Обращение к коллегам: ТЫ или ВЫ
В сфере делового общения в наши дни активно выступает веж-ливое «вы». Переход на «ты» может быть только двусторонним и добровольным, это связано с духовным сближением людей и те-плотой отношений. Инициатива в переходе на «ты» должна исхо-дить от старшего по возрасту и служебному положению.
Форма обращения друг к другу среди членов одного коллек-тива зависит от степени их дружеских симпатий и сложивших-ся традиций. Но в любом случае недопустимо обращаться к това-
Деловая этика
рищу только по фамилии. Во взаимоотношениях руководителей
с подчиненными при отсутствии дружеских отношений предпо-чтительнее обращение на «вы» в любую сторону.
Основы
От того, как вы относитесь к своим коллегам, в большой сте-пени зависит, как вы справляетесь с работой. Помните, что здесь важен каждый человек, от рассыльного до высшего должностно-го лица, и ко всем следует относиться с уважением и тактом. Тот факт, подчиненный он для вас или начальник, не должен иметь никакого значения для ваших взаимоотношений.
Хвалите людей за хорошо выполненную работу. Делать это следует сердечно и искренне.
Никогда не обсуждайте чью-то физическую красоту.
Никого не называйте словами «парень» и «девушка», если они уже вышли из подросткового возраста. Также неприемлемы обра-щения типа «милочка» и «дорогуша».
Всегда сообщайте окружающим, как к вам следует обращать-ся. При этом учитывайте свое положение и взаимоотношения с коллегами.
Всегда здоровайтесь с коллегами и отвечайте на их привет-ствия. Одного раза в день вполне достаточно. Если вы спешите, проходя мимо них в коридоре, кивните и улыбнитесь.
Никогда никого не отчитывайте в чьем-либо присутствии: де-лайте это конфиденциально.
Уважайте личную неприкосновенность окружающих. Не под-слушивайте чужие телефонные разговоры или беседы. Не читай-те бумаг на чужом столе.
Ничего не ищите на чужом столе. Попросите секретаря поис-кать материал или дождитесь прихода хозяина.
Дурной тон – просить коллег «прикрыть» вас.
Вполне прилично вежливо попросить не шуметь или выйти из кабинета для конфиденциальной встречи, или дать понять, что вам надо работать и у вас нет времени на болтовню.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
Если двое ссорятся, не вмешивайтесь.
Если вы вдруг вышли из себя, немедленно извинитесь. Сквернословие в деловом общении недопустимо. Это же каса-
ется крика, воплей и других проявлений несдержанности.
Когда вы не заняты по работе, не слоняйтесь и не болтайте. «Простаивание» около автоматов с прохладительными напитка-ми может создать впечатление о вас как о ленивом работнике. Не читайте журналов, не занимайтесь личными делами, когда вы не загружены работой. Займитесь делом!
Не развлекайте друзей в своем кабинете.
He входите в чужой кабинет без доклада. Предварительно по-звоните. Если кто-нибудь заглянул к вам в кабинет поболтать, встаньте и направьтесь к двери, давая тем самым понять, что вы заняты. Будьте дружелюбны, вежливы, но тверды.
Оставляйте свое плохое настроение за дверью. Не срывайте его на других. Не давите на окружающих.
Не берите взаймы деньги, оборудование или канцелярские принадлежности на рабочем месте, делайте это только в случае крайней необходимости. Если все-таки вы что-то взяли, верните как можно скорее.
Никогда не жалуйтесь на свои проблемы, на других людей или на задержку продвижения по службе так, чтобы вас слышали по-сторонние. Организуйте свои беседы таким образом, чтобы ва-шими слушателями были лишь те, кому вы хотели бы что-то рас-сказать,
Не пользуйтесь кличками на работе.
He смешивайте свою частную и деловую жизнь.
Храните в тайне секреты, как профессиональные, так и личные.
И самое главное – не сплетничайте.
Уточнение повестки дня
Давайте отбросим все это баловство с карандашами, ручками, зубочистками, карандашницами и звуковыми эффектами!
Деловая этика
Может показаться невероятным, что кто-то занимается лич-ной гигиеной на публике, тем не менее число руководителей, ко-выряющихся в носу, в ушах, в зубах ручками и карандашами, под-стригающих или подпиливающих ногти, цыкающих сквозь зубы, почесывающихся, жующих жвачку, исследующих и приводящих себя в порядок – потрясает.
Некоторые считают щелканье суставами, метеоризм, отрыж-ку, неприкрытую зевоту и чихание в присутствии окружающих вполне допустимыми. Выглядит не так грубо, но все же раздра-жает, когда кто-то публично пользуется зубочисткой, а затем оставляет ее во рту; жует зубочистки, ручки и карандаши, гал-стук, шарф или жевательную резинку; складывает в гармошку или жует закладки; оставляет следы от ногтей на карандашнице. Одним словом, делать этого нельзя!
Если кто-нибудь занимается чем-то из вышеперечисленного в вашем присутствии, у вас есть полное право попросить его или ее прекратить. Но сказать это вы должны конфиденциально. Учти-те, что трогать носы, уши и другие части тела можно только нае-дине с собой. Из уважения к окружающим запрет распространя-ется также на звуки и выделения тела.
Зубы чистят в ванной комнате, зубочистка тут же выбрасыва-ется.
Не жуйте жевательную резинку.
Не трогайте руками свое лицо и волосы.
Не ешьте за рабочим столом, разве что в исключительных си-туациях.
Соблюдайте правила для курильщиков, принятые в вашей компании.
Не наносите макияж и не подправляйте маникюр, когда нахо-дитесь на рабочем месте.
Не обсуждайте фигуру или функции тела.
Не садитесь на чей-либо стол.
Держите ноги на полу. Им не полагается быть ни на столе, ни на стуле, ни на кофейном столике.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе