Раздел 4. Особенности устной речи
Тема 17. Интонация как отличительный признак устной речи
Цель:изучить интонацию, ее основные составляющие и интонационные конструкции.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание понятия интонации, ее основных составляющих. Умение определять интонационные конструкции и применять их в речи.
Актуальность темы заключается в том, что интонация – это паралингвистическое средство речи, которое делает ее выразительной, разнообразной, эмоциональной. Благодаря правильному применению интонационных составляющих человек может делать необходимые акценты в своей речи. Поэтому важно научиться правильно применять интонационные конструкции в процессе коммуникации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Интонация делает устную речь разнообразной, выразительной, эмоциональной, передает разнообразные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
В письменной речи посредством знаков препинания интонация указывает на конец предложения, на завершенность или незавершенность мысли, определяет цель высказывания и его эмоциональную окраску.
Интонация включает в себя четыре составляющие: тон голоса, интенсивность, или силу звучания, темп речи и тембр голоса(Рисунок 17.1.).
Тон и интенсивность взаимодействуют друг с другом, в результате чего повышается громкость речи, которая в свою очередь зависит от различных факторов: воспитанности человека, его психическом состоянии, жизненной ситуации и др. Так, например, во время работы на буровой, где очень шумно, но необходимо вступать в коммуникацию, человек будет говорить громко, а в спальном вагончике нет необходимости кричать.
Изменение темпа речи зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Наличие у человека определенных чувств в процессе речи может либо ускорять, либо замедлять темп речи. Так, например, в состоянии радости или гнева темп речи возрастает, а в состоянии подавленности – уменьшается.
Тембр – это красота, расцветка голоса, которая зависит от уровня напряженности органов речи и изменений объема резонатора. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. У каждого человека свой индивидуальный тембр голоса.
Интонация |
Интенсивность, или сила звучания, зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем ˂ амплитуда колебания, тем ˂ звук. Уровень интенсивности бывает низким, средним и высоким. |
Тон голоса – это высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука (у мужчин он равен 85 – 200 Гц, а у женщин 160 – 340 Гц). |
Темп речи скорость произнесения речевых элементов в минуту. |
Тембр голоса дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. |
В русском языке существуют определенные виды интонаций, которые объединяют в семь типов. Для этого необходимо вычленить в высказывании центр, предцентровую часть и постцентровую часть. Две последние образуют интонационную конструкцию (ИК). Важно также определить, как изменяется основной тон: повышается или понижается.
1. ИК-1– в повествовательном предложении при выражении завершенности предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центре тон понижается, постцентровая часть звучит ниже среднего:
2. ИК-2 – резкое понижение тона на интонационном центре (более сильное, чем у ИК-1), нисходящая звучание и в постцентровой части. Интонационный центр может быть на любом слове предложения, перемещая интонационный центр, можно менять смысл предложения:
Например:Кому ты читаешь? Кому тычитаешь? Кому ты читаешь?
Применяется:
1.В вопросительных предложениях с вопросительным словом:Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?
2.При смысловом выделении слов, например, противопоставлении: Меня зовут Валентина (а не Вера). Сергей инженер третьего разряда (а не второго).
3.В обращении: Мастер,подскажите, чтомне делать?
4.При выражении приветствия, прощания: Здравствуйте, Татьяна Петровна! Привет, Ростислав!
5.При выражении форм вежливости: Простите меня, я забыл сегодня форму. Скажите, пожалуйста, где находится месторождение?
6.При выражении волеизъявления: Ложитесь! Не опаздывайте! Тихо!
7.При выражении указания с частицей ВОТ: Вот вам утяжелитель!
8.При выражении альтернативного вопроса: Бурение начнем сегодня или завтра?
9.При выражении вопроса – удивления со словом НЕУЖЕЛИ или вопроса – требования уточнения с частицей ЧТО ЗА: Неужели это так? Что он за инженер?
10.При выделении слов с частицами И, ДАЖЕ, ЛИШЬ, ТОЛЬКО, ИМЕННО, ХОТЬ, ХОТЯ БЫ, ВЕДЬ, ЖЕ: Вот уже и зимапришла!
3. ИК-3 – резко восходящая мелодия на интонационном центре и резко нисходящая в послецентровой части.
Употребляется:
1.Вопрос без вопросительного слова: Вы пойдёте в столовую? Ты будешь работать?
2.Переспрос, уточнение: Инженер пошел на буровую. Куда? На буровую? Вчера у меня закончилась вахта. Когда? Вчера? Я пойду с мастером на буровую. С кем? С мастером?
3.При повторении вопроса при ответе: Где наш инженер? Где наш инженер? В парке. Сменщик приедет в субботу? В субботу приедет сменщик? Нет, уже в пятницу.
4.При выражении просьбы-вопроса со словами ДАЙ, ДАВАЙ, НЕ, МОЖНО: Не привезти ли Вам химические реагенты? Давайя пойду с тобой? Можно купить цемент?
5.В незавершенных синтагмах в разговорной речи: После спуска колонны| мы будем отдыхать. Когда он вошел,| все сразу замолчали. Инженеры первой категории| успешно сдали все нормативы.
