Нанайские народные подвижные игры как средство двигательного развития ребенка
Богата, разнообразна и уникальна традиционная культура нанайцев. Особое место в ней занимала традиционная физическая культура, которая выражается в своеобразном физическом воспитании подрастающего поколения с помощью закаливания, народных игр и состязаний. Характер нанайской физической культуры складывался веками в процессе ежедневной борьбы за существование с силами суровой природы и носил прикладной характер.
В прошлом жесткое физическое воспитание нанайских детей и подростков делало их малоуязвимыми и жизнестойкими в неблагоприятных природных и бытовых условиях. Основными средствами такого воспитания были естественное закаливание, различные физические нагрузки и труд, а также самобытные игры и состязания. Благодаря отработанному веками целенаправленному воспитанию нанайские дети уже к 10 - 13-летнему возрасту в совершенстве владели не только основными трудовыми навыками, но и имели достаточно высокую для своего возраста физическую подготовку и закалку.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Исследуя значительный этнографический материал, известный русский этнограф В. Харузина приходит к выводу, что дети “малокультурных” народов в своих играх буквально отражают хозяйственную и общественную жизнь взрослых, причем дети изготавливают игрушечные орудия, оружие, музыкальные инструменты и т.д. Ею была подмечена интересная трансформация игрушки, когда последняя сохраняется как пережиток в игре [17].
Очень важна работа Е.А. Аркина “Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры” [8]. В ней он предлагает строить научную теорию игры и игрушки на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, а также наряду с источником их происхождения, исследовать движущие силы и роль в настоящем и будущем.
Перечисленные выше теории и мысли об игре критически рассмотрены современным ученым-психологом Д.Б. Элькониным в книге “Психология игры”. Он выдвигает на первый план ролевое значение игры.
Интересную мысль высказал Л.С. Выготский о том, что игра не есть преобладающий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Как он утверждает, “… в игре ребенок всегда выше своего среднего роста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше себя” [21] .
В классической русской педагогике вопросу игры значительное место отводил К.Д. Ушинский. Он считал, что воспитание в игре необходимо вести так, чтобы ребенок не пресыщался ею и умел переходить к занятиям. Кроме этого, он отмечал, что “не надобно никогда забывать, что игра теряет всякое свое значение, если она перестает быть деятельностью, и притом свободной деятельностью дитяти” [23].
П.Ф. Каптерев показал роль игры во всестороннем развитии ребенка, в воспитании его интересов, наклонностей [25]. В конце Х1Х в. детский врач Е.А. Покровский занялся изучением детских игр. Он организовал сбор игр, в основном русских, и выпустил в свет сборник игр с изложением истории и теории игры. Е.А. Покровский обратился к народным играм как лучшему источнику наиболее естественных и понятных для детей игр. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума [25]. П.Ф. Лесгафт во второй половине Х1Х в. создал научно-обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенный средств физического образования и воспитания. В его системе физического образования подвижные игры заняли видное место [23].
Известный отечественный педагог А.С. Макаренко считал, что игры значительно богаче по содержанию, чем другие средства физического воспитания. Игровая деятельность, по Макаренко, – это упражнения в поведении, накоплении “социального опыта”, навыков, привычек, традиций [26].
Анализ содержания вышеперечисленных исследований позволяет сделать вывод о том, что традиционные игры у разных народов имеют свои специфические особенности, которые зависят от социально-экономических и природно-географических условий.
Среди большого разнообразия средств физического воспитания традиционной игре – универсальному средству народной педагогики – принадлежит особое место. Ее значение выходит за рамки тех понятий, с которыми мы обычно подходим к оценке всех других средств физического воспитания. Традиционная народная игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания.
Формы проявления народной игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.
Чрезвычайно разнообразно образовательное и воспитательное значение традиционных народных игр, особенно подвижного характера. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее.
Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т.д. – ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.
В педагогической практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры. Чтобы составить более отчетливое представление о существенных особенностях содержания народных игр, а также обеспечить их правильный выбор для каждого конкретного случая, соответственно конкретным педагогическим задачам, которые ставятся перед проведением той или иной игры, большое значение приобретает распределение народных игр на группы по определенным сходным признакам.
Наибольший интерес для нашего исследования имели работы, в которых были представлены традиционные игры народов Севера. Это труды Г.Ш. Абсалямова [2], В.Ф. Афанасьева [9], А.Г. Базанова и Л.В. Певговой [10], В.Г. Богораза [15], Г.М. Василевича [18), В.В. Леонтьева [12], Г.А. Меновщикова [20], В.И. Прокопенко [20; 21], А. Рейнсона-Правдина [23; 24], Г.Ф. Севильгаева [29].Т.Ю. Сема [30], Г.А. Старцева [36].
