Что нужно писать в резюме и чего писать не нужно
Никогда человек не бывает так близок к совершенству, как при написании резюме при приеме на работу. Это шутка, и все же ре-зюме – один из наиболее важных письменных документов, кото-рый говорит за вас при поступлении на работу.
Никому, как правило, не удается получить желаемое место с первого раза благодаря тому, что его резюме произвело на работо-дателей неотразимое впечатление. Это верно. Но многие даже не
Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения
доходят до собеседования о приеме на работу по той простой причине, что их резюме вообще ни на кого не произвели впе-чатления.Хорошо составленное резюме,которое представит вас
в выгодном свете, то есть покажет степень вашей квалификации и опыт, может произвести нужное впечатление, и тогда вас пригла-сят на собеседование. Более того, оно может помочь создать бла-гоприятный климат во время знакомства с вами. Так что не пре-небрегайте составлением резюме, не допускайте, чтобы из-за не-брежности вы потерпели поражение.
Ваше резюме должно быть кратким, четким и ясным. Оно при-звано создать наилучшее впечатление о вас, представить все под-ходящие факты о вашем образовании и опыте.
Крупным шрифтом набираются фамилия, имя, отчество и дата рождения.Единственное,что может сыграть против вас,это возраст, однако занижать его не стоит, он все равно легко определяется. В первых строках следует также написать полный домашний адрес, контактные телефоны,по которыми с вамиможно связаться в любой момент.
На пункт «Опыт работы» следует обратить особое внимание. Места предыдущей работы перечисляются в обратном хроноло-гическом порядке, то есть начиная с последнего. Работодателя, как правило, интересуют два-три последних места и период не бо-лее 10 лет. В каждом случае укажите название компании, фами-лию вашего непосредственного начальника и его должность (не-которые считают, что это и так понятно), сроки работы. Опиши-те в подробностях, но кратко, каковы были ваши обязанности и ответственность, показывая, кто подчинялся вам и кому подчи-нялись вы, а также какой вклад вы внесли в то, чтобы компания преуспела. Сделайте ударение на том, как росло ваше мастерство. Укажите на некоторые проблемы, с которыми вы столкнулись (в первую очередь те, которые необходимо решать вашему будуще-му работодателю), и как вы решали эти проблемы – повышение продуктивности, снижение цен, возрастание прибыли, получае-мой вашей бывшей компанией, и т. д. Покажите четко, что ваш
Деловая этика
опыт и стремление к совершенствованию как раз нужны вашему возможному работодателю на той должности, которая является у них вакантной.
Если у вас потребуют рекомендации, нужно иметь их под ру-кой во время тестирования или собеседования.
Не упоминайте, какую зарплату вы хотите получать.Выможете назвать слишком большую или слишком маленькую-цифру. Руководствуйтесь тем, что вы смогли узнать об этой ком-пании и о человеке, который будет разговаривать с вами при при-еме на работу.
Вы можете соблазниться желанием приукрасить, преувели-чить свои достижения, даже написать в своем резюме то, чего на самом деле нет. Не делайте этого! Здесь ясно без слов, что если возможный наниматель обнаружит обман – непреднамеренный или сознательный – то ваши шансы на получение должности ока-жутся близки к нулю.
Не повторяйтесь и не будьте слишком многословныпри со-ставлении резюме. Вашего нанимателя интересует только то, чем вы занимались или занимаетесь, а не то, насколько блестяще вы справлялись со своими обязанностями.
Старайтесь никого не вводить в заблуждение, но при этом вполне допустимо, если вы приукрасите правду и наведете на нее некоторый глянец. Представьте себя в лучшем виде. Ваше резю-ме должно выглядеть так, чтобы наниматель подумал о вас как об организованном, аккуратном и деловом человеке. Отражены ли в нем ваши основные деловые качества? Подкреплены ли све-дения о вас фактами честно, но выгодно для вас? Чист ли лист, на котором напечатано ваше резюме, аккуратна ли копия, выглядит ли текст так, что его хочется прочитать? Внимательно проверьте ошибки и запятые.
Вот, пожалуй, и все нехитрые премудрости написания грамот-ного информативного резюме (кстати, специалисты утверждают, что такое «творение» должно занять один, максимум полтора ли-ста).
Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения
Пример шаблона резюме
Мы уже привыкли говорить «резюме» вместо набившего оско-мину слова «автобиография». Но у любого человека, в процес-се написания этого самого главного в нашей карьере документа могут возникнуть некоторые сложности. Мы постараемся крат-ко рассказать, как составить резюме, что оно должно включать
в себя, а также о наиболее распространенных ошибках, встре-чающихся в CV (curriculum vitae – в переводе с лат. «ход жиз-ни» – краткое описание жизни и профессиональных навыков) на-ших соискателей. Для вашего удобства попробуем использовать структуру литературного произведения.
