Комплект разноуровневых заданий
по дисциплине «Правовая культура»
Задания репродуктивного уровня
Тема 3. Правое государство и правой статус личности.
Задание 1.
Перечисляя признаки правового государства, студентка Маслова назвала:
1) господство права;
2) разделение властей и осуществление публичной власти;
3) преобладание в экономике государственной собственности;
4) реальность прав и свобод граждан;
5) взаимную ответственность гражданина и государства.
В чём ошиблась студентка Маслова?
Задание 2.
В приведённом ниже определении назовите пропущенное слово. «Юридически закреплённое положение индивида в обществе – это … статус личности».
Задание 3.
Ниже приведён перечень прав и свобод человека. Все они, за исключением одного, относятся к личным (гражданским) правам и свободам. Определите лишнее.
1) право на жизнь;
2) свобода вероисповедания;
3) свобода выбора места жительства;
4) право на неприкосновенность жилища;
5) право на мирные собрания и публичные манифестации;
6) право на свободу и личную неприкосновенность.
Тема 8. Гражданско-правой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задание 1.
Укажите, что из нижеперечисленного относится к правам человека, независимо от того, есть у него гражданство или нет:
1) право избирать;
2) право быть избранным;
3) право на выбор места жительства.
Задание 2.
Укажите, какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «нарушение прав человека»:
1) создание препятствий в реализации человеком разрешенных возможностей;
2) арест;
3) содержание под стражей;
4) требование сотрудником правоохранительных органов о предъявлении документа, удостоверяющего личность;
5) обыск.
Задание 3.
Укажите, что из нижеперечисленного является правозащитной деятельностью:
1) выявление и задержание преступников сотрудниками полиции;
2) наложение штрафа на собственника магазина за нарушение правил торговли алкогольной продукцией;
3) деятельность сотрудников ГИБДД по знакомству детей школьного возраста с Правилами дорожного движения;
4) деятельность отдельных государственных структур, соответствующих общественных организаций и отдельных граждан по устранению препятствий в реализации человеком и гражданином разрешенных возможностей.
Задания реконструктивного уровня
Тема 3. Правое государство и правой статус личности.
Задание 1.
Магомедов, проживающий в г. Махачкале, в 2014 г. окончил среднюю школу. В июле того же года он приехал в Москву с целью поступления в один из столичных университетов. Однако в приёмной комиссии университета отказались принимать к рассмотрению документы Магомедова, сославшись на то, что он не является жителем г. Москвы.
Правомерны ли такие действия сотрудников университета? Какие конституционные принципы и права были нарушены.
Задание 2.
Гражданин России Сморчков неоднократно публично призывал к насильственному захвату власти, чем совершил действия, предусмотренные ст. 280 УК РФ.
Можно ли лишить Сморчкова гражданства Российской Федерации?
Задание 3.
Гладышев, Коробов и Мурадян по предварительному сговору совершили хищение.
В ходе предварительного следствия было установлено, что у Гладышева отец является депутатом областной думы, Коробов работает на заводе «Серп и молот», а неработающий Мурадян приехал из Армении в Россию два месяца назад.
Какое значение будут иметь указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде?
Тема 8. Гражданско-правой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задание 1.
В 30-40 - е гг. ХХ в. в СССР фактическое судопроизводство по уголовным дела, связанным с определёнными статьями УК в отношении ряда граждан осуществляли т.н. «двойки» и «тройки» НКВД и ОГПУ. Какое нарушение принципов судопроизводства здесь имело место? Какие права граждан нарушались?
Задание 2.
Гражданин Иванов подал в Европейский Суд по правам человека судебный иск о защите чести и достоинства. Формулировка Европейского Суда при этом была такова: «Гражданин Иванов против России». Означает ли это, что гр. Иванов своим обращением в Европейский Суд совершает измену Родине? Что вообще означает указанная формулировка Европейского Суда?
Задание 3.
Объясните, почему свобода средств массовой информации нередко оборачивается ситуацией, при которой СМИ оказываются ответчиками в судебных процессах?
Задания творческого уровня