Принципы делового общения «по горизонтали»
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т. е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами груп-пы), можно сформулировать следующим образом: В деловом об-щении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, что-бы он относился к вам.Если вы затрудняетесь,как вести в тойили иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового об-щения с равными по статусу сотрудниками из других подразде-лений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об об-щении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продви-жение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе
с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассма-триваемом случае участники делового общения должны чувство-вать себя равными по отношению друг к другу.
Вот несколько принципов этики делового общения между кол-легами.
• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или осо-бенных привилегий со стороны другого.
• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответ-ственности в выполнении общей работы.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими кол-легами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не раз-граничивает ваши обязанности и ответственность от других, по-пытайтесь сделать это сами.
• В отношениях между коллегами из других отделов вам сле-дует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
• Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифи-цированных – ведь по нему там будут судить о вас и о вашем от-деле в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят та-ким же безнравственным образом.
• Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколь-ко возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь де-лать это почаще.
• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все много-образие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните – что посеешь, то и пожнешь.
• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спраши-вать о личных делах, а тем более проблемах.
• Старайтесь слушать не себя, а другого.
• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет на-ружу и встанет на свои места.
• Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
Деловая этика
• Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую сле-дует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ва-ших собственных целей.
Отношения между коллегами
Важным условием благоприятной обстановки в коллективе является соблюдение золотого правила: не говорить ничего пло-хого, отрицательного об отсутствующих при общем разговоре (моральным основанием этого требования является невозмож-ность отсутствующих выступить в свою защиту); не обсуждать чужие семейные неурядицы, источники дохода, внешний вид или беспорядок в квартире, отмеченного во время случайного визита. Следует самому воздержаться от подобных высказываний и, по возможности, пресекать злословие других в адрес третьего лица. Враждебность между людьми, ссоры на личной почве в коллек-тиве возникают чаще всего именно потому, что брошенное кем-то непродуманное слово подхватывается «длинным языком» второ-го, идет к третьему, четвертому и, в конечном счете, к скандалу. Сообщение непрошеного доброжелателя о том, что кто-то дурно
о вас говорил, лучше всего прервать в самом начале: «Мне это не-интересно». Обычно этого достаточно для прекращения сплетен.
Нетактично поступают люди, которые стремятся высказать свое мнение по любому поводу. Реплика вроде «Ты неправильно подобрал себе галстук» меньше всего говорит о доброжелатель-ности или стремлении помочь, скорее, в ней сквозит откровенная мысль: «У тебя нет вкуса, а у меня он есть, и я хочу, чтобы ты знал об этом». Всякие замечания, настойчивые вопросы, громкие суж-дения об одежде, семейном положении, прическе, фигуре, спут-нике (спутнице), семейных отношениях, покупках, квартире, ка-сающиеся коллег, крайне бестактны.
Употреблять с лечебной или профилактической целью чеснок или лук можно с согласия всех сотрудников, желательно при этом пользоваться средствами, ликвидирующими неприятный запах.
Глава 3. Этика и этикет в общении с коллегами по работе
Если вы работаете в присутственном месте и вам приходится мно-го общаться с посторонними людьми, от употребления чеснока и лука следует отказаться. Кстати, о запахах: не нужно забывать о правилах гигиены, чтобы коллегам не приходилось слишком ча-сто проветривать помещение, даже несмотря на холодную погоду.
И еще несколько правил:
• Следуйте системе отношений, которая принята в коллекти-ве («в чужой монастырь со своим уставом не ходят»).
• Придерживайтесь принятой формы обращения.
• Будьте по отношению к коллегам и руководителю объектив-ны и справедливы.
• Не спорьте по пустякам, будьте терпеливы.
• Никогда не раздражайтесь.
• Умейте признавать свои ошибки.
• Умейте слушать собеседника, не прерывайте его во время разговора, будьте внимательны к чужому мнению.
• Будьте пунктуальны и обязательны.
• Говорите кратко, ясно и точно.
• В рабочем помещении не разговаривайте громко.
• Не задавайте коллеге вопросов, которые могут поставить его в неловкое положение.
• Не сидите, небрежно развалившись, и не раскачивайтесь на стуле.