Завязка резюме.Не делайте распространенной ошибки,встречающейся в резюме многих соискателей, размещенных в интернете. Не пишите в начале слово «Резюме». Начинать нуж-но с должности, на которую вы претендуете. Опытные «джобси-керы» (от англ. Job – работа и seek – искать) знают также один ход, неизменно производящий хорошее впечатление на специали-стов по HR (эйчар, от англ. human resources – трудовые ресурсы; HR-специалист занимается делопроизводством и администриро-ванием кадров). Если вы адресуете свое резюме нескольким по-тенциальным работодателям, корректируйте его в каждом кон-кретном случае, «под вакансию». Должность пишите ту, что заяв-лена в вакансии. Акцентируйте внимание на тех аспектах вашей трудовой биографии, которые выгодно оттеняют ваш профессио-нализм именно в данной области. Дополнительный штрих: если вы точно знаете, кто будет читать ваше резюме, в левом верхнем углу напишите: «Вниманию г-на (г-жи) N». Или: «Вниманию ру-ководителя отдела по работе с персоналом». Элегантно. Вежли-во. Впечатляет.
Если вы решили не разбрасываться и послать резюме одно-му адресату (например, в рекрутинговое агентство), все равно не советуем указывать сразу несколько разномастных должностей типа: «Оператор машинного доения, ведущий собаковод, дизай-
Деловая этика
нер по шторам». Универсальный специалист всегда может на-звать две-три «номинации», но смежные, например: «Специалист по PR, копирайтер». А далее следует написать фамилию, имя, от-чество.
Укажите свой возраст, семейное положение, адрес и телефон. (Ваши координаты для верности советуем повторить и в конце резюме.) Несмотря на современную свободу нравов, работодатели
в массе своей остаются консерваторами. Поэтому семейное поло-жение укажите в соответствии с паспортными данными.
Кульминация резюме.Кульминационный блок резюме–об-разование и опыт работы. Не думайте, что будет достаточно на-звать ваше учебное заведение, и работодатель сразу вцепится в вас мертвой хваткой. Громкими и престижными названиями ву-зов сегодня уже никого не удивишь, будь у вас хоть три высших образования. Четко укажите факультет и специальность, по кото-рой вы получили диплом. Если вы обучались на курсах, участво-вали в семинарах, имеющих отношение к должности, на которую вы претендуете, не забудьте упомянуть и об этом.
Графа опыт работы, безусловно, самый важный пункт резюме. В обратном хронологическом порядке укажите все места, где вы работали, четко называя должность и круг ваших обязанностей. Если этих мест слишком много, ограничьтесь наиболее значимы-ми из них. Многие соискатели стараются, чтобы резюме точно соответствовало записям в их трудовой книжке. Этого делать не стоит – ведь ни для кого не секрет, что реальная трудовая дея-тельность сегодня может иметь мало общего с записями в трудо-вой. И кадровых специалистов, и работодателей интересует ваш настоящий, а не формальный опыт работы.
Развязка резюме.В разделе«дополнительная информация»резюме обязательно укажите ваш уровень знания иностранного языка, а также компьютерных программ и Интернета. Если у вас есть водительские права, а будущая должность связана с разъез-дами, также не забудьте про них написать.
Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения
Прежде чем заполнять графу «личные качества», составьте список качеств, которые важны именно для выбранной вами ва-кансии. Вот несколько примеров. Если вы хотите работать в обла-сти высоких технологий, сделайте акцент на аналитическом скла-де ума, умении работать с большими объемами информации. Хо-тите работать главным бухгалтером? Не забудьте про математи-ческие способности, внимательность и честность.
Многие соискатели, часто делают характерную ошибку. Они навязывают работодателю свою «обучаемость» и открытость но-вому. К сожалению, в контексте поиска работы ваше резюме бу-дет означать следующее: «на данном этапе я вообще пока ниче-го не умею».
Нас часто спрашивают, стоит ли писать в CV сумму зарплаты, на которую вы претендуете. На этот вопрос нет однозначного от-вета. Если ваше резюме – реакция на определенную вакансию, в которой была указана зарплата, то можно эту сумму и написать.
В кадровом агентстве, куда вы высылаете резюме, также поймут, если вы напишите определенную «вилку», на которую вы пре-тендуете. А вот в резюме, посланном непосредственно работода-телю, о деньгах лучше не писать. Лучше обговорить этот вопрос с самим нанимателем (вполне уместно спросить о предполагаемом заработке в первом же телефонном разговоре).
