Этика делового общения «снизу–вверх»
В деловом общении «снизу–вверх», т. е. в отношении подчи-ненного к своему начальнику, общее этическое правило поведе-ния можно сформулировать следующим образом: Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам отно-сились ваши подчиненные.
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руко-водителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требова-ния следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого труд-но найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Ис-пользуя те или иные этические нормы, можно привлечь руково-дителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, ко-торые можно использовать в деловом общении с руководителем.
1. Старайтесь помогать руководителю в создании доброжела-тельной нравственной атмосферы в коллективе, упрочению спра-ведливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждает-ся в этом в первую очередь.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замеча-ния тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы... ?» и т. д.
3. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предло-жить свое решение.
4. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддаки-вающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раз-дражителем.
5. Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не име-ет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя поло-житься, его поступки нельзя предвидеть.
6. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебре-жение к мнению начальника или как сомнение в его компетентно-сти. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
7. Если вас наделили ответственностью, деликатно подними-те вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не мо-жет быть реализована без соответствующей степени свободы, действий.
Этический кодекс управленца
Руководитель будет лучше воспринят людьми, если он:
• будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);
Деловая этика
• будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
• будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на
«вы»;
• не будет без особой необходимости отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя, подрывая его авто-ритет;
• будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
• установит четкий порядок, при котором максимально умень-шится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;
• установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно ко-роткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;
• не будет вести бесед, которые создают впечатление избран-ности и секретности;
• обладает искусством собеседования, то есть умеет выслу-шать человека;
• умеет эффективно пользоваться «бессловесной информаци-ей», то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, же-стов, мимики собеседника;
• умеет осторожно использовать слово «я»;
• будет высказываться кратко и по существу; будет избегать назидательности;
• будет всегда безупречно одет;
• всегда выполняет обещания в срок.
Все названное имеет важное значение для удачного решения любого производственного вопроса.
Чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, лидер должен руководствоваться сле-дующими основами деловой толерантности:
• Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте до-брожелательны, тактичны, выдержанны. Помните, что лицо, из-лучающее оптимизм, доброжелательность притягивает людей как магнит. Вежливость и приветливость – одно из важнейших правил ведущих западных фирм.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
• Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
• Ко всем подчиненным обращайтесь на «вы», так как если с одним подчиненным обращаться на «ты», а с другим на «вы», то возникает впечатление, что среди сотрудников у вас есть прибли-женные. Местоимение «вы» не только демонстрирует культуру общения, но и служит непременным условием нормального пси-хологического климата и трудовой дисциплины.
• Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искус-ство, как и умение общаться. Для этого усвойте, по крайней мере, следующие правила: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только по-тому, что вы с ними не согласны; не теряйте тему разговора, во-просы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев.
• Отдавая поручения сотрудникам, «держите в уме» ситуа-цию (если у вас есть время для объяснений) и личность сотрудни-ка. Однако поручения всегда лучше отдавать в сослагательном, а не в повелительном наклонении, избегать жаргона, некорректных слов. Ведь большинство людей не любят когда с ними говорят в приказном тоне. Суть этой установки прекрасно выражена Т. Пи-терсом и У. Терменом: «Обращайтесь с людьми как со взрослы-ми, относитесь к ним как к партнерам, уважайте их достоинство, будьте к ним внимательны».
• Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно
и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неумении сдер-живаться. Если это уместно, используйте «технику бутерброда»: спрячьте критику между двумя комплиментами. Не преследуйте за критику снизу. Будьте самокритичны – это только укрепит ваш авторитет.
Деловая этика
• Цените самостоятельных людей. Они – ваша опора, они соз-дают здоровый психологический микроклимат и помогают руко-водить. В то же время не обрастайте «любимчиками» и избегай-те навязчивых людей. Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели – тог-да они будут их считать своими и смогут вам помочь в их осу-ществлении.
• Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их ха-рактером. Помните, что люди предпочитают выполнять ту рабо-ту, которая у них хорошо получается и которая их интересует. Например, экстраверт любит работать с людьми, интроверт –
в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хватает терпения для монотон-ной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, ин-троверту лучше всего поручить работу с бумагами, интеллекту-алу – сложную работу, требующую использования всех способ-ностей.
• Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неуда-чи, а не искать «козла отпущения» среди подчиненных. Ваша за-дача – установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.