Так, в работе Л.В. Певговой и А.Г. Базанова впервые делается попытка исследовать национальные особенности игр народов Севера, дается описание нескольких традиционных игр ненцев, нанайцев, манси, хантов, селькупов. Л.В. Певгова дает оригинальную классификацию традиционных игр и игр-упражнений, а также предлагает методику их проведения в условиях северной школы.
В.Г. Богораз описывает традиционные игры и состязания эскимосов, чукчей, коряков, эвенков, чуванцев, юкагиров, связывает их происхождение с социально–экономическими условиями и промысловой деятельностью оленевода, охотника, рыбака.
В небольшой статье Г. Василевича “Игры тунгусов” имеются ценные сведения о традиционных играх эвенков (тунгусов), которые он подразделяет на игры детей младшего возраста и игры подростков и взрослых. Автор пишет о том, что игры детей эвенков являются отражением жизни взрослых, которые, в свою очередь, сами любят бороться, прыгать, стрелять из ружья в цель.
Г.А. Меновщиков достаточно точно характеризует традиционные игры азиатских эскимосов. Автор делает вывод о том, что игры эскимосов имеют не столько развлекательное, сколько воспитательно-тренировочное значение: мужчины готовятся стать сильными, ловкими и смелыми охотниками, а также защитниками своего племени и семьи, а женщины – умелыми хозяйками.
Классификацию игр и состязаний береговых чукчей предлагает в своей работе В. Леонтьев. Автор говорит о том, что все свое свободное время чукчи проводят в различных физических состязаниях, играх, увеселениях, вне зависимости от погоды.
Ряд традиционных нанайских игр описывает в сборнике “Традиционное воспитание детей у народов Сибири” Т.Ю. Сем.
В.И. Прокопенко системно описывает традиционные игры и состязания нанайцев. Автором предлагаются классификации игр и состязаний этих народов.
О важности народных игр, состязаний для воспитания подрастающего поколения народов Сибири и Дальнего Востока говорится в работе В.Ф. Афанасьева.
Г.Ф. Севильгаев в своем исследовании делает вывод о том, что состязания у народов Севера носят сугубо производственный характер и заканчиваются, как правило, награждениями и почестями.
Все эти работы позволили нам расширить представление об особенностях традиционных игр и состязаний народов Севера и Дальнего Востока, проживающих в экстремальных климатических условиях и ведущих полукочевой, кочевой образ жизни, а также сделать вывод о том, что исследования в педагогике, этнопедагогике, психологии не раскрывают содержания, места и роли народных игр нанайцев в их традиционной системе физического воспитания и не выявляют этнопедагогических условий эффективного их применения в прошлом и настоящем. Эта проблема в интересующем нас аспекте не получила научной разработки, несмотря на то, что в опыте народной педагогики имеется богатый материал.
Суровые жизненные условия Дальнего Востока, трудная промысловая деятельность требовали от нанайцев, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, пробегать не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры.
Наиболее простыми по своему проведению и самыми распространенными среди нанайских детей этой возрастной группы были различные игры по видам движений (с бегом, прыжками, метаниями), которые содействовали укреплению всех групп мышц тела; развитию ловкости, быстроты, выносливости, воспитанию волевых качеств, подготовке к промысловой деятельности. Эти игры не только способствовали развитию необходимых для жизнедеятельности физических качеств, но и готовили детей к охотничьему промыслу. Одна из таких игр бытовала у нанайцев под названием “Бег по медвежьи”. Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым.
Был и другой вариант игры, когда дистанция не ограничивалась. Побеждал тот игрок, который “по–медвежьи” пробегал большее расстояние.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, ловкости, быстроты, координации движений; воспитанию настойчивости.
Большой популярностью среди детей нанайцев пользовались различные варианты игры в “Прятки”. Например, один вариант такой игры. Она проводилась зимой на снегу. Участвовали в игре девочки и мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Перед игрой участники проделывали под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяли недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирался водящий, который занимал отведенное ему место, повернувшись спиной к играющим. Все участники игры разбегались и прятались в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала голосом водящего, что он идет искать, водящий начинал искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливал (пятнал, ляпал), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, старались как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. Так игра продолжалась до тех пор, пока водящий не обнаруживал и не осаливал всех игроков. Победителями становились игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становился новым водящим, и игра продолжалась дальше. Водящему разрешалось осалить сразу несколько игроков.
