Семейная и демографическая политика
Социальная поддержка семей, воспитывающих детей, объективно выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики. Именно семья является первичной ячейкой общества, которая закладывает основополагающие предпосылки для формирования демографического, кадрово-экономического, культурного, духовно-нравственного потенциала страны.
Государственная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется в различных формах: денежные выплаты на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии); денежная и натуральная материальная помощь; социальное обслуживание семьи; трудовые, налоговые и иные льготы.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» с начала текущего года трижды пересматривались размеры этих социальных выплат. В результате они увеличились на 9,6%. На 1 августа 2007 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составил 120,5 тыс. руб., на ребенка старше трех лет – 55,6 тыс. руб. Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получили 523,1 тыс. детей – 27% их общей численности.
Увеличен размер единовременного пособия: при рождении первого ребенка – с двух до пяти бюджетов прожиточного минимума; при рождении второго – с двух до семи; третьего и последующих детей – с трех до семи бюджетов прожиточного минимума.
Устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Раньше такое пособие выплачивалось в разных размерах: матерям, в отношении которых уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, – в размере 65% бюджета прожиточного минимума; матерям, за которых взносы не уплачивались, – 35% БПМ. С февраля 2006 г. всем матерям, имеющим детей до трех лет, пособие выплачивается в одинаковом размере – 65 БПМ.
С нынешнего года улучшены условия бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Отменен категориальный подход при его назначении, право на такое обеспечение получили все семьи, имеющие детей данного возраста и располагающие определенным ограниченным доходом. При этом в два раза увеличен критерий нуждаемости – среднедушевой доход, учитываемый при назначении детского питания.
Законодательно установлено, что продление или заключение нового контракта с матерью, приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласия должно осуществляться на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.
В последующие годы предусмотрено увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, расширение налоговых льгот для родителей, имеющих несовершеннолетних детей. Будет усиливаться государственная поддержка семьи при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.
Государством значительное внимание уделяется также воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них в стране функционирует широкая сеть детских школ-интернатов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. В ряде таких центров созданы отделения постинтернатной адаптации, призванные оказывать содействие своим воспитанникам в приспособлении к самостоятельной жизни. С целью приближения условий жизни несовершеннолетних детей к условиям жизни биологической семьи внедряется практика их воспитания в приемных семьях, детских деревнях.
Так, на базе Сенненской общеобразовательной средней школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создается первый в Витебской области экспериментальный дом по социально-бытовой адаптации подростков. Он рассчитан на одновременное проживание 6 подростков. Планируется, что это будут группы из девушек и юношей старших классов, которые поочередно на протяжении месяца-двух будут вести фактически самостоятельный образ жизни: готовить, убирать, работать на приусадебном участке и рассчитывать имеющиеся доходы (зарплата за изготовленную продукцию, средства, выделяемые государством на питание) на определенное время.
Для создания благоприятных условий жизнедеятельности семьи первостепенное значение имеют также меры, связанные с улучшением репродуктивного здоровья населения, охраной здоровья матери и ребенка, снижением заболеваемости и смертности населения. Комплекс социально-экономических, медицинских, организационных, идеологических и иных мер, направленных на поддержку семьи и народонаселения в целом, содержится в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг.
Реализация данных мер будет способствовать улучшению основных показателей уровня и качества жизни семей, демографической ситуации в стране.