Наименование лабораторных работ.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор института
_____________ Смирнов Д.А.
«__» _______________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Направление подготовки | 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Профиль | "Сети связи и системы коммутации" |
Квалификация выпускника | «бакалавр» |
Форма обучения | очная |
Учебный план | 2016 г. |
Изучается во 2 семестре |
СОГЛАСОВАНО: | РАЗРАБОТАНО: |
Зав. выпускающей кафедрой инфокоммуникаций Г.И.Линец _______________________ «26» августа 2016 г. Рассмотрено УМК юридического института Протокол № 1 от «27»августа 2016 г. Председатель УМК юридического института ________ доц.Т.В. Воротилина | Зав. кафедрой правовой культуры и защиты прав человека ______________ Е.А. Терещенко «26» августа 201 6 г. Доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека _____________В.В.Мелешкин « 25 » августа 2016 г. |
Ставрополь, 2016 г.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки | 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Профиль | "Сети связи и системы коммутации" |
Квалификация выпускника | «бакалавр» |
Объем занятий: Итого | 108ч. | 3 з.е. |
В т.ч. аудиторных | 36 ч. | |
Из них: | ||
Лекций Лабораторных работ Практических занятий | 18 ч. - 18 ч. | |
Самостоятельной работы | 72 ч. | |
Зачет 2 семестр | - |
Ставрополь, 2016 г.
1. Цель и задачи освоения дисциплины.Целями освоения дисциплины «Правовая культура»являются:
- формирование набора общекультурных компетенций будущего бакалавра по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» овладение навыками практического использования нормативных актов в трудовой деятельности и повседневной жизни;
- повышение общей правовой грамотности;
- воспитание субъекта правоотношений, строго соблюдающего принципы законности и правопорядка.
В рамках изучения курса «Правовая культура» перед студентами ставятся следующие задачи:
- усвоить теоретические положения о понятии, структуре и функциях правовой культуры в современном обществе; о формировании правовой культуры молодежи в системе образования;
- учиться применять теоретические знания в практической деятельности;
- формировать умения и навыки правомерного поведения, самостоятельной правовой оценки действительности;
- формировать необходимый уровень правовых знаний и правовой активности;
- принимать посильное участие в процессе совершенствования норм права;
- развивать ключевые личностные качества (законопослушность, нравственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, ответственность, трудолюбие).
2. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Правовая культура» относится к Базовой части учебного плана. Ее освоение происходит во 2 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами
Необходимым условием изучения дисциплины «Правовая культура» является успешное освоение таких учебных дисциплин, как: «История», «Этнология Юга России».
4. Связь с последующими дисциплинами
Освоение дисциплины «Правовая культура» предшествует изучению таких дисциплин как: «Философия».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
5.1. Наименование компетенции
Индекс | Формулировка: |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-5 | способностью использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации Международного союза электросвязи и т.п.) |
5.2 Структура и компонентный состав компетенции
Перечень компонентов | Технологии формирования компетенции | Средства и технологии оценки |
Знает: - основные достижения классической и современной науки в области прав человека; - закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления; - условия создания правового государства и гражданского общества; - роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности; - особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; | Лекции (традиционные и в интерактивной форме) | Собеседование, подготовка докладов |
Умеет: - ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции; - использовать правовые документы на практике; - анализировать социально-значимые проблемы и процессы; соблюдать законность и правопорядок; - осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. | Практические занятия, самостоятельная работа | Собеседование, выполнение разноуровневых заданий, выполнение индивидуальных творческих заданий, решение кейс-задач |
Владеет: -способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; - навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления пра-вового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; - основными методами правового воспитания. | Практические занятия, самостоятельная работа | Собеседование, выполнение разноуровневых заданий, выполнение индивидуальных творческих заданий, решение кейс-задач |
5.3. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов, изучающих дисциплину
Уровни сформиро-ванности компетен-ций | Индикаторы | Дескрипторы | |||
2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||
Базовый | Знает: - основные достижения классической и со-временной науки в области прав человека; - законномерности функционирования государства и права как социально-экономического явления; - условия создания правового государства и граж-данского общества; - роль правовой культуры в деле формирования и поддержания об-щественной безо-пасности; - особенности формирования пра-вовой культуры в профессиональной сфере; | Не знает ос-новных до-стижений классичес-кой и со-временной науки в об-ласти прав человека; законномер-ностей функциони-рования го-сударства и права; условий со-здания пра-вового госу-дарства и гражданско-го общества; роли пра-вовой куль-туры в деле формирова-ния и под-держания обществен-ной безо-пасности; особеннос-тей форми-рования пра-вовой куль-туры в про-фессиональ-ной сфере. | Слабо ори-ентируется в основных достижениях классичес-кой и со-временной науки в об-ласти прав человека; законномер-ностях функциони-рования го-сударства и права; условиях со-здания пра-вового госу-дарства и гражданско-го общества; роли пра-вовой куль-туры в деле формирова-ния и под-держания обществен-ной безо-пасности; особеннос-тях форми-рования пра-вовой куль-туры в про-фессиональ-ной сфере. | Усвоил ос-новные до-стижения классичес-кой и со-временной науки в области прав человека; законномер-ности функ-ционирова-ния государ-ства и права как социаль-но-экономи-ческого яв-ления; условия со-здания пра-вового го-сударства и гражданско-го общества; роль пра-вовой куль-туры в деле формирова-ния и под-держания обществен-ной безо-пасности; особенности формирова-ния пра-вовой куль-туры в про-фессиональ-ной сфере. | |
Умеет: - ори-ентироваться в по-токе правовой ин-формации, выра-батывая собст-венные убеждения и позиции; - использовать правовые документы на практике; - анализировать социально-значимые проблемы и процессы; соблю-дать законность и правопорядок; - осуществлять правовое воспи-тание в сфере профессиональной деятельности. | Не умеет ориентиро-ваться в по-токе право-вой инфор-мации, вы-рабатывая собственные убеждения и позиции; использо-вать право-вые доку-менты на практике; анализиро-вать соци-ально-зна-чимые про-блемы и процессы; соблюдать законность и правопоря-док; осуществ-лять пра-вовое воспи-тание в сфере про-фессиональ-ной деятель-ности. | Оперирует только ос-новными юридическими поня-тиями и ка-тегориями; затрудняется применять правовые документы на практике; не умеет анализиро-вать соци-ально-значи-мые про-блемы и процессы. | Умеет опе-рировать юридическими поня-тиями и ка-тегориями; ориентиру-ется в по-токе право-вой ин-формации; может сфор-миулировать собственные убеждения и позиции по правовым вопросам; способен осуществ-лять право-вое воспи-тание в сфере про-фессиональной деятель-ности. | ||
Владеет: -способами и сред-ствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посред-ством использо-вания компьютери-зированных баз правовых данных и глобальных ком-пьютерных сетей; - навыками анализа состояния, структуры и дина-мики развития прав и свобод человека в исторической рет-роспективе и на современном этапе; различных социаль-ных, политических, правовых явлений прошлого и насто-ящего, выявления закономерностей становления пра-вового государства, института прав и свобод человека и гражданина в раз-личных странах и на международном уровне; - основными методами правового воспитания. | Не владеет даже основ-ными спосо-бами и сред-ствами полу-чения и об-работки пра-вовой ин-формации, в том числе, - посредством использова-ния компью-теризированных баз пра-вовых дан-ных и глобальных компьютер-ных сетей; навыками анализа пра-вовых яв-лений прош-лого и нас-тоящего, вы-явления за-кономерностей станов-ления пра-вового госу-дарства, ин-ститута прав и свобод че-ловека и гражданина. | Слабо вла-деет спосо-бами и сред-ствами полу-чения и об-работки пра-вовой ин-формации, в том числе, - посредством использова-ния компью-теризированных баз пра-вовых дан-ных и глобальных компьютер-ных сетей; навыками анализа пра-вовых яв-лений прош-лого и нас-тоящего, вы-явления за-кономерностей станов-ления пра-вового госу-дарства, ин-ститута прав и свобод че-ловека и гражданина. | Владеет в достаточной степени спо-собами и средствами получения и обработки правовой информации в том числе, - посредст-вом исполь-зования ком-пьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютер-ных сетей; навыками анализа пра-вовых яв-лений прош-лого и нас-тоящего, вы-явления за-кономерностей станов-ления пра-вового госу-дарства, ин-ститута прав и свобод че-ловека и гражданина гражданина в раз-личных странах и на международном уровне. | ||
