Предпосылки возникновения конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организации, коллек- тивов, групп.
Социально-психологические причины конфликтов обу- словлены непосредственным взаимодействием людей, включени- ем их в социальные группы
Личностные причины конфликтов вызваны индивидуально- психологическими особенностями участников взаимодействия
Причины конструктивных конфликтов
Обычно это недостатки в организации производства и управ- ления. Перечислим те недостатки, которые наиболее часто приво- дят к конфликтам:
• неблагоприятные условия труда;
• несовершенная система оплаты труда;
• недостатки в организации труда;
• неритмичность работы (простои, «штурмовщина»);
• сверхурочные работы;
• упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причем не по его вине);
• необеспеченность заданий ресурсами;
• несоответствие прав и обязанностей;
• отсутствие четкости в распределении обязанностей, в част- ности неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции (т. е. забвение такого постулата управ- ления: «Управлять лучше с помощью принципов, а не приказов!»);
• низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
• конфликтогенные (т. е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры
Основные правила и тактика ведения переговоров
Создание желаемой обстановки для переговоров в значитель- ной степени определяется той средой, в которой они проходят. Существует множество обстоятельств, на первый взгляд незна- чительных, учет которых позволяет, во-первых, создать требуе- мую обстановку и, во-вторых, скрыто накапливать психологиче- ские преимущества над партнером.
Необходи- мо знать, что:
• Психологическим преимуществом обладают не инициато- ры переговоров, а те, к кому обращаются с предложением о них.
• идти на небольшие уступки считается признаком хорошего тона, гибко- сти, уважительного отношения к партнеру. Последующее упорство в отстаивании своих интересов будет воспринято тогда не как проявление упрямства и эгоизма, а как вынужденный шаг.
• Более многочисленная делегация имеет психологическое преимущество.
• Переговоры идут тем быстрее, чем меньше число их участ- ников
• Лучше всего проводить переговоры на своей территории или на нейтральной.
• Определенное психологическое преимущество в перегово- рах имеет принимающая сторона – «дома и стены помогают». Кроме вышесказанного, в ее арсенале есть и такое средство, как предложение чая, кофе.
• Продуктивной работе мысли более способствуют жесткие стулья
• Если большинство членов делегации одного пола, то нали- чие в ее составе внешне привлекательных лиц другого пола повы- шает имидж членов делегации.
• Гости, сидящие спиной к двери, чувствуют себя некомфор- тно.
• При встрече с глазу на глаз располагаться предпочтительнее под углом. Установлено, что при прочих равных условиях кон- фликты при таком расположении возникают реже, нежели у си- дящих друг против друга.
• Если хотите подчеркнуть уважение к партнеру, садитесь сле- ва от него (по этике место справа является более почетным).
• Традиционно в ходе переговоров представители двух сторон сидят лицом друг к другу, чаще всего на противоположных сто- ронах стола для совещаний.
Тактика ведения переговоров
Основная задача переговоров в тактическом плане – убе- дить собеседника, заставить его захотеть сделать то, что вам нужно.
Ни при каких обстоятельствах не стоит стремиться к до- стижению односторонних выгод для себя.
необходимо заинтересовать партнера своим предложением.
исключительное внимание к партнеру.
Когда переговоры зашли в тупик, не стоит смешивать лич- ность партнера и совершаемый им в данный момент посту- пок
«Относитесь со- чувственно к мыслям и желаниям других».
Не следует наносить обиды партнерам, обращая внимание на их ошибки и неточности.
критика долж- на быть деловой и сочетаться с конструктивными предложе- ниями.