Этические проблемы деловой жизни
Американская исследовательница Л. Нэш несколько лет назад выпустила книгу с характерным названием – «Долой благие на-мерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к вы-воду о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для раз-решения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте. Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни пред-писывает им иметь дополнительные крепкие моральные принци-пы, помимо их собственного морального кодекса.
Если человек является владельцем компании, которая не про-изводит никакой продукции, не нанимает никаких работников и даже не производит никаких отходов, то и в этом случае у такого человека нет возможности забыть об основных моральных стан-дартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимо-стью принимать такие решения, которые ставят перед ним слож-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
ные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения,
в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и сле-дованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служа-щих или потребителей.
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключи-тельно важным для руководителя любой организации. Из интер-вью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические про-блемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители дело-вого мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в сле-дующем.
• Жадность.
• Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и про-ведении проверок.
• Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.
• Неразумное завышение цен или прямой обман при проведе-нии деловых переговоров.
• Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынужда-ют людей врать о выполнении ими их работы.
• Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может на-нести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяже-лые времена.
• Низкое качество работы и товаров.
• Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтич-ным и несправедливым оно ни оказалось.
• Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.
Деловая этика
• Наличие фаворитов.
• Жесткие цены.
• Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.
• Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступ-ков.
• Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы.
• Производство продукции с сомнительными характеристи-ками по безопасности.
• Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.
• Сознательное преувеличение преимуществ своего плана ра-боты для получения поддержки.
• Уделение большого внимания перемещениям по иерархиче-ской лестнице в ущерб интересам дела.
• Перемещение по служебной лестнице по головам сослужив-цев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.
• Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.
• Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.
• Оказание негативного влияния на общественный полити-ческий процесс путем внесения за взятки изменений в законода-тельство.
Нэш обращает внимание на то, что руководители и служащие, которые сталкиваются с такими или другими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узна-ли о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синаго-гах». «Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицепри-ятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исклю-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
чительно честны и имеют самые благие намерения», – отмечает Л. Нэш.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, долж-на основываться на трех важнейших положениях: 1) создание ма-териальных ценностей во всем многообразии форм рассматри-вается как изначально важный процесс; 2) прибыль и другие до-ходы рассматриваются как результат достижения различных об-щественно значимых целей; 3) приоритет при разрешении про-блем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интере-сам межчеловеческих отношений, а не производству продукции.
Деловая этика как научная дисциплина
Деловая этика является одной из разновидностей профессио-нальной этики. Некоторые считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизне-са. Для других – это совокупность моральных стандартов, о кото-рых многие говорят, но мало кто их придерживается. Некоторые люди даже просто отрицают само существование деловой этики вообще.
В данной работе мы будем понимать деловую этику как при-менение этических принципов к деловым ситуациям. При таком подходе деловая этика представляет собой синтез теории этики и традиционного обучения ведению дел, таких как организацион-ное поведение, экономика, стратегическое планирование, финан-сы, учет, маркетинг. Возможно, определение, предложенное Ло-рой Нэш в ее книге «Долой благие намерения», наиболее точно раскрывает содержание понятия «деловая этика».
Деловая этика представляет собой изучение соответствия мо-ральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анали-за и решения проблем, которые встают перед нравственным чело-веком, занимающимся бизнесом.
Деловая этика
Деловая этика как область знаний сформировалась в 1970-х гг.
в Соединенных Штатах (однако особое внимание этичному по-ведению в бизнесе стало уделяться в 1960-е гг. во время различ-ных социальных потрясений). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» про-фессиональных бизнесменов при проведении ими деловых опе-раций. Некоторые специалисты указывали на необходимость по-вышения «ответственности корпораций перед обществом». Дру-гие обращали особое внимание на участившиеся случаи корруп-ции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответ-ственных лиц различных корпораций. Знаменитое «Уотергейт-ское дело», в которое были вовлечены виднейшие представители администрации президента Никсона, включая самого президен-та, значительно подорвало доверие многих американцев к своим правительственным институтам.
Множество людей связывают этот процесс с упадком значе-ния религиозных ценностей и традиционной морали в Соединен-ных Штатах. Американские исследователи указывают на устой-чивое падение результативности, энергии и гордости за всю рабо-ту у работающих по сравнению с предыдущим периодом. Это яв-ление иногда связывают с упадком и даже исчезновением «про-тестантской этики труда». Развенчание этих традиционных тру-довых ценностей часто приводится как объяснение постоянно-го падения производительности груда в американской промыш-ленности. Противовесом этим процессам и решением различных ценностно-ориентирующих проблем является, по мнению мно-гих наблюдателей, смещение позиции моральных ценностей и от-ветственности перед обществом в сфере бизнеса.
К началу 1980-х гг. такая область знаний, как деловая этика, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По де-ловой этике было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включило деловую этику в свою учебную про-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
грамму. Несмотря на все это, остается пока еще очень затрудни-тельным определить границы данной области знаний. Это проис-ходит в значительной степени благодаря отсутствию общей ме-тодологии в этой области, а также широко распространенному скептицизму и убежденности в том, что большинство деловых людей будут игнорировать любые этические нормы, если они бу-дут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе.
