II. Этика делового общения «снизу – вверх»

1. Старайтесь помогать руководителю в создании доброжелательной нравственной атмосферы.

2. Не пытайтесь навязать руководителю свою точку зрения, командовать им. Надо сказать: «Как вы отнесетесь …».

3. Если в коллективе что-то случилось (радостное или неприятное событие), необходимо сообщить об этом руководителю. Старайтесь облегчить выход. Предложите решение.

4. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда «да» (производить впечатление льстеца) или «нет» (служит постоянным раздражителем).

5. Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом.

6. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову».

7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах.

III. Этика делового общения «по горизонтали»

1. Не требуйте к себе особого отношения или особых привилегий со стороны другого.

2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

3. Разграничьте, если этого не делает руководитель, ваши обязанности и ответственность с другими.

4. В отношениях с коллегами из других отделов вам следует самому отвечать за свой отдел, а не сваливать вину на подчиненных.

5. Если вас просят временно перевести вашего сотрудника в другой отдел, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом.

6. Не относитесь предвзято к своим коллегам. Отбрасывайте предрас-судки и сплетни.

7. Улыбайтесь, будьте дружелюбны.

8. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это чаще.

9. Не давайте обещаний, которых не можете выполнить.

10. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Не оправдаете – будет неудобно.

11. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, тем более о проблемах.

12. Старайтесь слушать не себя, а другого.

13. Не старайтесь казаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Выплывет наружу все равно.

14. Посылайте импульсы ваших симпатий

15. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство

16. Говорите о конкретном факте, «не навешивайте ярлыков». Ваши слова должны быть связаны только с поступком человека, но не с оценкой его личности. Если сотрудник опоздал, не обобщайте: «Вы безответственный!» - речь должна идти лишь о конкретном опоздании.

17. Не требуйте невозможного: говорить можно только о том, что человек в силах изменить, т.е. критика должна быть конструктивной. Недопустимы фразы типа: «Вы слишком стары для этого…», «Конечно, при таких родителях…»

18. Постарайтесь говорить именно о том чувстве, которое вы действительно испытываете по этому поводу. «Мне было очень обидно, что вы сделали мне замечание при всех…» Так как вы говорите не о сути замечаний, а лишь о собственных эмоциях, это не провоцирует ответное возражение и исключает ссоры.

19. Не стоит домысливать и приписывать свои домыслы другому: не интерпретируйте его поступок (поведение). «Мы тут обсуждаем, а ты сидишь помалкиваешь, тебя это не волнует…» Ограничьтесь в своих замечаниях лишь констатацией того, что вам не нравится.

20. Попробуйте не давать советов («Я бы на твоем месте…») и не ставить оценок («Это неразумно…», «Это нереально…»). Тем самым вы занимаете поучающую позиции, которая едва ли принесет пользу.

21. Не копите обиды, не делайте их предметом обдумывания по ночам («Я ему скажу…»А если он мне ответит… Ну, тогда я ему…»). Не припоминайте давних обид – вы-то их помните, а другой давно уже забыл, о чем речь. В то же время, прежде чем сказать первое слово, будьте уверены, что в данный момент вас готовы выслушать. Поэтому лучше не выяснять отношения, когда человек занят работой, или плохо себя чувствует, или прямо «с порога», а также в присутствии других.

22. Всегда высказывайте претензии лично человеку – нельзя допускать «прозрачные намеки» в его присутствии. «А вот некоторые сотрудники постоянно опаздывают…». Такие фразы ставят человека в двусмысленное положение: ответить нельзя, потому что имя не названо, и промолчать тоже, ведь и он, и окружающие поняли, о ком речь. А подобная атмосфера не способствует нормальным деловым отношениям.

Этика бизнеса

Этика бизнеса – это система принципов, норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в сфере бизнеса.

Хотя приведенные выше нравственные принципы и нормы имеют отношение и к сфере бизнеса, тем не менее существуют попытки сформулировать стандарты поведения применительно именно к этой сфере. Среди теоретиков и практиков-бизнесменов нет существенных разногласий по поводу основных принципов этики бизнеса, тем не менее, различные авторы предлагают различные их перечни.

Этические принципы делового поведения, сформулированные амери-канским социологом Л.Хосмером, – аксиомы мировой этической мысли[34]:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т.п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на концепциях Т.Гоббса и Дж.Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма, разработанной И.Бентамом и Дж.С.Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И.Канта).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на теории распределительной справедливости американского философа Дж.Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории американского философа Р. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

В основе успешного бизнеса, по мнению западных специалистов, лежат три условия:

- наличие капитала;

- стремление выпускать продукт высокого качества;

- высоконравственная этика.

Наиболее популярная этическая система в США основана на следующих принципах:

1. «Цените и уважайте человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека»: это требование уважительно относиться к другим людям, ценить человеческую жизнь, не допускать в профессиональных действиях того, что может нанести вред жизни людей и ущерб их здоровью. Согласно этому принципу, необходимо быть чувствительным к потребностям людей, относиться к подчиненным как к людям, а не как к вещам.

2. «Уважайте власть». Уважайте законы страны, ее прошлое, традиции, а также своих руководителей, своих коллег, своих партнеров. В бизнесе необходимо уважать свое дело, а также уважать тех, кто стоит выше.

3. «Будьте целеустремленными».Следует помнить: кто ни к чему не стремится, тот ничего и не добьется.

4. «Стремитесь к лучшему»: в бизнесе необходимо добиваться наилуч-шего, не удовлетворяться тем, что не является самым лучшим.

Наши рекомендации