Вопрос 6. История музейного дела: периодизация, методы изучения.
Аннотация. История музейного дела как составная часть музееведения. История музеев как элемент отечественной культуры. История музейного дела как изучение причин возникновения «музейной потребности». Характеристика, объект, предмет и задачи историографии истории музейного дела. Дискуссионные проблемы периодизации истории музеев мира в совокупности стран и материков в целом. Характеристика основных методов изучения истории музейного дела: историко-генетический; историко-сравнительный; историко-типологический; историко-системный, историко-ретроспективного, историко-культурный. Социально-психологические исследования, направленные на изучении е особенностей процесса мышления и восприятия в условиях музея. Разработка инновационных форм музейной коммуникации. Использование принципа историзма как базового методологического принципа в музееведении.
1. Вопрос 7. Формирование и развитие музееведческой мысли: видные музееведы России и зарубежных стран.
Аннотация. Зарождении научного коллекционирование (Аристотель, IV в. до н.э.). Мусейон как философское учреждение. Александрийский Мусейон. Просветительские и социокультурные функции античных музеев. Апробация принципов экспонирования, проблем хранения и реставрации предметов, публичности музейных собраний.
Церковные и светские сокровищницы средневековья и их функции. Концептуальные установки экспонирования и коллекционирования, систематизация коллекций, научные исследования на базе коллекционных собраний, расширение кругозора общества и интеллектуального развития определенной части общества.
Историография музееведения (музеографии). Трактат Самуэля Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной» (1565 г.). Джулио Манчини «Размышление о живописи». Каспар Найкель «Музеграфия» (1727 г.). Образовательная роль музеев (XVIII в). Особенности музейного процесса в странах Европы. Музей и повседневность (XIX в.). Окончательное формирование музея как социокультурного института. Закрепление термина «музей» за учреждением. Экспозиционный показ – основополагающий признак музея.
Формирование музееведческой мысли в России. Петр I. Н. В.Татищев. М. В. Ломоносов, Екатерина II. Б. П. Шереметев. И. И. Шувалов. Н. П. Румянцев и др. Статья Ф. П. Аделунга «Предложение об учреждении Русского национального музея». Проект Б. Г. Вихмана «Российский Отечественный музей». Философское осмысление музея, его социокультурной в трудах русских философов Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского
XX век – веха в развитии музееведческой мысли. Осмысление музееведения как науки общефилософского и социокультурного уровня. Разработка конкретных вопросов теории и практики музейного дела, философское осмысление роли музеев в обществе как места концентрации и сохранения ценностей цивилизации. Концепция «интегрированного музея» и экомузея. Новая Музеология. Общедоступная музеология. Роль музея в познании человеком окружающей природной и социальной среды во всех ее проявлениях.
Вопрос 8. Предмузейное собирательство периодов Античности
И Средневековья: основные тенденции
Аннотация. Общая характеристика и особенности основных типов протомузейных собраний Древней Греции (V – IV в. до н.э.) (мусейон, пинакотека, стоя). Основные мотивации протомузейного собирательства.Коллекционирование в эпоху эллинизма (232 – 30 г. до н.э.) как часть государственной политики.Приоритеты и мотивации коллекционирования в культуре Древнего Рима. Характеристика общественных собраний.Особенности протомузейной деятельности античного периода.
Основные общественно-исторические и культурные условия развития протомузейных собраний в эпоху Средневековья. Значение принципов декорации средневекового храма для формирования теории и практики экспозиционной деятельности.
Вопрос 9. Возникновение музея как социокультурного института
В эпоху Возрождения
Аннотация. Характеристика предпосылок возникновения феномена музея в культуре эпохи Возрождения. Понятия музея в представлениях гуманистов. Основные виды собраний и хранилищ коллекций (студиоло, антикварии, кунсткамеры, естественно-научные кабинеты).
Целенаправленное коллекционерство в XV – XVI в. в Италии - основа возникновения музея как социокультурного института. Коллекции Медичи во Флоренции в XV - XV в., коллекции папского двора в Риме. Коллекционерство за пределами Италии.
Характеристика социального состава коллекционеров, мотивации коллекционирования.