Елена Рерих Рихарду Рудзитису и Карлу Стуре
«Урусвати»
12 апреля 1934 г.
Глубокоуважаемые и дорогие Сотрудники г-н Стуре и Рихард Яковлевич,
Ещё не получила от Вас ответа и уже снова пишу. Сердце так остро чувствует утрату нашего родного Феликса Денисовича и стремится послать начатому им делу всю ту заботу и поддержку, которая всегда была открыта ему. Несомненно, на Вас, своих ближайших помощников, полагал Ф.Д. надежду в деле развития Общества. Это выражено в последних письмах, но также ясно из строк Самого Великого Учителя, которые пересылаю Вам согласно Его указанию.
«Есть много признаков, по которым можно судить о верности ученика. Первый признак – неотступность, являемая учеником на всех путях. Когда ученик являет среди бури и вихрей свою незыблемость, когда среди подкопов и града камней не страшится продолжить назначенный путь. Другой признак есть несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единственный путь. И ещё среди признаков верности можно отметить, как развиваются взаимоотношения. Нужно понять, как важен нуклеус[1] из двух-трёх явленных сотрудников, скреплённых огненным уважением к Иерархии и друг к другу. По этим знакам можно определить огненную верность Иерархии. Верность между друзьями-сотрудниками есть залог преданности Иерархии. Нуклеус из двух-трёх друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам. Так утверждается цепь верности, которая ведёт неминуемо кверху. На пути к Миру Огненному нужно осознать Красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью. Эти язвы несравнимы с земными физическими язвами. Итак, будем ценить верность на пути к Миру Огненному».
Верю всем сердцем, что именно Вы составите этот необходимый нуклеус и соберёте около себя всех близких по духу и тем утвердите мощное строительство. Латвийское общество под руководством незабываемого Ф.Д. так радовало нас, в нём чувствовалась организованность и самодеятельность и сотрудничество, согретое сердцем, именно те качества, которые так часто отсутствуют даже при наличии устремления и известной ступени духовного развития. Но без них не может быть прочного строительства. Сотрудничество при самодеятельности, лежащее в основании каждого истинного достижения, в наше время является редким исключением. Тем более ценим мы достигнутое Ф.Д. и его ближайшими сотрудниками.
С нетерпением ожидаю от Вас всех подробностей и решений и готова ответить с помощью Высшего Руководства на многие вопросы, которые могут возникнуть у Вас в связи с делами Общества и по Учению. Не бойтесь отяжелить перепиской, ибо дело Великих Учителей должно процветать. Потому примите и будьте хранителями той Сокровищницы Мудрости, которая всё время пополняется и всегда открыта сердцу преданных учеников. Моё сердце жаждет делиться получаемыми жемчужинами, тем более что время так кратко. Великие события надвигаются, многие ближайшие сотрудники будут призваны к широкой деятельности и получат возможности приложить свои способности и принести истинное благо своей родине, всему миру.
Шлю Вам призыв к напряжению всех сил, ибо лишь из напряжения рождается мощь и красота. Но пусть напряжение это будет соединено с мудрою осмотрительностью и бережностью к здоровью.
Всего светлого.
Духом с Вами,
Е.Р.
_______
Рихард Рудзитис Елене Рерих
29. IV. 1934
Наша дорогая и глубокоуважаемая Елена Ивановна!
Ваши столь любезные письма искренне обрадовали нас. Хотелось от всего сердца поблагодарить Вас. За все неоценимые строки и мысли, которые Вы, невзирая на Ваше столь драгоценное время, посвятили нам. За слова ободрения в связи с постигшим нас горем. Также за слова поощрения лично в моём труде.
Вы знаете, что представляла личность Феликса Денисовича для нашего Общества, что все любили его больше, нежели отца и друга. Все мысли и планы наши были так тесно связаны с ним, что даже будущее нашего Общества, как и будущее Латвии, мы не могли представить без его участия.
