры как: игры – викторины, игры – инсценировки, игры – импровизации, игры – фантазии, игры – диспуты, игры – аттракционы и подвижные игры.
Важное место в формировании личности ребенка занимают сюжетно-ролевые игры, драматические, режиссерские, театрализованные представления, карнавалы.
Воспитательный потенциал игр зависит от их содержания, от того, каким героям подражают дети, и от самого процесса игры, от мастерства организаторов игр.
Сегодня мы живем в мире потребления, всеобщей свободы и повсеместных удобств. Высокие технологии, эффективное производство, значительный человеческий капитал – это характерные черты нашего века. Компьютеры, интернет, мобильные телефоны и прочая электроника делают нашу жизнь легче и продуктивнее. Но эти же самые технологии оказывают негативное влияние на детей. Во-первых, это здоровье, проводя кучу времени, сидя за компьютером, у ребёнка нарушается осанка и портится зрение. Во-вторых, играя в компьютерные игры, у него страдает, ещё не устойчивая, психика. В настоящее время, и это уже научно доказано, на фоне игр у ребёнка, меняется реальное представление мира. Дети не могут различать, что хорошо, а что плохо.
В целях формирования здорового образа жизни в детских внешкольных учреждениях и учреждениях культуры детей посредством игры учат правильно дышать, питаться, закаливаться, делать самомассаж, учат образной пластике, культуре общения.
Таким образом, младший школьник не теряет интереса к игре, т. к. в этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами – интеллектуальные и подвижные, в которых продолжают развиваться важнейшие качества и способности: речь, произвольность и внутренний план действия.
Выводы по главе II
Игра является ведущей деятельностью ребёнка, т. к. она является главной сферой общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игры применяются в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста, т. к. игра – форма познания труда, общения, искусства и спорта.
Заключение
В данной работе мы выполнили поставленную нами цель: изучение игры и её использование в социально-культурной работе с детьми младшего школьного возраста.
Анализируя различные подходы к понятию «игра», мы представили её как наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. Игра имеет широчайший ряд функций, она является наиболее естественным и комфортным состоянием, как для ребёнка, так и для взрослого. Нами рассмотрены различные классификации игр крупных педагогов и психологов.
Нами разъяснены основные психологические возрастные особенности младших школьников. Это уникальный период детства, где человек впервые осваивает активную общественную роль, общество начинает расширять круг его ответственностей и прав.
Мы определили возможности применения игры в социально – культурной работе с детьми младшего школьного возраста. Поскольку игровая деятельность в младшем школьном возрасте по-прежнему является наиболее естественной и понятной для ребёнка. Большинство игр в учреждениях культуры и детских внешкольных учреждениях направлены на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, на формирование речи, способности внутренне планировать действия, на формирование здорового образа жизни.
Подводя итог, мы можем сказать, что игра имеет огромное влияние на младшего школьника. Ведь игра – своеобразный вид деятельности, особая форма освоения действительности путем ее моделирования и воспроизведения.
Учреждения культуры и детские внешкольные учреждения направлены на радостные эмоции, развлечения, которые закрепляют у детей знания об окружающем мире, на развитие речи, творческой инициативы и эстетического вкуса, на становление личности ребёнка, на формирование нравственных представлений.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н. П. – Воспитание игрой: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1990 – 72с.
2. Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. — СПб.: Изд-во «Наука», 2004
3. Большой философский педагогический словарь – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н, Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г, Панов, 1983
4. Большой энциклопедический словарь - М.: Мысль. Под ред. В. С. Стёпина. 2001.
5. Выготский Л. С. – Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. – М.: Новая школа, 1996 – 528с.
6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
7. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1964.
8. Игровая деятельность детей: учебное пособие/ ВСГИК, ГКФ, Кафедра педагогики и психологии – Харитонова С. А. – Улан – Удэ: ИПК ВСГАКИ 2015 – 72с.
9. Киселева, Т.Г. Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность – Учебник. – М., 2004.
10. Коменский Я. А, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. – Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. - 1972. – 212 с.
12. Лэндрет Г. Л. – Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 – 368с.
13. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. – Теория и практика психотехнических игр. – ВЛАДОС, 2013. – 200 с.
14. Михайленко Т. М. – Игровые технологии как вид педагогических технологии. – г. Челябинск, 2011 – 140 – 146 с.