Повышен-ный | Знает: - основные достижения классической и со-временной науки в области прав человека; - законномерности функционирования государства и права как социально-экономического явления; - условия создания правового государства и граж-данского общества; - роль правовой культуры в деле формирования и поддержания об-щественной безо-пасности; - особенности формирования пра-вовой культуры в профессиональной сфере. | Показывает высокий уровень знаний ос-новных до-стижений классичес-кой и со-временной науки в об-ласти прав человека; законномер-ностей функциони-рования го-сударства и права; условий со-здания пра-вового госу-дарства и гражданско-го общества; роли пра-вовой куль-туры в деле формирова-ния и под-держания обществен-ной безо-пасности; особеннос-тей форми-рования пра-вовой куль-туры в про-фессиональ-ной сфере. | |||
Умеет: - ори-ентироваться в по-токе правовой ин-формации, выра-батывая собст-венные убеждения и позиции; - использовать правовые документы на практике; - анализировать социально-значимые проблемы и процессы; соблю-дать законность и правопорядок; - осуществлять правовое воспи-тание в сфере профессиональной деятельности. | Способен системно анализиро-вать пра-вовую ин-формацию, вырабатывая собственные убеждения и позиции; использо-вать право-вые доку-менты на практике; анализиро-вать со-циально-зна-чимые про-блемы и процессы; соблюдать законность и правопоря-док; постоянно осущест-влять пра-вовое воспи-тание в сфе-ре профес-сиональной деятельнос-ти. | ||||
Владеет: -способами и сред-ствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посред-ством использо-вания компьютери-зированных баз правовых данных и глобальных ком-пьютерных сетей; - навыками анализа состояния, структуры и дина-мики развития прав и свобод человека в исторической рет-роспективе и на современном этапе; различных социаль-ных, политических, правовых явлений прошлого и насто-ящего, выявления закономерностей становления пра-вового государства, института прав и свобод человека и гражданина в раз-личных странах и на международном уровне; - основными методами правового воспитания. | Владеет ши-роким спек-тром спо-собов и средств по-лучения и обработки правовой информации в том числе, - посред-ством ис-пользования компьютеризированных баз пра-вовых дан-ных и гло-бальных компьютер-ных сетей; развитыми навыками анализа со-стояния, структуры и динамики развития прав и сво-бод человека в исто-рической ретроспективе и на современ-ном этапе; различных социальных, политичес-ких, право-вых явлений прошлого и настоящего, выявления закономер-ностей ста-новления правового государства, института прав и свобод чело-века и граж-данина в различных странах и на международном уровне. |
6. Наименование и содержание лекций
№ | Наименование тем дисциплины, их краткое содержание | Обьём часов | Форма проведения |
2 семестр | |||
Раздел I. Теоретические и организационно-правовые основы Формирования правовой культуры. Тема 1. Теоретические основы и методологические подходы к определению правовой культуры.Понятие и общая характеристика правовой культуры. Структура и функции правовой культуры. Правосознание и правомерное поведение. Организационные основы формирования правовой культуры современной России. Особенности формирования правовой культуры в условиях поликультурного региона. | Проблемная лекция | ||
Тема 2. Основные концепции и теории права. Применение права: современные подходы к правопониманию и вопросы методологии.Основные концепции и теории права на современном этапе.Проблемы в применении норм права и современных способов и приёмов методологии. | Лекция-пресс-конференция | ||
Тема 3. Правовое государство и правовой статус личности. Основы конституционного строя и его принципы. Правовое государство и правовой статус личности. | Лекция с разбором конкретных ситуаций | ||
Раздел II. Формирование правовой культуры молодёжи. Тема 4. Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Международное сотрудничество государств в области прав человека. Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Исполнение конституционных обязанностей как показатель правовой культуры гражданина. Место и роль права на образование в системе прав и свобод человека и гражданина. | Лекция –дискуссия | ||