Эпилог резюме.Видите,не так все и сложно.Имея на рукахграмотно составленное резюме, можно смело рассылать его по ка-дровым агентствам и предлагать работодателю. Не менее важно то, что, вы вероятно, впервые четко сформулировали ответы на важные вопросы: кто я? Каковы мои профессиональные качества? Чем я действительно хочу заниматься? Каковы мои достоинства
и недостатки?
Составление выигрышного резюме – это важнейший шаг по длинной карьерной лестнице.
А теперь мы предлагаем вам по шагам ознакомиться с приме-рами ошибок и «правильных ходов» при представлении информа-
Деловая этика
ции в различных разделах резюме. Возможно, вы заметите повто-рения, но это только для того, чтобы еще раз акцентировать ваше внимание на важных, на наш взгляд, моментах.
Составляя резюме, подумайте над тем, «чем ваше слово отзо-вется». По мнению профессиональных рекрутеров, самые частые ошибки в резюме допускаются из-за того, что мы плохо понимаем что хочет работодатель.
Правда жизни такова, что неструктурированные, перегружен-ные лирикой и жизнеописаниями CV однозначно попадают в кор-зину. Резюме – это своеобразная визитная карточка человека, же-лающего заявить о себе на рынке труда.
Как правило, на первичный просмотр CV затрачивается не бо-лее 2-3 минут. Грамотно составленное резюме способно привлечь внимание потенциального работодателя или менеджера кадрово-го агентства к вашей персоне, а может сработать против вас.
Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не срабо-тало. В таком случае ожидание предложений о работе затягивает-ся на долгие месяцы.
Итак, решив составить свое резюме, помните о том, что чита-ющие его люди будут формировать свое представление о вашей личности и ваших профессиональных навыках, опираясь исклю-чительно на то, что они увидят и прочтут.
Литература
1. Тридцать главных правил делового этикета/ авт.-сост. Т.И. Ревя-
ко. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2009, – С.14-16.
