Концепт «тоска» в русских традициях
Каков же этот концепт в русской духовной жизни от Пушкина до наших дней?
В западной философии данной проблемой интересовались С.Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер и др. Для С.Кьеркегор и М.Хайдеггера тоска – это страх перед «ничто», а для Ж.-П.Сартра – страх перед своим «я».
В русской философмм одним из первых поднял эту тему Н.А.Бердяев в книге «Самопознание», где она становится одной из ключевых тем, им обсуждаемых. Он пишет, что нужно делать различие между тоской, страхом и скукой.
Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Тоска обращена к трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцентентного. Он считает, что в тоске есть надежда, в скуке – безнадежность.
А.С.Пушкин первый дал образ тоски в русской культуре:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Тоска противопоставлена у него «разгулье удалое». Ю.С. Степанов выделяет у А.С.Пушкина следующие черты «образа русской тоски»: равнина и снег, снег и ночь.
В стихотворении «Дар напрасный, дар случайный» А.С.Пушкин показал причины и механизмы тоски, их можно также считать смысловыми составляющими концепта:
Цели нет передо мной:
Сердце пусть, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
У А.П.Чехова этот образ расширяется, появляются похороны, одиночество, мокрый снег: «» (рассказ «Тоска»).
Ф.М.Достоевский добаляет к этому образу еще один признак – тошно: «-Зачем ты от них ушла? – Так... Это так означало: отвяжись, тошно... Мне самому становилось все тошнее и тоскливее» («Скверный анекдот»).
Появляются у русских писателей, например, у Л.Н.Толстого, И.А.Бунина и другие признаки тоски: мокрый снег, готовый пропасть во мраке; теснота, тошнота, мысль о могиле, смерти. Как заметил Ю.С. Степанов, «образ русской тоски облепляется деталями». Он считает, что концепт «тоска», рассмотренный в перспективе к будущему, есть концепт оптимистический; «он является для человека свидетельством о подготовке нового, высшего этапа Эволюции, является «манком» к нему».
Данный концепт нашел отражение во всей русской культуре, а не только в литературе и философии. Так, Ю.С.Степанов картину М.Шагала «Старый Витебск» (1914г.) назвал одним из «лучших изображений провинциального города».
Как же представлена «тоска» в русском языковом сознании, в русской ментальности? По справедливому значению А.Вежбицкой, тоска в языковом сознании русских означает отсутствие или недостижимость чего-либо хорошего [11]. По мнению Ю.Д.Апресяна, это неприятное чувство, «когда нет того, что человек хочет, и он думает, что желаемое невозможно».
Тоска возникает в нескольких случаях. Во-первых, когда человек не имеет не просто желаемого, а жизненно необходимого, и он уверен, что это положение нельзя изменить; во-вторых, это отсутствие объективно значительно, важно для человека, и здесь тоска сближается с отчаянием.
С одной стороны, человек может четко представлять, чего именно ему не хватает («Его обошли наградой, и тоска овладела им; тоска по родине, по детям, по прошлому» Н.В.Гоголь); с другой, тоска может возникнуть беспричинно (Я молод, жизнь во мне крепка./ Чего мне ждать? Тоска, тоска! – А.С.Пушкин.) При этом тоска связана с желанием изменить данную ситуацию,а если это не удается, то пытается заглушить тоску – с тоски человек может запить.
Данную формулу можно принять за основу культурного сценария тоски для русского человека.
Тоска неуправляема – она бывает безотчетной, безутешной, безвыходной, беспредметной, беспричинной, цепенящей. Она интенсивна, глубока – глубокая тоска, полная тоска. Отсюда можно сделать вывод, что тоска – интенсивное, длительное, глубокое переживание, которое может мыслиться как общее состояние человека. Тоска предстает как нечто независимое от человека, существующее вне его, часто она сильнее его. («Какая тоска, ничего не хочется!» М.Ю.Лермонтов), но он пытается бороться с нею, противостоять ей: не поддаваться тоске, бороться с тоской, заливать тоску вином.
Лишь в редких случаях с тоской связаны позитивные представления – юношеская, задушевная, сладкая, счастливая.
Тоска для русских окрашена в зеленый цвет – тоска зеленая. Печаль – более светлое и не такое тяжелое чувство по сравнению с тоской.
Интерпретативный анализ многочисленных употреблений указанного номинанта позволяет выделить следующие семантические группы в когнитивном поле этой национально специфической русской эмоции:
1) Тоска – это смерть (смертная, предсмертная, от тоски пропасть;)
«Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа...» И.А. Крылов ;
«В смертельной тоске возвращался я к себе домой вечером» Ф.М. Достоевский;
2) Тоска есть каузатор действий человека – (тоска любви, отчаяния, одиночества и т.п.)
«Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить» А.С.Пушкин;
3) Переживание тоски у указанием/ без указания ее продуцента (наводить, нагонять тоску; впасть в тоску;)
«Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладню душу терзает печаль» А.С.Пушкин;
«Им овладела невыносимая тоска» И.А.Гончаров;
«Я наведу на вас тоску» И.А.Гончаров;
4) Причины пояления тоски (тоска по родине);
5) Соматическое выражение тоски ( тоска в глазах, во взгляде у кого-нибудь; тоска сжимает, давит, теснит сердце, душу, грудь;)
«На сердце легла печаль-тоска» Неверов; «И странная тоска теснит уж грудь мою» М.Ю.Лермонтов;
6) знаково-оценочный характер тоски (сладкая тоска;)
«И странною, сладкою тоской опять моя заныла грудь» М.Ю.Лермонтов);
7) физическое поглощение человека тоской.
«Князь печально отвечает: - Грусть-тоска меня съедает» А.С.Пушкин;
8) цветовая характеристика тоски (тоска зеленая);
9) человекоподобное действие тоски ( тоска берет, грызет, одолевает, нападает, находит );
10) тяжесть тоски.
«Пала грусть –тоска тяжелая на кручинную головушку»А.В. Кольцов;
11) безысходность тоски (тоска безнадежная);
Характерным признаком образного осмысления русской тоски является, судя по лексикографическому материалу, ее сопряжения с понятием цвета в русской культуре (напр., тоска зеленая). Не менее культурологически значимым мы признаем сопряженность эмоции тоски с понятием вкуса (сладкая тоска). Не менее важным психолого-культурологическим фактором является сопоставлении эмоции тоски с «идеей пожирательства» « по терминологии Э.Нойманна). Эмоции способны физиологически поглощать человека (грусть-тоска съедает, тоска грызет). «Идея пожирательства» легла в основу многочисленных метафорических описаний самых различных фрагментов мира, в том числе и эмоциональных.