4. ИК-4 – на интонационный центр сложное нисходяще-восходящее движение тона, на послецентровой части тон устанавливается выше предцентровой части.
Применяется:
1.В неполных вопросительных предложениях с союзом а:
– Иван уже пришёл.
– А Максим?
2.В вопросах с оттенком требования: Ваш паспорт? Ваш билет?
3.В вопросах анкетного содержания: Ваша фамилия, /имя?
4.В вопросах с выражением назидания, неудовольствия, раздражения, высокомерия: Почему Вы опять опоздали на совещание? Вы когда-нибудь приходитевовремя?
5.При перечислении: Есть различныевиды бурового долота: шарошечные, лопастные, фрезерные и другие.
6.В незавершенной синтагме в официальной (дикторской) речи: Сабетта/– вахтовый посёлок в Ямальском районе.
5. ИК-5 имеет два центра:
Первый центр ИК-5 находится на ударном слоге слова, которое обозначает признак или степень выраженности признака, а второй центр – на ударном слоге слова, к которому относится признак или степень его выраженности.
Употребляется:
1.В оценочных предложениях с местоименными словами и без них при выражении высокой степени проявления признака, действия, состояния, при этом мы даём нейтральную оценку – она может быть и положительная, и отрицательная: Какое правильное решение!
2.ИК-5 может также употребляться в предложениях, состоящих из одного многосложного слова (только тогда, когда ударение не падает на первый слог): Великолепно! Отвратительно! Замечательно!
3.Выражении волеизъявления для усиления значения желания, сожаления: Хоть бы Вы с ним поговорили! Если бы я знал!
4.При выражении недовольства, возмущения, нетерпения, досады в предложениях с вопросительными словами: Когда объявят посадку?! Почему ты опоздал
6. ИК-6 – предцентровая часть ИК-6 произносится на среднем тоне, на интонационном центре восходящая мелодия (более высокий уровень, чем у ИК-4 и большая длительность гласного), уровень тона постцентровой части выше, чем предцентровой.
Употребляется:
1.В оценочных предложениях с положительной оценкой, интонационный центр находится не на местоименном слове: Какая книга! Сколько здесь цветов!
Или это могут быть оценочные предложения без местоименных слов:
· выражение качества: Яблоки! Погода!
· выражение количества: Яблок! Книг!
· выражение состояния: Спать хочется! Здесь так холодно!
2.При выражении недоуменного вопроса или вопроса-размышления (с интонационным центром на местоименном слове): Куда вы положили инструмент?
3.С целью привлечь внимание (с интонационным центром не на вопросительном слове): А что вы знаете!
7. ИК-7 – резкое повышение тона на интонационном центре с резким понижением на том же слоге, постцентровая часть остается на низком тоне.
Употребляется:
1.При выражении отрицательной оценки в оценочных предложениях с местоименным словом (с центром на местоименном слове): Да куда ему с этим справиться!
Внимание! При перенесении интонационного центра мимо местоименное слово, оценка подчеркивается и может быть положительной: Как у вас хорошо!
2.При усилении отрицания (обычно наряду с обратным порядком слов), может быть также с ИК-2 или ИК-3: Умный он всё-таки человек!
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:
1.Дайте определение интонации?
2.Перечислите основные составляющие интонации.
3.Что такое тон речи?
4.Дайте определение тембру и темпу речи?
5.Сколько интонационных конструкций выделяют в русской языке?
6.В каких ситуациях употребляется та или иная конструкция? Приведите примеры.
Задание 2.Обозначьте ИК, нарисуйте схемы предложений.
Вера Павловна! Здравствуйте! Проходите, пожалуйста!
Как вы поживаете, Петр Иванович?
К нам приехала Таня.
Ребята, давайте играть в футбол.
Не ходите туда! Там опасно!
Он учится в институте, а не в университете.
Молодой человек! Сколько времени сейчас?
Простите, скажите, как пройти к универмагу?
Задание 3.Разделите предложение на сегменты, обозначьте ИК.
Сегодня хорошая погода.
Москва большой город.
В университете много студентов.
Они приехали вчера.
Эту книгу я ещё не читал.
Следующая экскурсия будет через неделю.
Задание 4. Выполните практикум по нормам русского языка.
1.Расставьте ударение в ловах.
Эксперт, прибыло, приданое, призыв, принял, приняли, принудить, шарфы, шофёр, щавель, щемит, щёлкать, ободрённый, ободрён, ободрена, ободришься, обострённый, обострить.
2.Составьте словосочетания с данными паронимами. Подберите к каждому из них синонимы и антонимы.
Бережный – бережливый, длинный – длительный, знаменитый – знаменательный, просторный – пространный, удачливый – удачный, сокрушенный – сокрушительный.
Будний – будничный, запасный – запасливый, приметный – приметливый, тактичный – тактический, эффектный – эффективный.
Список рекомендуемой литературы:
1.Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи / Е.А. Брызгунова. – М., 1977.
2.Бархударова Е.Л., Панков Ф.И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи / Е.Л. Бархударова, Ф.И. Панков. – М., 2008.
3.Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация / И.В. Одинцова. – М., 2008.
4.Лизалова Л.И. Упражнения по фонетике современного русского языка / Л.И. Лизалова. – Брно, 1991.