Помню, как прежде мы строили различные планы, начиная с программы защиты материнства и детей и кончая областью искусства и знания. Ф.Д. увещевал членов Общества мыслить в конкретных формах, предусматривать каждому свои будущие ситуации, предвидеть даже возражения и нападки своих противников и суметь защититься. Конечно, всё это осталось в мыслях или на бумаге. Оттого в последнее время он и утверждал о подвижности Плана, что не столь важны выработанные наперёд планы, сколь мгновенная находчивость и устремления. Теперешние события так нагромождаются, что в каждый момент могут потребовать перемены всех планов. Без сомнения, в один вечер можно построить массу планов, но самое главное при теперешних обстоятельствах – найти возможность их применить. Таких мыслей Ф.Д. придерживался ещё в январе с. г., когда мы обсуждали вопрос создания Лиги Культуры. Он утверждал тогда, что не так важно наметить практическую деятельность Лиги Культуры и её планы, не важно также, будет ли существовать Лига Культуры совершенно независимо от нашего Общества или в связи с ним, лишь бы в неё вошёл один из наших членов, который проявил бы в Лиге максимум своей активности и самопожертвования. Конечно, директивы останутся в руках человека огненно устремленного. Ф.Д. при этом цитировал из Мира Огненного: «Когда вся личность отдана миру, то дисциплина становится лёгкой».
Относительно Лиги Культуры он впоследствии высказывался, как я его понял, что скоро значение её будет не столько в ней самой как во всекультурном объединении, сколько в связи с Учением, так как уже настанет время выступления именем Учения. Если до сих пор он ещё колебался о сроке, то одобрение Учителем трудов Асеева и Клизовского его окончательно убедило, и последнее время он этой идеей так и пламенел, о чём уже рассказали Вам наши записи (после 12. IV). Мы весьма рады были бы услышать Ваш совет по этому вопросу. По мнению Ф.Д., выступление на первых порах ограничилось бы журнальными статьями и книгами, но потом были бы и лекции, прежде всего в рамках нашего Общества. Уже зимою 1932/33 гг. Ф.Д. четверги посвятил кратким популярным рефератам наших членов в более тесном кружке, с целью подготовиться к публичному выступлению. Рефераты должны были быть подготовлены на всем доступном и наглядном языке. Был прочитан целый ряд небольших рефератов о карме, о реинкарнации, о смысле жизни, также о Тонком Мире. Самым интересным были для нас последовавшие затем дебаты, в которых главную роль играл, конечно, сам D-r[2], задававший обыкновенно в итоге всем спорам свой тон. Эти рефераты имели и другую цель: чтобы кто-нибудь из членов, или даже несколько лиц, на основании прочитанного и разобранного материала написал бы книгу об основах Учения для народа. Уже раньше мы думали также о такой книге для детей. Но, видно, срок ещё тогда не наступил.
На первых порах Ф.Д. задавал всем группам писать на различные темы, и это принесло, без сомнения, большую пользу. Но в последние годы это делалось реже. Он велел также выписать Указы и т. д. Прошлой весной он задал группам, переходящим на Беспредельность, 12 тем, нечто вроде экзамена. Конечно, те, у кого не было времени или кто по другим причинам не мог писать, могли отвечать и устно. Но осенью, из-за болезни Ф.Д., это не было проведено полностью. Можно отметить также, что в двух старших группах он задавал писать размышления на Агни-Йогу. Некоторые члены поработали над этим интенсивно несколько месяцев.
В самое последнее время мы говорили с Ф.Д. также об издании журнала. Раньше предполагали издавать журнал от имени нашего Общества, не касаясь прямо оккультных вопросов. Но впоследствии полагали рядом со статьями о культуре, искусстве и науке и переводами статей Н.К. помещать также статьи с более или менее «оккультной» окраской. Но в таком случае возникал вопрос: можно ли тогда издавать журнал от имени Общества или лучше – от частного имени? Конечно, хотя и распространяются о нас слухи как об оккультистах, но в публичных лекциях мы до сих пор оккультных вопросов не касались. В январе, собираясь поехать в Париж, Ф.Д. просил некоторых членов записать вопросы для Н.К., а мне, между прочим, поручил подумать о плане журнала. Конечно, план явился бы главным образом в связи с сотрудниками и другими обстоятельствами. Издание журнала мы отложили до осени.
Хочу сказать Вам несколько слов о самом труде Ф.Д. – его лекции о задачах женщины новой эпохи, которая была просмотрена Вами и сопровождена столь драгоценным для нас письмом[3]. Ф.Д. издал её по-латышски отдельной брошюрой[4]. Вышла из печати в конце декабря. В марте с. г. я снова спросил его: не позволит ли он послать брошюру в Индию. Он был против посылки, считая свою книгу не столь важной, чтобы посылать, притом она была по-латышски. Когда выйдет русское издание, сказал он, тогда можно будет послать обе вместе. Он поручил мне передать одному члену исправить русский манускрипт сообразно с латышским изданием. После напечатания своей брошюры Ф.Д. имел видение, что на первой странице несколько строчек зачёркнуты красным карандашом, но не помнил, какие именно. Может быть, это было в связи с приглашением женщин присоединиться к Женскому единению при Обществе имени Рериха – не слишком ли прямо это сказано? Ф.Д. не успел сам исправить. Я пошлю Вам первую русскую страницу, прошу высказать свой совет, так как мы намерены напечатать и русское издание[5].
