Глобальная демографическая политика

Суммарный коэффициент рождаемости 2,0 обеспечивает неизменную численность. Сейчас в Европе он = 1,9, в менее развитых странах – 4,1. Лучше - 2,03 в высокоразвитых странах и 2,2 – в слаборазвитых. Даже если развивающиеся страны приблизятся к уровню простого воспроизводства, население будет расти еще до 2080 г.

Каковы пути решения демографических проблем?

Регулирование численности населения путем снижения рождаемости достигается тремя главными подходами к решению проблемы: экономическое развитие, кон­троль рождаемости и социально-экономические изменения. Наи­более оптимальный вариант — сочетание двух подходов — экономи­ческого развития и контроля рождаемости, а в ряде случаев — соче­тание всех трех подходов.

1. Экономический подход. Американскими и европейскими демографами разработана модель «переходного периода естественного движения населения». Её основная идея состоит в том, что когда государства переходят в разряд промышленно развитых, то снача­ла в них резко падает смертность, а вслед за этим и рождаемость. В результате быстрый рост населения замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и постепенно численность населения начинает сокращаться. Но быстрое и устойчи­вое экономическое развитие развивающихся стран затруднено по ряду причин: мно­гие из них не имеют ни средств, ни ресурсов, необходимых для быст­рого экономического развития, ни достаточного количества квалифицированных специалистов, владеющих технологиями производства высококачественной продукции, которая выдержала бы конкуренцию на мировом рынке.

Применение данной модели к развивающимся странам проблематично: в условиях рыночной (конкурент­ной) экономики развитые страны не дадут «за так» развивающимся странам ни высоких технологий, ни подготовят для них кадры, способные внедрить высокие технологии. Скорее наоборот: лучшие специалисты — выходцы из развивающихся стран «утекут» в развитые страны, что повсеместно и наблюдается.

2. Кон­троль рождаемости. Службы контроля рождаемости в развивающихся странах бы­ли организованы в 1940 и 1950 годах частными врачами и женскими общественными группами. С тех пор Международная федерация по регулированию рождаемости, Фонд помощи трудоустройства ООН, Всемирный банк и другие страны оказывают странам практическую и финансовую помощь в выполнении программ по контролю рождае­мости.

Контроль рождаемости экономит государственные средства, сокращая расходы на различные социальные нужды. Контроль рож­даемости влечет за собой и улучшение здоровья жителей, так как в развивающихся странах около 1 млн. женщин умирает от болезней, являющихся следствием осложнений в период беременности. Такие программы помогают также контролировать распространение СПИ­Да и других болезней, передаваемых половым путем.

В период с 1978 по 1983 г. осуществление программы контроля рождаемости привело к сокращению численности населения в мире на 10 млн. человек, что сэкономило 175 млн. долларов государствен­ных средств на обеспечении жителей продуктами питания, строитель­стве жилья, производстве одежды, образовании и здравоохранении. В 1960 г. только Индия и Пакистан имели официальные программы по сокращению прироста населения. В наши дни такими программами охвачены 93% населения мира и 91% населения развивающихся стран.

3. Социально-экономические меры - регулирование численности населения через планирование семьи.

Программы по регулированию семьи основаны на просвеще­нии и медицинском обслуживании граждан, они помогают семейным парам определить, сколько и когда они могут иметь детей. Если жители развитых стран обычно «автоматически» получают основные знания о планировании семьи. Огромная же масса молодежи в развивающихся странах необразо­ванна, лишена даже начальных навыков чтения и письма. Эти люди не имеют самого общего представления о процессе размножения, а тем более о контроле рождаемости.

Наряду с медицинским просветительством в некоторых странах вводят стимулы (вознаграждения и штрафы) для поощрения сокращения рождаемости. Около 20 стран выплачивают небольшие денежные вознаграж­дения гражданам, которые соглашаются применять контрацептивы или подвергнуться стерилизации.

