Развитие и совершенствование
Социально-трудовой сферы
Обеспечение максимально полной
Занятости – одна из ключевых задач
Пятилетки
Состояние занятости и безработицы позволяют судить о национальном благополучии и эффективности выбранного пути экономического развития. По сравнению с рядом других стран, вступивших на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительного уровня безработицы. В рамках имеющихся финансовых возможностей осуществляется социальная поддержка безработных.
Государства – участники СНГ | Уровень безработицы | Удельный вес зарегистрированных безработных, получающих пособие по безработице | |
на конец марта 2007 г., в % | |||
Азербайджан | 1,2 | 4,1 | |
Армения | 7,3 | 13,4 | |
Беларусь | 1,2 (в настоящее время – 1%) | 54,2 | |
Казахстан | 1,0 | с 1999 года выплата пособия по безработице отменена | |
Кыргызстан | 3,4 | 6,2 | |
Молдова | 1,7 | 9,6 | |
Россия | 2,3 | 85,1 | |
Украина | 2,8 | 71,9 | |
Достижению контролируемой ситуации на рынке труда служит реализация мероприятий ежегодно разрабатываемых программ содействия занятости населения. В рамках реализации такой программы в первом полугодии текущего года на имевшиеся вакансии и созданные рабочие места трудоустроено 98 тыс. человек, в том числе 64 тыс. безработных; оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1,4 тыс. безработных; приняли участие в оплачиваемых общественных работах 44 тыс. человек, в том числе 29 тыс. безработных.
Снижается молодежная и женская безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,3% на 1 июля 2006 г. до 63,8% на 1 июля 2007 г. Доля молодежи за этот период сократилась с 44,7% до 40,1%.
Создание новых рабочих мест, содействие организации предпринимательской деятельности и самозанятости – основные условия вовлечения в экономику незанятых трудоспособных лиц, перехода из теневой, временной занятости в легальную, постоянную.
Особого внимания требует обеспечение занятости на селе, в малых городах и поселках, особенно проблемных, где уровень безработицы существенно превышает средние показатели и по республике, и по области. Для решения проблем социально-экономического развития этих населенных пунктов реализуются Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150), Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг. (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265).
Так, в Комплексной программе развития регионов выделено 187 населенных пунктов, из которых 138 являются проблемными. Всего в них предусмотрено реализовать около 1 000 инвестиционных проектов, построить и ввести новые хозяйственные объекты и объекты социальной сферы. На данные цели будет направлено 5,55 трлн. руб., из них 37% – бюджетные средства.
Республиканскими органами государственного управления будут реализовываться такие проекты, как увеличение мощностей на РУГШ «Гранит» г. Микашевичи, организация новых производств на РУПП «Березатара», наращивание мощностей по производству цемента в Гродненской и Могилевской областях, строительство завода по производству газетной бумаги и деревянного домостроения в г. Шклове и др. Предприятиями коммунальной собственности должны быть осуществлены работы по реконструкции и модернизации производства на молочных комбинатах и маслосыродельных заводах в Пружанах, Поставах, Калинковичах, Чечерске, Щучине, Дятлово, Клецке, Березино, Слониме, Белыничах, на Глубокском и Рогачевском молочноконсервных комбинатах, организации производства детского питания в г. Высокое, рыбоконсервного и плодоовощного производства в г. Глуске, реконструкции фарфорового завода и бумажной фабрики в г. Добруше, строительству комбината строительных материалов в г. Лоеве.
Благодаря этому за 2007–2010 гг. в малых и средних городских поселениях будет создано более 100 тыс. новых рабочих мест, в том числе свыше 19 тыс. в малых и средних городах. Уровень безработицы там сократится до 1% и приблизится к средним показателям по областям.
Уже сегодня в ряде малых и средних городов и поселков по решению Правительства, а также по инициативе местных властей, руководства отдельных предприятий с привлечением банковских кредитов, иностранных инвесторов осуществляется строительство современных высокотехнологичных предприятий, объектов социальной сферы. Тем самым создаются новые рабочие места, обеспечиваются условия для устойчивой, эффективной занятости, формирования благоприятной среды проживания населения.
Три года назад Правительство страны приняло решение построить на базе старой биофабрики в п. Должа Витебского района современную, производство которой отвечает международному стандарту GMP. С 1 июля текущего года введен в строй первый пусковой комплекс производства гипериммунных сывороток. Сегодня на фабрике трудится 190 работников, только в этом году создано более 20 рабочих мест. Требуются молодые специалисты с высокой квалификацией. Через год здесь запланировано запустить второй комплекс с лабораториями, убойным цехом. Окончательный ввод биофабрики – в 2009 году. Будет создано 100 новых рабочих мест.