Ни один человек не может постичь другого человека и даже са-мого себя с такой степенью достоверности, которая была бы до-статочна для принятия серьезных решений относительно его, по-скольку взрослый человек определенного возраста может нахо-диться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития; любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе, поэтому толерантность в деловом об-щении – одно из важнейших правил коммуникации современно-го человека. Толерантность как средство, метод, как проявление уважения, залог удачи в безумном мире бизнеса.
Все люди разные, в мире огромное количество убеждений, взглядов, религий, предприятий, компаний, коллективов. И наш
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
мир – это система коммуникаций, где так важно уметь найти кон-такт с любым человеком. Толерантность подсказывает как это сделать. Народы живут разными судьбами, воюют, заключают со-юзы, постигают какие-то истины, но все вращается вокруг мира, понимания, терпимости, этим и прекрасно мировое сообщество.
В отношении к подчиненным руководитель должен проявлять максимум корректности, вежливости и тактичности.
Нередко руководителю приходится выступать с критикой в адрес своих подчиненных. При этом очень важно соблюдать чув-ство меры и такта. Следует помнить, что критиковать надо дей-ствия и поступки, а не личность подчиненного. Недопустимы пу-бличные «разносы», мелочные придирки и упреки, грубые выпа-ды против критикуемых. Все это деморализует работников, мо-жет вызвать озлобление, подорвать их веру в свои силы и в спра-ведливость руководства. Сам руководитель должен быть само-критичным, уметь прислушиваться к замечаниям подчиненных, не преследовать их за конструктивную критику, способствовать исправлению ошибок и упущений в работе.
Руководитель должен стремиться как можно чаще поощрять коллектив в целом и отдельных его сотрудников, даже в том слу-чае, когда успех достигнут главным образом благодаря его заслу-гам. Как показали исследования, положительные меры воздей-ствия оказываются более эффективными, чем отрицательные.
С точки зрения мотивирования подчиненных наихудшей являет-ся ситуация, когда последние не получают ни положительного, ни отрицательного подкрепления, так как это свидетельствует о пол-ном безразличии к ним руководства.
Хорошо выполненная работа заслуживает не только матери-ального, но и морального поощрения. Важно соблюдать прин-цип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
Целесообразно учитывать и рекомендации зарубежных специ-алистов Т. Питерса и Р. Уотермена, которые утверждают, что воз-награждение должно быть конкретным (за определенные сфор-
Деловая этика
мулированные заслуги); безотлагательным (работника следует поощрять сразу же по выполнении задания); достижимым (поо-щрять следует любые успехи, в том числе и малые; форма поо-щрения может быть самой различной, включая и позитивную по содержанию информацию от коллег); «в форме неосязаемого, но чрезвычайно многозначительного внимания со стороны высше-го руководства» (когда известно, что высшие руководители очень заняты важными делами, данная форма подкрепления для чело-века может оказаться самой мощной); носить непредсказуемый и нерегулярный характер (срабатывает эффект новизны и неожи-данности).
Любопытно и такое соображение этих авторов. Они счита-ют, что малые награды оказываются часто гораздо более эффек-тивными, чем большие: «Большие премии кому-то часто сим-волизируют какую-то корпоративную политику, они обескура-живают массы работников, которые их не получают, но счита-ют, что заслужили. Вспомните, мы все думаем, что мы победи-тели. Встречали ли вы когда-нибудь участника группы внедре-ния нового продукта, который бы не считал, что именно его лич-ный вклад создал решающий перелом в выпуске новинки за во-рота фирмы? Небольшая награда, даже символическая, становит-ся поводом для позитивного торжества, а не для негативной реак-ции и борьбы».
Таким образом, служебная субординация не исключает, а, на-оборот, предполагает уважительное отношение сторон друг к другу. Однако следует отметить, что субординационные отноше-ния нередко приводят к нарушению и искажению нравственных принципов и норм в общении. Порой приходится наблюдать, как работник проявляет раболепие, угодничество перед начальством и высокомерие, чванство, хамство перед своими подчиненными.
Литература
1. Кукушин, В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. –4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс ; М. : ИКЦ «МарТ» ; Ро-стов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2010. – С. 105–109.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
2. Павлова, Л.Г. Основы делового общения : учебное пособие / Л.Г. Павлова ; под ред. Л.А. Введенской. –2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 46–50.
3. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-
ДАНА, 2000. – С. 242–245.