В некоторых странах, например в Китае, семейные пары штрафуются, если число детей в семье больше определенного количе­ства, обычно одного или двух. Штрафы могут взиматься в виде осо­бых налогов. Семьи, в которых число детей превышает установленный лимит, могут быть лишены бесплатного медицинского обслуживания, им сокращают продовольственные пай­ки, их в первую очередь увольняют с работы. Вместе с наказаниями разработана и система поощрений в виде оплачиваемого отпуска женщинам, перенесшим стерилизацию и аборт; ежемесячного посо­бия семье с одним ребенком; преимуществ семей с одним ребенком при обеспечении жильем и т.д. Вместе с улучшением экономической ситуации такие поощрения и наказания позволили Китаю добиться резкого снижения среднего ко­эффициента рождаемости примерно с 4,5 в середине 70-х гг. до 2,6 в 1982 г. и 2,4 в настоящее время.

Другой социально-экономический путь регулирования числен­ности населения — улучшение условий жизни женщин. Расширяются права женщин: доступ к образованию, трудоустройству, повышение брачного возрас­та, что также приводит к снижению рождаемости. Многочис­ленными исследованиями доказано, что образование является силь­нейшим фактором, заставляющим женщину иметь меньше детей. Об­разованные женщины с большей вероятностью будут зарабатывать на жизнь вне дома, а не ограничиваться только воспитанием ребенка. Они позже выходят замуж, сокращая тем самым свои репродуктив­ные годы, и меньше теряют детей в младенчестве.

4. Проблема повышения низкой рождаемости в экономически развитых странах. Низкая рождаемость – положительный фактор в глобальном масштабе (в настоящее время), однако, и он приводит к неблагоприятным социально-политическим последствиям:

- постепенно в развитых странах меняется возрастная структура общества - уменьшается доля детей и молодежи,

- увеличивается доля пожилых людей, происходит "постарение" населения (меньший динамизм более старых возрастных групп может вызвать существенные расхождения между поколениями в вопросах общественных и культурных нововведений. Вследствие этого общество становится более консервативным),

- рост числа пенсионеров ложится тяжелым бременем на экономику. В прошлом новое поколение было по численности всегда больше предыдущего. Молодые заботились о стариках, и поэтому содержание пенсионеров не ложилось полностью на систему социального обеспечения,

- увеличивается доля нетрудоспособных – растет демографическая нагрузка.

- происходит сокращение населения коренной национальности.

Замедление темпов прироста населения в развитых странах приводит к медленному сокращению численности населения. Это, например, происходит сейчас в Венгрии, Германии и др. Когда ко­личество жителей в возрасте до 15 лет меньше, чем людей в остальных возрастных группах, можно ожидать сокращение численности населения в течение примерно 60 лет. Единственный способ предот­вратить это явление - сделать так, чтобы женщины в репродуктив­ном возрасте рожали больше детей, или увеличить число иммигран­тов. Рост населения идет только за счет миграции. Если раньше направление миграции было из Европы, то сейчас – из Африки и Юго-Восточной Азии.

Вообще тип воспроизводства - связан с типом хозяйства и общественными потребностями. Так, для ведения трудоемкого сельского хозяйства нужно было иметь больше детей. Расходы на обучение и профессиональную подготовку детей были небольшие. Отсутствие гарантий со стороны государства требовало создания защиты в старости. Женщины, как правило, не работали и могли воспитывать много детей. Существовали религиозные каноны.

Сейчас рождаемость регулируется другими потребностями. Государства вырабатывают политику, принимают законы, ограничивающие допустимый возраст вступления в брак, поощряют деторождение или нет, разрешают иммиграцию или нет. Правительства большинства стран регулируют численность на­селения, разрешая небольшую иммиграцию из других стран. И лишь немногие государства, в основном Канада, Авст­ралия и США, разрешают значительную иммиграцию. Ряд го­сударств поощряют эмиграцию в другие страны, чтобы снизить пресс населения.

В обществе стараются поддерживать равнове­сие между двумя потоками (рождаемость и смертность). В новой изменившейся демографической ситуации стали ненужными социальные механизмы, выработанные обществом на протяжении тысячелетий для того, чтобы побуждать каждую семью стремиться к большому числу детей (религия, налог на бездетность и т.п.). Но возникают новые проблемы: рождаемость снижается порой ниже, чем требуется для простого возобновления поколений, неп­равомерно велика доля однодетных семей. В новых условиях долж­ны быть выработаны новые социальные механизмы (институты, цен­ности, нормы и др.), управляющие прокреативным (т.е. относя­щимся к деторождению) поведением людей. Они должны быть выра­ботаны общественной практикой, выстраданы путем проб и ошибок, подобная адаптация требует десятилетий.

Наши рекомендации