О медицинском достоянии Ф.Д. Вы, должно быть, получили письмо г-на Стуре; пишу также со своей стороны Владимиру Анатольевичу подробное письмо, в ответ на его запросы. Также о книгах и переписке Ф.Д., часть которой нам была уже передана его сыном. Мы получили также последние письма из Наггара, также Мир Огненный, ч. II; последние передали, согласно Вашим указаниям, г-ну Стуре. Кроме того, мы получили от семьи Ф.Д. также и Сердце и Мир Огненный, ч. I, и небольшой образ Учителя, который Ф.Д. не выпускал из своих рук до самого своего ухода. Мы рады были бы совету, как поступить с этим достоянием.
Наш любимый Феликс Денисович был воистину человеком огненного сердца. Мы все были изумлены его силе веры и преданности. Хотя его положение было столь мучительное, безнадёжное уже месяц до его ухода, он всё же жил и мыслил так, как будто уже в следующую минуту встанет с постели совершенно здоровым. Правда, как он сам признавался, это было решительное испытание его жизни, и в этом испытании совершился подвиг. Мы все чувствовали, что уход нашего Доктора был истинным испытанием также и для нас и что новые испытания ещё впереди. Ф.Д. всё для нас решал, теперь мы должны проявить свою находчивость и свои силы. Но и во всех будущих испытаниях мы не забудем одного – что мы должны всей преданностью сердца, всеми импульсами и помыслами дружно объединиться, сплотиться вокруг Владыки, чтобы устоять в сгущённой борьбе Армагеддона.
С искренней благодарностью и приветом,
Р.Рудзитис
_______
Елена Рерих Феликсу Лукину
«Урусвати»
19-6-33
Родной наш Феликс Денисович, надеюсь, что ко времени получения этого моего письма здоровье Ваше уже окрепнет. Вам нужен хотя бы недолгий отдых. Вся деятельность Ваша получит после небольшого отдыха новый стимул, и Вы с лихвой наверстаете всё кажущееся упущенным. Мускус, конечно, помогает, но главное – отдых. Ибо сказано: «Можно советовать некоторый отдых, чтобы мышление установилось и давление уменьшилось». Послушайте этот Совет.
Получила Ваше Обращение к женщинам и должна сказать, что очень одобряю его. Это именно то, что нужно и, как Вы говорите, будет отвечать сознанию. Конечно, следует распространить его; как можно шире внедрять в сознания выраженные в нём понятия. Время так страшно кратко и мне иногда делается страшно – успеем ли мы выполнить всё к сроку? Новый Мир идёт, и мы должны подготовить кадры людей, которые будут в состоянии закрепить новые понятия. Пробуждение женщин также идёт по всему лику планеты. Женщина Японии, уже с двадцатых годов нашего столетия, успешно борется за свои права, также и женщины Индии подымаются и, несмотря на страшно тяжкие условия, в полном самоотвержении работают в этом же направлении. Прилагаю Вам обращение Н.К. к одной из таких женских ячеек.
Теперь позволю себе внести незначительные поправки в Вашу прекрасную лекцию. Их очень немного, и главным образом они касаются некоторой неточности в фактах. Так, Н.К. не был профессором Академии, но имел звание академика СПб. Академии художеств. Также культурный центр в Нью-Йорке был заложен до нашего отъезда в экспедицию, именно в 1921 году. Затем, я не была единственной женщиной, участвовавшей в экспедиции. С нами были две молоденькие казачки-сибирячки Людмила и Рая Богдановы, которые действительно оправдали свою фамилию, ибо явились не только незаменимыми помощницами, но и истинными сотрудницами, и сейчас они живут, как члены нашей семьи, в нашем трудовом Ашраме. Вам, вероятно, будет интересно узнать, что было указано, что мне нужна будет женщина в походе и при этом задолго было дано имя старшей, Людмилы, которую с маленькой сестрёнкой мы и нашли по приезде в Ургу.