Тема 5. Способы защиты прав и законных интересов граждан.Защита гражданских прав и ответственность за их нарушение. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей товаров, работ и услуг. Совершенствование системы защиты прав потребителей финансовых услуг в России. Защита трудовых прав граждан как основа правовой культуры личности. Современное состояние уголовно-правовой политики России. Неотвратимость ответственности за преступления по современному уголовному и уголовно-процессуальному праву России. | Проблемная лекция | ||
Тема 6. Социально-правовая политика государства.Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению. Социально-правовая защита и поддержка семьи в Российской Федерации. | Проблемная лекция | ||
Раздел III. Социально - правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина Тема 7. Национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина.Конституционное право граждан на обращение в государственные органы. Правовая культура и основы государственной информационной политики и информационного общества. Роль институтов гражданского общества в защите прав и свобод человека и гражданина. Адвокатская и нотариальная деятельность как деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц | Проблемная лекция | ||
Тема 8. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная деятельность правоохранительных органов. Место и роль суда в правовой системе | Проблемная лекция | ||
Тема 9. Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции.Особенности профилактики экстремизма и терроризма. Государственная политика в сфере борьбы с распространением и употреблением наркотиков. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения. Развитие законодательства в сфере противодействия коррупции. Ответственность за преступления коррупционной направленности | |||
Итого за 2 семестрс: | |||
Итого: |
Работа с литературой
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Рекомендуемые источники информации (№ источника) | |||
Основная | Дополни-тельная | Методи-ческая | Интернет-ресурсы | ||
Тема 1. Теоретические основы и методологические подходы к определению правовой культуры. | 1,2,3 | 1,4,6 | 1-3, 6-8 | ||
Тема 2. Основные концепции и теории права. Применение права: современные подходы к правопониманию и вопросы методологии. | 1,2,3 | 1-3, 6-8 | |||
Тема 3. Правовое государство и правовой статус личности. | 1,2,3 | 3,4,6 | 1-8 | ||
Тема 4. Правовая культура в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1,2,3 | 1,6,7 | 1-8 | ||
Тема 5. Способы защиты прав и законных интересов граждан. | 1,2,3 | 1,6,7 | 1-8 | ||
Тема 6. Социально-правовая политика государства. | 1,2,3 | 3,6,7 | 1-8 | ||
Тема 7. Национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина. | 1,2,3 | 3,4,6 | 1-8 | ||
Тема 8. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. | 1,2,3 | 3,4,6 | 1-8 | ||
Тема 9. Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции. | 1,2,3 | 2,4,7 | 1-8 |
Фонд оценочных средств
Описание шкалы оценивания
В рамках рейтинговой системы успеваемость студентов по каждой дисциплине оценивается в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль
Рейтинговая оценка знаний студента
№ п/п | Вид деятельности студентов | Сроки выполнения | Количество баллов |
1. | Теоретические и организационно-правовые основы формирования правовой культуры | 18 неделя | |
2. | Формирование правовой культуры молодёжи | 20 неделя | |
3. | Социально-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции. | 21 неделя | |
Итого за 2 семестрс: | |||
Итого: |
Максимально возможный балл за весь текущий контроль устанавливается равным 55. Текущее контрольное мероприятие считается сданным, если студент получил за него не менее 60% от установленного для этого контроля максимального балла. Рейтинговый балл, выставляемый студенту за текущее контрольное мероприятие, сданное студентом в установленные графиком контрольных мероприятий сроки, определяется следующим образом:
Уровень выполнения контрольного задания | Рейтинговый балл (в % от максимального балла за контрольное задание) |
Отличный | |
Хороший | |
Удовлетворительный | |
Неудовлетворительный |
Текущая аттестация студентов проводится преподавателями, ведущими практические занятия по дисциплине в следующих формах: собеседования, тестирования, индивидуальных и групповых заданий, решения ситуационных задач.