Иностранное предприятие «Лангхайнрих Конфекцион Бел» в с. Дивин Кобринского района – предприятие с немецким капиталом. Несколько лет назад население этого большого села, где живет 3,5 тыс. человек, жаловалось на отсутствие работы. Сегодня на нем создано 79 рабочих мест, а уже через год их ожидается не менее 150. Сегодня дивинцы шьют скатерти, салфетки, постельные комплекты из высококачественных немецких тканей (150 видов). Всю продукцию фирма поставляет в 4–5-звездочные отели, а также в рестораны по всему миру. По сути, получилось градообразующее предприятие, которое практически сняло проблему занятости в Дивине и его окрестностях.
Дивин – не единственное место, куда в Кобринском районе пришел капитал из Польши, Германии, Голландии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Израиля. Еще более масштабный проект связан с СОООПП «Полесье» в районном центре, на площадях которого организовано производство изделий из пластмассы, в основном детских игрушек. За последние пять лет там создано более 800 рабочих мест, и предприятие стало градообразующим в Кобрине.
На сегодняшний день в Кобринском районе уже 51 иностранное предприятие, на которые приходится третья часть объемов промышленного производства. Безработица в районе сведена к минимуму: каждому нуждающемуся в работе и готовому работать предлагается место для трудоустройства.
1.2. Повышение уровня заработной платы:
Задачи и пути решения
Обеспечение эффективной занятости создает устойчивый источник для получения и роста доходов населения, и прежде всего заработной платы. Это означает, что эффективность тех или иных инвестиционных решений должна оцениваться в том числе и с учетом того, насколько надежные и приемлемые заработки они способны обеспечить занятым работникам.
От уровня и динамики оплаты труда зависят не только общее благосостояние работников и их семей, но и желание людей работать с отдачей, налоговое наполнение бюджета, возможности для повышения пенсий, социальных пособий, покупательский спрос.
Исходя из этого в республике на основе стабилизации экономики реализуется курс на поступательный рост заработной платы. Выполнение прогнозных показателей и заданий в этой области находится под постоянным пристальным контролем Главы государства, Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов. Это позволило за последние годы в несколько раз повысить средний размер заработной платы в стране: с 75 долл. США в эквиваленте в 2000 году до 312 в 2006-м, или в 2,4 раза с учетом динамики потребительских цен. По уровню оплаты труда республика занимает третье место среди государств СНГ.
На 2007 год поставлена задача довести среднемесячную заработную плату по республике до 340 долл. США, в бюджетном секторе экономики – до 300.
Это вполне реально. В июне текущего года среднемесячная заработная плата в целом по экономике достигла 331 долл. в эквиваленте, в бюджетном секторе – 299.
В отличие от других государств, идущих по пути рыночных преобразований, в республике в основном преодолены такие явления как задолженность и задержки с выплатой заработной платы.
Вместе с тем остаетсяпроблема низкого уровня заработной платы в организациях коммунальной формы собственности, расположенных в районах, а также в таких отраслях как сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность.
Государства – участники СНГ | Средняя заработная плата в декабре 2006 г., в долл. США |
Азербайджан | |
Армения | |
Беларусь | |
Казахстан | |
Кыргызстан | |
Молдова | |
Россия | |
Таджикистан | |
Украина |
Этим проблемным отраслям и организациям доводятся более высокие задания по росту заработной платы, реализуется и жестко контролируется выполнение системы мер по достижению уровня оплаты труда не менее 200 долл. США в эквиваленте.
В сельском хозяйстве предусмотрено достичь такого уровня в 2007–2008 гг. Но благодаря опережающим темпам роста оплаты труда в сельском хозяйстве за последний год уже в июне 2007 г. среднемесячная заработная плата в этой отрасли составила 209 долл. в эквиваленте. В июне текущего года только в двух районах – Кормянском и Хотимском – средний уровень заработной платы был ниже 200 долл. США в эквиваленте.
Однако количество СПК и предприятий коммунальной собственности с низким уровнем оплаты труда остается значительным. Это требует активизации усилий руководителей предприятий, местной власти, заинтересованных министерств по финансовому оздоровлению предприятий, реконструкции, повышению эффективности производства, завоеванию рынков сбыта. Опыт показывает, что на ряде предприятий, расположенных в малых и средних городах и поселках, где такие усилия предпринимаются, заработная плата приближается или даже превосходит средние показатели по области и республике.
В настоящее время в стране созданы основные возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечивать себе и своим семьям приемлемый, растущий, уровень дохода. Но для этого необходимо проявление трудовой ответственности, дисциплины и инициативы со стороны каждого трудоспособного гражданина.