В другом варианте игры выбирался водящий, который располагался спиной к снеговым ходам у дерева (камня и т.д.), остальные игроки разбегались, прячась в ходах. Водящий по сигналу одного из игроков приступал к поиску спрятавшихся игроков, которые, проявляя находчивость, хитрость и смекалку, старались незаметно для водящего приблизиться по снеговым ходам к дереву (камню), пытаясь опередить друг друга. Игрок, первым успевший коснуться дерева (камня), становился победителем. Игра заканчивалась, когда водящий находил всех игроков. Спрятавшимся игрокам разрешалось вылезать из-под снежных ходов на любом участке площадки для игры. Иногда снежные ходы и выход наружу подходили прямо к месту водящего (дереву, камню), и достаточно было протянуть руку, чтобы коснуться дерева (камня) в тот момент, когда водящий приступал к поиску спрятавшихся игроков.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию быстроты, ловкости; воспитанию находчивости, сообразительности, смекалки, решительности; закалке организма.
У нанайцев бытовала подобная игра, но играли в нее в помещении. Количество игроков - обычно от трех до шести человек. Перед игрой с помощью считалки выбирали водящего, который отворачивался лицом к стене. После предупреждающего сигнала голосом, он шел искать спрятавшихся игроков, которые прятались в одежде, под нарами, за чувалом и т.д. Задача водящего – найти всех игроков.
Существовала также игра “Салки под снегом”. Проводилась она зимой на снегу. Играли мальчики и девочки. Количество играющих - произвольное. Перед игрой участники делали ходы под снегом в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка была довольно произвольных размеров, ограниченная предметами, расположенными на ней (деревьями, камнями и т.д.) .
По желанию или по договоренности выбирался водящий, задача которого осалить (заляпать) кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки же, передвигались под снегом в различных направлениях, старались “убежать” от водящего, используя для этого и выходы наружу, на площадку. Игрок, которого поймал (осалил) водящий, также начинал ловить других участников. Игра прекращалась, когда были пойманы все игроки или по желанию всех играющих.
Игрокам разрешалось вылезать наружу из снежных ходов и передвигаться только в обговоренных пределах площадки.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию быстроты, ловкости, силы мышц всего тела; воспитанию находчивости, смекалки, смелости; закалке организма.
Интересна народная игра “Медведь и ягодники”. В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки, ракушки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию быстроты реакции, ловкости; воспитанию смелости и решительности.
Нанайцы также играли в игру под названием “Игра в перевесы” (перевесы – снаряд для ловли уток, состоящий из сетей, натянутых между двумя жердями). Играли только девочки. Местом для игры являлась лесная полянка, просека, где устанавливались перевесы. Количество игроков не ограничивалось. В начале игры выбирали водящего, который садился между перевесами. Остальные игроки отходили от перевесов на небольшое расстояние (10–15 м) и брали в руки перья или крылышки уток.
По договоренности между игроками кто-то из них первым начинал двигаться в сторону перевеса при этом, подражая голосам кряканью уток, а также махал руками-“крыльями”. Его задачей было пробежать, проскочить мимо водящего между жердями перевеса. Водящий, в свою очередь, старался схватить “пролетающую утку” – игрока. Если ему удавалось это сделать, то игрок, которого поймали, становился водящим, а водящий уходил на его место. Затем по очереди в игру вступали остальные игроки, которые также старались проскочить между жердями перевеса так, чтобы их не поймал водящий. Лучшим признавался игрок, которому удалось несколько раз проскочить мимо водящего или ему удавалось это в течение всей игры.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию быстроты, силы ног, ловкости; воспитанию смелости, находчивости и решительности.
Большой интерес для нашего исследования имеют народные игры нанайцев с различными прыжками. Так, игра “Скачки на одной ноге” прекрасно развивала ловкость и координацию движений. Играли в нее в любое время года на мягком грунте. Количество участников не ограничивалось. Дистанция для прыжков была произвольная и зависела от возраста детей; о ней договаривались заранее.
Перед игрой участники проводили стартовую линию, от которой начинали скакать, а в конце дистанции – линию финиша, на которой определялся победитель. Иногда линию старта и финиша заменял какой-либо предмет (дерево, камень и т.д.), до которого выполнялись скачки. Все участники становились перед линией старта, принимали исходное положение: стоя на одной ноге. По команде судьи или кого-либо из участников игроки начинали скакать, стараясь преодолеть условленное расстояние. Тот, кому удавалось сделать это первым, и становился победителем. В игре существовало правило: скачки до конца дистанции выполнялись только на одной ноге (смена ног во время прыжков запрещалась).