Критерии оценивания конспектов, отчетов, тестов, индивидуальных заданий, решения ситуационных задач приведены в Фонде оценочных средств по дисциплине «Правовая культура».
Промежуточная аттестация
Для студентов, обучающихся на основе рейтинговой системы оценки знаний, зачет выставляется автоматически при условии сдачи всех контрольных точек, предусмотренных текущим контролем успеваемости.
10.4 Типовые контрольные задания для проведения промежуточной аттестации.
Процедура зачета как отдельное контрольное мероприятие не проводится, оценивание знаний обучающегося происходит по результатам текущего контроля.
10.5 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Текущая аттестация студентов проводится преподавателями, ведущими практические занятия по дисциплине, в следующих формах: собеседование, защита доклада, выполнение индивидуальных творческих заданий.
Допуск к практическим занятиям производится при наличии у студентов печатного варианта выполненных заданий, предусмотренных планом конкретного практического занятия. Студент должен сделать краткое сообщение о выполненной работе и ответить на вопросы преподавателя. Максимальное количество баллов студент получает, если оформление выполненных заданий соответствует установленным требованиям, и задания по существу выполнены правильно. Основанием для снижением оценки являются не вполне соответствующее стандартам оформление выполненных заданий, наличие неточностей и ошибок в тексте выполненных заданий. При значительном количестве в тексте указанных недостатков печатные отчеты о выполненных заданиях могут быть отправлены на доработку.
Критерии оценивания доклада, собеседования, выполнения индивидуальных творческих заданий по дисциплине «Правовая культура» приведены в Фонде оценочных средств.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1. Рекомендуемая литература
11.1.1. Основная литература:
1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. – М.: Норма, 2014 // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
2. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография. – М.: Норма, 2014.
3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014.
11.1.2. Дополнительная литература:
1. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. - М.: Лань, 2003.
2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. – 210 с. // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
4. Каландаришвили З.Н. Деформация правовой культуры современной российской молодежи. – СПб.: Знание, 2010. // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
5. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права, 2009.
6. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. – М.: Книжный мир, 2011.
7. Лукашева Е.А. Право человека – индикатор национальной безопасности // Право человека и национальная безопасность. – 2013. - № 1. – С. 3-7.
11.1.3. Методическая литература:
1. Правоведение: учебное пособие / под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. – М.: Норма, 2014 г.
11.1.4. Интернет-ресурсы:
1. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина: [портал]. URL: http://irbis.msal.ru:
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [портал]. URL: http://window.edu.ru/
3. Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция: [портал]. URL: http://www.alleng.ru/
4. Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/russian
5. Парламентская библиотека Российской Федерации: [портал]. URL: http://parlib.duma.gov.ru/
6. КонсультантПлюс: [справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru/
7. Гарант [информационно-правовая система] URL: http://garant.ru/
8. Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
Программное обеспечение
Используются материалы справочно-правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс».
11.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Преподавание дисциплины «Правовая культура» обеспечивается следующими инструментальными и электронными средствами: ноутбук (компьютер) совместно с мультимедийным проектором для показа тематических слайдов; видеодвойка для показа тематических видеофильмов; Интернет-ресурсы для ознакомления с актуальными материалами применительно к изучаемой дисциплине.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор института
