Развитие культуры педагогического общения
Задачи самосовершенствования | Пути и средства |
1.Развивать в себе педагогическую наблюдательность | 1. Упражняться в угадывании внутреннего состояния человека по внешним признакам и проявлениям 2. Проявлять больше внимания и искреннего интереса к личности детей и окружающим людям |
2. Преодолеть излишнюю застенчивость в общении | 1.Чаще вступать в контакты, особенно с незнакомыми людьми 2. Учиться сосредотачиваться на партнере в процессе общения, меньше думать о себе |
Итак, программа самосовершенствования определена, спланированы пути и средства ее реализации. Однако она может остаться лишь благим намерением, если отсутствует главное — большое стремление к достижению намеченного, сила воли, если вы не владеете методами и приемами работы над собой. С некоторыми из них вы познакомились на практических занятиях. Успех вашей работы над собой во многом зависит также от умения организовать свою работу: от того, как вы планируете свой день, умеете ли контролировать себя, насколько овладели навыками работы с литературой, от вашего умения работать на лекциях и готовиться к практическим занятиям, урокам в школе, от рационального использования свободного времени и т. д.
Работа над собой — это постоянный труд, требующий от того, кто им занимается, выдержки, терпения, силы воли, оптимизма. Побеждает тот, кто умеет себя преодолеть. «Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы», — утверждал Ремарк. Боритесь со всякими проявлениями малодушия и страха, стремления уйти от выполнения того, что вы наметили себе, желания поддаться своим слабостям и прихотям.
И главное — сделайте так, чтобы то, чем вы занимаетесь, было не в тягость, а в радость вам. Это в ваших силах. Итак, в путь! Помните, что вы сами строите свою жизнь, свое счастье, свое здоровье и материальное благополучие. Не забывайте, что человек рожден для того, чтобы реализовать себя, осуществить свое призвание, совершенствуя себя, совершенствовать все человечество.
Пусть напутствием вам в трудном пути профессионального и личностного становления будут Заповеди Творческой Личности, предложенные нам Полем Вайнцвайгом:
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успеха в том, что можешь.
3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Подумайте об этом
Только опыт создает настоящего мастера.
Индийская поговорка
* * *
Путь к себе – это путешествие длинною в жизнь.
К.Роджерс
* * *
Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, — а без этих качеств труд педагога превращается в муку.
В. А. Сухомлинский
* * *
Памятка учителю:
Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке.
Ш. А. Амонашвили
* * *
Попробуйте «примерить к себе» и ответить на вопросы, которые К.Роджерс задал бы себе, если бы взял на себя ответственность за детей, к которым пришел в класс, чтобы помочь им учиться:
1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
2. Умею ли я самому себе позволить быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли я позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
4. Смогу ли я помочь своим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе. К миру, который их окружает, - сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который может столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, с всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?
Если бы я мог совершить чудо и ответить «да» на все эти вопросы, тогда бы я решился – стать не тем, кто учит, а тем, кто способствует подлинному усвоению нового, помогает ребенку реализовать потенциал своих индивидуальных возможностей (См.:4, с.282-283).
Советуем прочитать:
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995.
2. Гусинский Э. Н. Образование и личность. — М., 1994.
3. Ильин Е. Н. Искусство общения. — М., 1982.
4. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. — М., 1990.
5. Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1990.
6. Лиханов А. Благие намерения. Повесть. — М., 1981.
7. Путь к мастерству / Сост. Л.Чубаров, Т.Ведина. – 2-е изд. – М., 1982.
8. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М., 2002.
9. Соловейчик С. Л. Вечная радость: Очерки школы и жизни. — М., 1986.
10. Соловейчик С. Л. Час ученичества. — М., 1986.
11. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М., 1991.
12. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избран.пед.соч.: В 3-х т. - Т.3. – М., 1981.
Источники
:
1. Кочетов А. Как заниматься самовоспитанием. – Минск, 1985.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.,1990.
3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1989.
4. Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб.пособ.для студ. – М., 1995.
ПРАКТИКУМ: ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