Глава 5. Письменные и электронные виды делового общения
ɉɪɢɦɟɪɧɵɣ ɨɛɪɚɡɟɰ ɪɟɡɸɦɟ | ||
ɉȿɌɊɈȼ ɂȼȺɇ | Ⱦɚɬɚ ɪɨɠɞɟɧɢɹ: 05 ɧɨɹɛɪɹ 1982 ɝ. | |
ɋɂȾɈɊɈȼɂɑ | Ⱥɞɪɟɫ: ɍɞɦɭɪɬɫɤɚɹ Ɋɟɫɩɭɛɥɢɤɚ, ɝ. ɂɠɟɜɫɤ, ɭɥ. ɋɚɛɭɪɨɜɚ, ɞ. | |
71, ɤɜ. 36 | ||
Ɍɟɥɟɮɨɧ: 8(3412)572075(ɪɚɛ.), 8-9128556324 (ɫɨɬ.) | ||
e-mail: [email protected] | ||
ɐȿɅɖ | ɉɨɥɭɱɟɧɢɟ ɪɚɛɨɬɵ ɜ Ɇɨɫɤɨɜɫɤɨɦ ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɢ ɛɚɧɤɚ «ȼɌȻ-24» | |
ɈɉɕɌ ɊȺȻɈɌɕ | ɂɠɟɜɫɤɨɟ ɨɬɞɟɥɟɧɢɟ ɛɚɧɤɚ «ȼɌȻ-24» | |
Ʉɪɟɞɢɬɧɵɣ ɢɧɫɩɟɤɬɨɪ ɫɟɤɬɨɪɚ ɤɪɟɞɢɬɨɜɚɧɢɹ | ||
ɸɪɢɞɢɱɟɫɤɢɯ ɥɢɰ | (07/2008 – ɩɨ ɧɚɫɬɨɹɳɟɟ ɜɪɟɦɹ) |
• ɫɨɫɬɚɜɥɟɧɢɟ ɢ ɡɚɤɥɸɱɟɧɢɟ ɞɨɝɨɜɨɪɨɜ
• ɚɧɚɥɢɡ ɯɨɡɹɣɫɬɜɟɧɧɨɣ ɞɟɹɬɟɥɶɧɨɫɬɢ Ɂɚɟɦɳɢɤɚ
• ɩɪɢɜɥɟɱɟɧɢɟ ɧɨɜɵɯ ɤɥɢɟɧɬɨɜ
Ʉɨɧɬɪɨɥɟɪ-ɤɚɫɫɢɪ ɫɟɤɬɨɪɚ ɨɛɫɥɭɠɢɜɚɧɢɹ | |||
ɮɢɡɢɱɟɫɤɢɯ ɥɢɰ | (04/2006–07/2008 ɝɝ.) | ||
• | ɩɪɨɞɚɠɚ ɛɚɧɤɨɜɫɤɢɯ ɩɪɨɞɭɤɬɨɜ | ||
• | ɨɛɳɟɧɢɟ ɫ ɤɥɢɟɧɬɚɦɢ | ||
ɈȻɊȺɁɈȼȺɇɂȿ | ɎȽɈɍ ȼɉɈ «ɂɠɟɜɫɤɚɹ ɝɨɫɭɞɚɪɫɬɜɟɧɧɚɹ | ||
ɫɟɥɶɫɤɨɯɨɡɹɣɫɬɜɟɧɧɚɹ ɚɤɚɞɟɦɢɹ» | |||
ɗɤɨɧɨɦɢɱɟɫɤɢɣ ɮɚɤɭɥɶɬɟɬ, ɫɩɟɰɢɚɥɶɧɨɫɬɶ «ɗɤɨɧɨɦɢɤɚ ɢ | |||
ɭɩɪɚɜɥɟɧɢɟ ɧɚ ɩɪɟɞɩɪɢɹɬɢɢ ȺɉɄ» (2001–2006 ɝɝ.) | |||
ɋɬɚɠɢɪɨɜɤɢɜ ɇɢɞɟɪɥɚɧɞɚɯ(05/2003–10/2003ɝɝ.), | |||
ȼɟɥɢɤɨɛɪɢɬɚɧɢɢ (05/2005–08/2005 ɝɝ.) | |||
ɉɍȻɅɂɄȺɐɂɂ | Ɉɩɭɛɥɢɤɨɜɚɧɨ 5 ɫɬɚɬɟɣ ɩɨ ɩɪɨɛɥɟɦɟ ɢɧɜɟɫɬɢɰɢɨɧɧɨɝɨ | ||
ɩɪɟɞɩɪɢɧɢɦɚɬɟɥɶɫɬɜɚ | |||
ɉɊɈɎȿɋɋɂɈɇȺɅɖɇɕȿ | ɉɄ (Windows, MS Office, Internet). Ɋɚɡɝɨɜɨɪɧɵɣ ɚɧɝɥɢɣɫɤɢɣ. | ||
ɇȺȼɕɄɂ ɂ ɁɇȺɇɂə | ɍɱɚɫɬɢɟ ɜ ɧɚɭɱɧɵɯ ɤɨɧɮɟɪɟɧɰɢɹɯ | ||
ɇȺȽɊȺȾɕ | Ȼɥɚɝɨɞɚɪɧɨɫɬɶ ɍɞɦɭɪɬɫɤɨɝɨ ɨɬɞɟɥɟɧɢɹ ɛɚɧɤɚ «ȼɌȻ-24», | ||
2008 ɝ. | |||
Ʌɚɭɪɟɚɬ Ʉɨɧɤɭɪɫɚ ɩɪɨɮɟɫɫɢɨɧɚɥɶɧɨɝɨ ɦɚɫɬɟɪɫɬɜɚ ɛɚɧɤɚ | |||
«ȼɌȻ-24» «Ʌɭɱɲɢɣ ɩɨ ɩɪɨɮɟɫɫɢɢ», ɧɨɦɢɧɚɰɢɹ «Ʌɭɱɲɢɣ | |||
ɤɪɟɞɢɬɧɵɣ ɫɩɟɰɢɚɥɢɫɬ ɩɨ ɤɪɟɞɢɬɨɜɚɧɢɸ ɤɨɪɩɨɪɚɬɢɜɧɵɯ | |||
ɤɥɢɟɧɬɨɜ (ɦɢɤɪɨ- ɢ ɦɚɥɵɟ ɤɥɢɟɧɬɵ)», Ɇɨɫɤɜɚ, 2009 ɝ. | |||
ɉɊɈɑȿȿ | ɂɦɟɸ ɜɨɞɢɬɟɥɶɫɤɢɟ ɩɪɚɜɚ, ɜɨɡɦɨɠɧɵ ɤɨɦɚɧɞɢɪɨɜɤɢ. | ||
ɑɥɟɧɫɬɜɨ ɜ ɩɪɨɮɫɨɸɡɟ ɛɚɧɤɚ «ȼɌȻ-24». ɍɜɥɟɱɟɧɢɹ: ɚɥɶɩɢɧɢɡɦ |
Деловая этика
5.3 Визитные карточки, их оформление
И использование в общении