_____________ Смирнов Д.А.
«__» _______________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Направление подготовки | 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Профиль | "Сети связи и системы коммутации" |
Квалификация выпускника | «бакалавр» |
Форма обучения | очная |
Учебный план | 2016 г. |
Изучается во 2 семестре |
СОГЛАСОВАНО: | РАЗРАБОТАНО: |
Зав. выпускающей кафедрой инфокоммуникаций Г.И.Линец _______________________ «26» августа 2016 г. Рассмотрено УМК юридического института Протокол № 1 от «27»августа 2016 г. Председатель УМК юридического института ________ доц.Т.В. Воротилина | Зав. кафедрой правовой культуры и защиты прав человека ______________ Е.А. Терещенко «26» августа 201 6 г. Доцент кафедры правовой культуры и защиты прав человека _____________В.В.Мелешкин « 25 » августа 2016 г. |
Ставрополь, 2016 г.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки | 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
Профиль | "Сети связи и системы коммутации" |
Квалификация выпускника | «бакалавр» |
Объем занятий: Итого | 108ч. | 3 з.е. |
В т.ч. аудиторных | 36 ч. | |
Из них: | ||
Лекций Лабораторных работ Практических занятий | 18 ч. - 18 ч. | |
Самостоятельной работы | 72 ч. | |
Зачет 2 семестр | - |
Ставрополь, 2016 г.
1. Цель и задачи освоения дисциплины.Целями освоения дисциплины «Правовая культура»являются:
- формирование набора общекультурных компетенций будущего бакалавра по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» овладение навыками практического использования нормативных актов в трудовой деятельности и повседневной жизни;
- повышение общей правовой грамотности;
- воспитание субъекта правоотношений, строго соблюдающего принципы законности и правопорядка.
В рамках изучения курса «Правовая культура» перед студентами ставятся следующие задачи:
- усвоить теоретические положения о понятии, структуре и функциях правовой культуры в современном обществе; о формировании правовой культуры молодежи в системе образования;
- учиться применять теоретические знания в практической деятельности;
- формировать умения и навыки правомерного поведения, самостоятельной правовой оценки действительности;
- формировать необходимый уровень правовых знаний и правовой активности;
- принимать посильное участие в процессе совершенствования норм права;
- развивать ключевые личностные качества (законопослушность, нравственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, ответственность, трудолюбие).
2. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Правовая культура» относится к Базовой части учебного плана. Ее освоение происходит во 2 семестре.
3. Связь с предшествующими дисциплинами
Необходимым условием изучения дисциплины «Правовая культура» является успешное освоение таких учебных дисциплин, как: «История», «Этнология Юга России».
4. Связь с последующими дисциплинами
Освоение дисциплины «Правовая культура» предшествует изучению таких дисциплин как: «Философия».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
5.1. Наименование компетенции
Индекс | Формулировка: |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-5 | способностью использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации Международного союза электросвязи и т.п.) |
5.2 Структура и компонентный состав компетенции
Перечень компонентов | Технологии формирования компетенции | Средства и технологии оценки |
Знает: - основные достижения классической и современной науки в области прав человека; - закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления; - условия создания правового государства и гражданского общества; - роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности; - особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; | Лекции (традиционные и в интерактивной форме) | Собеседование, подготовка докладов |
Умеет: - ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции; - использовать правовые документы на практике; - анализировать социально-значимые проблемы и процессы; соблюдать законность и правопорядок; - осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности. | Практические занятия, самостоятельная работа | Собеседование, выполнение разноуровневых заданий, выполнение индивидуальных творческих заданий, решение кейс-задач |
Владеет: -способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; - навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления пра-вового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; - основными методами правового воспитания. | Практические занятия, самостоятельная работа | Собеседование, выполнение разноуровневых заданий, выполнение индивидуальных творческих заданий, решение кейс-задач |
5.3. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов, изучающих дисциплину
Уровни сформиро-ванности компетен-ций | Индикаторы | Дескрипторы | |
2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Базовый | Знает: - основные достижения классической и со-временной науки в области прав человека; - законномерности функционирования государства и права как социально-экономического явления; - условия создания правового государства и граж-данского общества; - роль правовой культуры в деле формирования и поддержания об-щественной безо-пасности; - особенности формирования пра-вовой культуры в профессиональной сфере; |