Также позволила себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я, прежде всего, люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие его красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина его – прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Н.К., которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Н.К. одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области лёгких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Н.К. Таких случаев у нас не мало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано, «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас».
Также заменила, если Вы ничего не имеете против, слово воинственность словом – агрессивность. Во-первых, потому, что агрессивность имеет большую амплитуду, а во-вторых, я слишком люблю понятие Воина, чтобы употреблять его в отрицательном смысле. Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются Воинами. Все Бодхисаттвы, и даже самое сокровенное изображение Будды, имеют в руках или около себя в виде непременного атрибута Меч. Вспомним и всех наших Михаилов Архистратигов и Георгиев Победоносцев. И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской Св. Сергий Радонежский князя Дмитрия на великий подвиг исторической битвы против татар, и не послал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все Великие Подвижники Водителями во Благо, и не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копиях светоносных, устремляемых ими против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть основа жизни Космоса. И борьба эта, по мере восхождения, всё усиливается в напряжении, изменяясь лишь в качестве и побуждениях. Ничто не сравнить с грозностью борьбы с непроявленным и проявленным хаосом! Привожу страницу Учения: «Могут подумать некоторые: как легко Владыкам, когда Они вышли за пределы земных тягот! Так скажут те, кто не знают размера действительности. Именно –“как на Земле, так и на Небе”. Уходят тяготы земные, но приходят несравнимые заботы космические. Именно, если трудно на Земле, то на Небе ещё труднее. Не будем считать мгновений Девачана, когда иллюзия может скрывать труд завтрашний, но в действии посреди хаоса не может быть легко. Вам трудно от тьмы и хаоса, на всех обиталищах также трудно от многих видов тьмы и того же хаоса. Но вы, по счастью, лишь ощущаете натиск хаоса, но не видите его мрачных движений. Правда, трудно с людьми и по их невежеству, и по их служению тьме, но тем труднее, когда видите движение масс материи, обращающейся в хаос. Когда подземный гибельный огонь ранее срока пытается пробить кору земную или когда слои газов отравляют пространство, тогда трудность превышает всё земное воображение. Не тяготы, но лишь сопоставления помогают сейчас сказать о трудах. Ведь, невежды думают, что песни и арфы удел небожителей! Нужно рассеивать это заблуждение. Нигде нет указаний, что трудно лишь на Земле, но по сравнению нужно сказать – если здесь досаждают бесы, то Архангелу – сам Сатана. Так нужно понять действие и постоянную борьбу с хаосом. Нужно признать её, как единственный путь, и полюбить её, как знак доверия Творца!» Вот почему я люблю наименование Воин я любуюсь каждым героизмом, каждым мужественным поступком, и сама по природе не лишена воинственности. Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу. И не Сам ли Великий Христос изгонял кощунников из храма? Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны в её одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живём среди самой страшной и губительной войны всех видов, и часто война духовная гораздо ожесточённее всякой войны в обычном её понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые прежде всего должен развить в себе ученик Владык. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведёт решительную опасность и проведёт путём победным, но, повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе. Не раз мы имели возможность испытать на себе это замечательное воздействие в минуту опасности. Так, во время нападения на экспедицию диких панагов на нас нисходило полное, поражающее спокойствие и знание, что всё обойдётся прекрасно. Так всегда было и будет. Итак, пусть женщины помнят о мужестве, столь необходимом для них при завоевании своих законных прав. Но пусть не поймут это как насилие или даже хотя бы как битьё стёкол или сжигание почтовых ящиков, как это делали суфражистки. Все эти меры отвратительны и безобразны; много видов мужества, но прежде всего оно в силе неуклонного устремления к красоте Духа, направленного к Общему Благу. По этой же причине я не так уже буду осуждать японскую женщину, покончившую самоубийством потому, что её сыновья не были взяты на войну. Нужно всегда проникаться духом, воспитавшим ту или иную национальность. И мы должны вспомнить рыцарский дух самураев, сложивший нынешнюю Японию, чтобы понять этот, в глазах наших чудовищный поступок. Разве мало изуверств и среди наших обычаев и жизненного обихода, если бы не боялась утомить Вас длиною моего послания, привела бы их не малое количество. В японском ведении войны много героических черт, и мне лично гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета английской молодёжи, выразившееся в резолюции – «не сражаться за короля и Родину в случае войны». Вы скажете, а как же Знамя Мира? И, пожалуй, у Вас явится даже сомнение: не тайная ли я сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса! Но так как мы живём в мире, где всё ещё и прежде всего уважается физическая мощь, и придётся долго ещё внедрять в сознание молодых поколений об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодёжи, всё же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить из себя зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищённых углов. Японцев отовсюду гонят, но никто не подумает о том, как трудна жизнь многомиллионному и сильно развивающемуся народу на его вечно трясущихся островках! Пока не будут найдены способы и меры уравновешивания в распределении пространства и естественных богатств планеты между народами, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов. Лишь Всемирная Лига Культуры, при её правильном понимании, сможет в будущем дать решение многим, казалось бы, неразрешимым проблемам.