15. Орлова И. А. – Учим малышей общаться: игры с детьми раннего возраста. – М.: Чистые пруды, 2010 – 32с.
16. Педагогическая энциклопедия – С. – Петербург: Российская национальная библиотека,
17. Педагогический словарь– Ростов – на – Дону «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
18. Пиаже Ж. – Психология ребёнка – ред. С. Л. Соловьёва, 18 – е изд. – СПб и др.: Питер, 2005 – 159с.
19. Пидкасистый, П. И., Хайдаров Ж.С. – Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие – Москва: 6 МПУ, Рос. пед. агентство, 1996. – 269 с.
20. Психологический словарь. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
21. Рубинштейн С. Л. – Основы общей психологии: учебник. – СПб.: Питер; М.; Харьков; Минск, 1998 – 688с.
22. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно / А. С. Спиваковская – М. : Педагогика, 1981. – 144 с.
23. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Акта, 2012. - 563 с.
24. Усова А. П. – Роль игры в воспитании детей – М.: Просвещение, 1976 – 96с. Хейзинга Й. – Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.: Просвещение, 1992 – 297с.
25. Шмаков С. А. – Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа,1994 – 240с.
26. Шухман М. П. – Формирование игровой культуры детей в процессе образовательно – досуговой деятельности. – Кемерово, 1995 – 139с.
27. Эльконин Д. Б. – Психология игры – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999 – 360с.
Глоссарий
В
Ведущая деятельность –деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка - дошкольника.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. - 1972.
Д
Деятельность –это мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели.
www.psi.webzone.ru
Деятельность –это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н, Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г, Панов, 1983
Деятельность –это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.
Краткий педагогический словарь. – Ростов – на – Дону «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Деятельность –это динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Деятельность –это активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счёт этого удовлетворяет свои потребности.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
И
Игра – термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно – практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности.
Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н, Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г, Панов, 1983
Игра –непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Игра –одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, т.е. неутилитарной, совмещаемой ради неё самой и доставляющей, как правило, её участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие и радость.
Новая философская энциклопедия - М.: Мысль. Под ред. В. С. Стёпина. 2001.
Игра –вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.
Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
Игра – форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развёртывающаяся либо в виде состязания, либо в виде представления каких – либо ситуаций, смыслов и состояний.
Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И. 2003.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Краткий педагогический словарь. – Ростов – на – Дону «ФЕНИКС» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Игра –активность индивида, направленная на условное моделирование некой развёрнутой деятельности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998
Игровая деятельность- символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста.
Психологический глоссарий www.ido.edu.ru
Игровая деятельность - один из видов активности человека и животных.
Большой психологический словарь, 2010.
Игровые технологии – это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Михайленко Т. М. – Игровые технологии как вид педагогических технологии. – г. Челябинск, 2011 – 140 – 146 с.
К
Культура– исторически определённый уровень развития общественно творческих сил и способностей человека выраженная в типах и формах орган. Жизни и деятельности в их взаимоотношениях, а также в созданных или материальных и духовных ценностей.
(Культурология: Программа базового курса, Хрестоматия словарь терминов – М.:ФАИР- ПРЕСС, 2000 г, Бобахо В.А., Левикова С.И.)
Культура – (возделывание, воспитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнении к природным, заученным форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
(Культурология 20 века. Энциклопедия Т.1. – СПб.: Университетская книга;ООО «Алетейя» С. Я. Левит. , Флиер А.Я, М.Н. Соколов.1998)
Культурная деятельность — деятельность по созданию, возрождению, сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественного и культурологического образования, организации культурного отдыха (свободного времени) населения.
(Закон «О культуре» в Республике Беларусь).
М
Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной.
Зимняя И. А. Педагогическая психология Ростов – на – Дону: Феникс,1997
Младший школьный возраст – период жизни ребёнка от 6 – 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы ) современной школе.
Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе.
Педагогический терминологический словарь – С. – Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.
О
Общество– это система отношений и институтов, т.е способов и средств социального воздействия на человека.
(Культурология, под ред. Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, 2003)
С
Социально-культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
(Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003)
Социально-культурная деятельность - деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.
(http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20по общественным%20наукам/Социально-культурная%20деятельность./ ; Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру)
Социальная деятельность – специфическое человеческое отношение к миру, в рамках которого человек его творчески преобразует, целесообразно изменяет, одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность
(http://terme.ru)