Хотя скептицизм по поводу самой возможности существова-ния деловой этики был распространен достаточно долго (а в на-шей стране широко распространен и до сих пор), профессионалы бизнеса и широкие слои общественности всегда разделяли так-же глубокое убеждение в том, что существование высоких эти-ческих стандартов в деловой сфере приведет к получению всеоб-щей выгоды. Каждый раз, когда в США разражался более или ме-нее крупный скандал в правительственных или деловых кругах, достоянием широкой публики становились многочисленные речи
и передовые статьи в печати, призывающие к более высоким эти-ческим стандартам в поведении при выполнении профессиональ-ных обязанностей и в бизнесе, и на государственной службе. При этом имелись в виду личные этические обязанности, помимо про-стого подчинения закону, хотя при определении сущности этих обязанностей и возникали различия во мнениях.
Для стран, производящих ломку и изменение своей экономи-ческой системы, таких как Россия и другие республики СНГ, из-учение деловой этики особенно необходимо. Как пишет амери-канский ученый В. Вейгль, в этом отношении особенно важны два обстоятельства: 1) необходимость этичных отношений в де-централизованных структурах, ответственных за принятие реше-ний; 2) необходимость вписать экономику переходного периода и ее институты в несоответствующие им исторические и культур-ные условия.
Деловая этика
Так называемый переход к рынку в российской экономике тре-бует эволюции децентрализованных структур, ответственных за принятие решений. Для работы в таких структурах от каждого человека требуется уверенность в себе и умение непредвзято су-дить о происходящем, будь то руководитель всего предприятия, начальник среднего звена, банковский управляющий или кон-кретный потребитель продукции. Децентрализация такого рода требует обязательного чувства доверия и всеобщего уважения к честности в поступках. И при этом конечно же честность и дове-рие остаются в первую очередь этическими категориями в отли-чие от законодательных и экономических ограничений, которые должны вести к полноценности деловой жизни.
В условиях рыночной экономики честность и доверие явля-ются наиболее важными этическими качествами. Например, не-смотря на то, что контракты с обязательными законодательны-ми ограничениями являются основой деятельности любого пред-приятия, значительная часть экономической деятельности пред-приятий выходит за рамки их контрактных обязательств, отмеча-ет В. Вейгль. Такого рода деятельность регулируется и подчиня-ется в отличие от законодательного регулирования уровнем дове-рия, который зависит от репутации делового человека или компа-нии. Довольно большое число наблюдателей отмечают, что спад производительности в экономике и общей эффективности произ-водства в Соединенных Штатах связан в значительной степени
с упадком таких моральных ценностей, как честность и доверие внутри американского общества.
В условиях централизованной экономики также часто имеет смысл следовать «правилам бюрократической игры», что также может приводить к проявлению нечестности, безответственно-сти и отсутствию взаимного доверия в суждениях о людях. Та-кие качества, как нечестность и недоверие, в условиях централи-зованной системы принятия ответственных решений фактически становятся результатом «приспособленческого поведения» лю-
Глава 1. Предмет и специфика деловой этики
дей. Эти особенности считаются у многих «рациональными» ка-чествами в условиях централизованной системы. Однако нали-чие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на рыночных отношениях. Следователь-но, любая экономика переходного типа должна формировать так-же и «этическую инфраструктуру» для экономических институ-тов, которые ею создаются.
Необходимость создания этической инфраструктуры для эко-номики переходного периода является второй важнейшей причи-ной, по которой изучение деловой этики становится крайне важ-ным в процессе трансформации экономики. Эта причина связа-на также и со взаимосвязью между этическими ценностями и ра-ботой экономических институтов. Невозможно четко противопо-ставлять этические аспекты экономическим. Этика и экономика имеют очень много связывающих их между собой особенностей. Если лидеры в деловой сфере и крупные политические деятели проявляют невежество, игнорируют взаимосвязь между этиче-скими ценностями и работой экономических институтов, то ока-зывается невозможным вписать экономику переходного периода
и ее экономические институты рыночного типа в несоответству-ющие им исторические и культурные условия и традиции кон-кретных стран и народов. Например, для России недостаточно
и неразумно просто заимствовать и скопировать экономические институты Запада. Возникает необходимость вписать и внедрить такие экономические институты в совершенно отличные от за-падных исторические и культурные условия и окружение России
и других стран СНГ. Можно предположить, что изучение деловой этики сможет облегчить этот труднейший процесс внедрения.
Обобщая, необходимо сказать, что важность изучения деловой этики при подготовке профессиональных специалистов трудно переоценить. Изучение деловой этики не только помогает сфор-мулировать нужные этические ценности для каждого человека и дает возможность профессиональным специалистам свободнее
Деловая этика
ориентироваться в сложных проблемах, возникающих при при-нятии решений, но также способствует созданию «этической ин-фраструктуры», которая должна сделать возможной введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этическими ценностями и дея-тельностью экономических институтов при изучении курса де-ловой этики может помочь построить более жизнеспособные эко-номические институты в условиях экономики переходного типа.