Теперь перейдём к вопросу о чувствознании. Вы говорите – «чувствознание часто имеется у простой женщины, но отсутствует у окончившей университет». Тут позволю себе сделать небольшое добавление. «Простой» прежде всего в смысле ясности духовной, но не общественного положения или необразованности. Ибо часто люди смешивают великое чувствознание, являющееся плодом долгих жизненных опытов (многочисленных воплощений) и прекрасных накоплений, с низшим видом психизма, выражающимся в неясных предчувствиях, в снах и в соответствующих сознанию прозрениях в явления астрального плана. Но чувствознание знает непреложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприкасаться, знает направление эволюции, знает будущее. Чувствознание есть синтез духовности и, конечно, принадлежит большому духу, накопившему свою «чашу», как бы ни было иногда скромно его общественное положение (часто в силу избранной им миссии). И тот легче пробудит в себе это знание, кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу, избрав его руководителем на жизненных путях своих.
Также у Вас правильно затронут вопрос об абортах. Вопрос этот очень своевременен, ибо сейчас по этому поводу распространяется столько гнуснейшей литературы, и даже с благословения отцов церквей. Многие из них открыто высказывались за предотвращение рождений. Приведу строки из Учения. «Дух получает связь с плодом в момент зарождения. Он начинает входить с четвёртого месяца, когда формируются первые нервные каналы и мозговые. Утверждение позвоночника создаёт следующую ступень овладения. Замечателен момент рождения, когда сознание духа вспыхивает ярко, а затем вливается в материю. Были даже случаи произнесения слов. Окончательное овладение телом происходит на седьмом году жизни ребёнка». Также сказано, что «как голод толкает к пище, так же дух летит к воплощению, ибо только материя даёт новые импульсы». Следовательно, не трудно представить себе, сколько страданий приносит духу, готовому к воплощению, насильственное пресечение его уже начавшейся жизни или даже хотя бы предотвращение зарождения духа, привлечённого кармою. Какую страшную карму готовят себе невежественные и преступные родители уничтожением плода!
Теперь последнее. Я не согласна, что греческое искусство лишено духовности. Считаю, что духовность Древней Греции стояла выше нашей, свидетелями чему являются их высокая философия и целая плеяда величайших Мыслителей. Философия их влагала великие идеи в прекрасные внешние формы, и мне кажется, что именно мы, утеряв духовность, перестали чувствовать и находить её. Так как Искусство, прежде всего, является выразителем особенностей или характера народа и условий природы, в которых оно зародилось и развилось, то очень часто оно остаётся непонятым народами, живущими в иных условиях и противоположных качеств. Мраморная греческая статуя может явиться диссонансом в нашей обстановке и природе, но она была прекрасна под горячим солнцем, на пурпуровых песках и на фоне бирюзовых вод и тёмных кипарисов Греции. Но искусство, во всех его проявлениях и во всех условных формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. Как Вы правильно пишете: «Истинная задача искусства приблизить человека к пониманию красоты». Ибо, действительно, какое истинное устремление к красоте не приведёт нас к пониманию Высшей Красоты Законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце.
Итак, родной Феликс Денисович, выполняйте Вашу великую миссию восстановлять здоровье духовное и физическое и сеять зёрна духовные, где только возможно и, главное, по сознанию. Слишком много дать ещё опаснее, нежели дать слишком мало. Руководствуйтесь Вашим сердцем!
Пишите о себе и помните, что наши думы часто витают около Вас! Гоните всякие сомнения, ибо это самые страшные враги наши. И какие могут быть у нас сомнения, когда Светлое Учение даёт нам на все случаи жизни такие ясные и высоко прекрасные решения? Где никто и ничто не умалено, но возвышено и расширено до бесконечной Красоты Совершенствования. Да будет над Вами Благословение Нашего Владыки!
Шлём Вам всю нашу любовь и заботу о Вас.
Е.Рерих
_______