По производственной практике «летняя практика»
1. Педагогический дневник воспитателя (вожатого) – важный информационно-аналитический документ. Он является отражением реального качества работы педагога с детским временным коллективом в условиях учреждения летнего отдыха.
2. Ведение педагогического дневника – это часть работы воспитателя. По его качеству дают оценку профессиональной компетентности студента-практиканта за период практики.
3. Педагогический дневник ведется с момента принятия студента на должность воспитателя, определения категории и возраста детей каждый день в течение смены.
4. Руководитель практики имеет право в любой момент проверить его наличие и оценить качество.
5. Что? Когда? И как заполняется?
- Основные сведения о ребенке фиксируются в первые часы его пребывания в лагере. Сведения о здоровье в период первого медицинского осмотра в беседе с врачом.
- Распорядок дня в лагере заполняется до начала смены.
- Программа смены детского оздоровительного лагеря заполняется до начала смены, после первого знакомства с ней педагогического отряда.
- План-сетка составляется до заезда детей. Для этого необходимо: выбрать из общего плана лагеря дела и мероприятия, в которых будет участвовать ваш отряд, и добавить дела в соответствии с вашей программой. Помните, что план может дополняться в течение смены.
- План на определенные периоды смены составляется до его начала, ориентиром могут служить задачи периода.
- Анализ итогового периода осуществляется в день его завершения.
- Диагностика интересов, ожиданий, способностей, ценностных ориентаций проводится в первый и второй день пребывания детей в отряде. Результаты выявляются, педагогически интерпретируются, графически оформляются и заносятся в анализ дня. Диагностика основного периода проводится на 10-11 день смены, оформляется также как предыдущая. Диагностика итогового периода проводится в течение 19-20 дня смены.
6. Планы на день составляются накануне вечером воспитателем, корректируются на УСО и сдаются старшему педагогу, а также вывешиваются в отрядном уголке сразу после УСО. В план не записываются режимные моменты (подъем, зарядка, УСО, утренний трудовой десант, обед, дневной сон, полдник, отбой), определяются формы и содержание работы отряда в течение дня.
7. Задачи дня. Поставить задачу дня значит определить, каких изменений в поведении, отношениях, опыте ребят отряда надо добиться, на какие ситуации оказать влияние. Задача должна быть корректной. Лучше будет, если ее формулировка осуществляется с помощью глаголов.
Виды задач:
Ø Организационные (определяют перечень действий воспитателя и детей для организации жизнедеятельности отряда на день.
Например: объяснить, составить, пригласить, разработать, подготовить что-то, кого-то.
Ø Образовательные.
Например: разучить, научить, сформировать представления, знания, умения.
Ø Воспитательные (связаны с изменениями в сфере отношений к окружающему миру, мнениях, взглядах, убеждениях, желаниях, стремлениях).
Ключевые слова: обсудить, обратить внимание, вовлечь, договориться и т.п.
8. Анализ дня проводится ежевечерно, согласно логике, предложенной в дневнике, в последовательности: факты – оценка – причины. По содержанию выбирать для анализа пункты, которые Вы считаете особо значимыми в ситуациях дня или в перспективе, на которой хотите заострить внимание, важные достижения или неудачи, проблемы, требующие незамедлительного решения. Подсказкой для выбора служат задачи дня. Заканчивайте анализ выводами и перспективами – это резюме ваших размышлений.
9. Стремитесь профессионально грамотно определять формы совместной творческой и воспитательной деятельности. Например:
Ø формы коммуникативного взаимодействия: беседа, диспут, дискуссия, «огонёк», «вечер общения», встречи с интересными людьми;
Ø игровая деятельность: игры на знакомство, игры на сплочение отряда, подвижные игры, игровая программа, ролевые игры, деловые игры, игры-эстафеты (игры по станциям, военно-спортивные игры, игры на местности и т.п.;
Ø познавательная деятельность: интеллектуальные игры, викторины, турниры, бои интеллектуалов, аукцион знаний, эрудиционы и т.п.;
Ø предметно-практическая деятельность: трудовые операции, акции, десанты, конкурсы на изготовление чего-либо, мастерские, мастер-классы и т.п.;
Ø организационно-ритуальная деятельность: день рождения отряда, идей, посвящения, утренний отрядный сбор, разведка дела, забор (стена, корзина) мнений и предложений и т.п.;
Ø креативная деятельность: КВН, творческие конкурсы, конкурсы проектов чего-либо, флешмоб и т.п.;
Ø спортивно-оздоровительная: веселые старты, спортивные турниры, спартакиада, олимпийские игры, прогулки (осаночные, маршрутные, темповые, марш-броски);
Ø создание информационного продукта: выпуск отрядной стенгазеты, устный журнал, окна РОСТа, отрядный уголок, агитплакат и т.п.
Комплексные формы работы: праздники, фестивали, балы, ярмарки, парады, шоу и т.п.
В реализации содержания воспитатель ориентируется на созданную им в ходе теоретического курса методическую копилку.