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости; воспитанию смелости, выдержки.
Также у детей большой популярностью пользовалась игра “Прыжки на двух ногах”. В нее играли в любое время года на мягком грунте. Игроки по договоренности определяли предмет, до которого они должны были прыгать (дерево, камень, пень и т.д.).
Все участники игры становились перед стартовой линией, принимая исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи или игрока они начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги. Игрок, достигший финиша таким способом первым, становился победителем.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию прыгучести, силы ног, спины, быстроты, ловкости; воспитанию смелости и выдержки.
Большое место среди самобытных народных игр нанайцев занимали игры с метанием различных предметов (мячей, палок, косточек, колец, дисков и т.д.) в цель или на дальность.
Например, была распространена игра “Броски палки вверх”, которая была своеобразным тренингом для добычи кедровых шишек. Играли в любое время года на ровном месте только мальчики, но иногда принимали участие и девочки. Каждый из участников имел свою палку (чаще она была из сосны) длиной 60 см, диаметром 5 см. Перед игрой игроки обговаривали заранее количество бросков каждым участником.
Бросающий становился на небольшом расстоянии от дерева, высота которого была 4–6 м и выше, и после небольшого замаха старался перебросить палку через дерево. Тот, кому из игроков удавалось это сделать, и становился победителем. Если победителями становились сразу несколько игроков, то они в этом случае выбирали другое дерево, повыше, и заново играя, выявляли сильнейшего между собой.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, ловкости; воспитанию настойчивости.
“Игра с кольцами”. Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6–8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5–6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2–3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2–3 м от линии броска.
Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию глазомера, точности броска, ловкости; воспитанию выдержки и настойчивости.
Своеобразная игра с мячом. Играли в нее только мальчики в летнее время на дороге или на поляне. Количество игроков не ограничивалось. Для игры требовался мяч, который сплетали из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). Мяч обычно имел диаметр 10–15 см, и у него был небольшой хвостик (15–20 см).
Игроки метали мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий брался рукой за хвостик мяча и с замаха старался бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком, и каждый игрок запоминал свою отметку. Тот, у кого мяч пролетал большее расстояние, и становился победителем.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, ловкости; воспитанию настойчивости, выдержки.
Другая игра с метанием мяча называлась “Игра в мяч”. Играли в нее на ровных площадках возле домов, на лесных полянках в летнее время. В начале игры чертили на земле круг диаметром 20 м, затем по желанию или по договоренности между собой игроки выбирали двух водящих. Все игроки располагались внутри круга, а два водящих ходили за кругом, пряча мяч под одеждой. Мяч изготавливали из рыбьей или лосиной кожи и набивали тряпками. Его диаметр от 10 до 15 см.
Водящие ходили за кругом и старались неожиданным броском попасть в кого-либо из игроков в кругу. Если им удавалось это сделать, то игрок, в которого попали мячом, выходил за круг. Та пара водящих; которая быстрее выбивала всех игроков из круга, и становилась победителем.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, быстроты реакции, глазомера; воспитанию смелости, настойчивости и решительности.
Также у детей нанайцев бытовала игра “Поиграем в ямки”. В этой игре участвовали мальчики и девочки. Играли в любое время года, на ровных площадках, которые не имели определенных границ.
Для игры изготавливали мяч из березового нароста (гриба) диаметром примерно 6–7 см. Перед игрой в песке или в снегу пяткой или палкой каждый играющий делал небольшую лунку глубиной 3–4 см, чтобы катящийся мяч мог в ней остановиться. Лунки располагались в один ряд, количество их зависело от числа играющих, расстояние между лунками было равно примерно 5–6 см, и между собой они соединялись желобком, глубина его была примерно 1 см.
Все игроки вставали рядом со своими лунками. Любой игрок по желанию становился водящим. Он брал мяч в руку и посылал его броском строго по лункам так, чтобы мяч мог остановиться в одной из них. Когда мяч оказывался в лунке, все игроки разбегались в стороны от лунки по игровой площадке. Хозяин же лунки, в которой оказался мяч, быстро его хватал и старался попасть им в кого-либо из убегающих игроков. Игрок, в которого попали мячом, подбирал его, быстро возвращался к своей лунке и от нее старался попасть мячом в кого-либо из игроков. В том случае, когда бросок оказывался неудачным, бросавший клал в свою лунку небольшую палочку, которая бы не мешала заново прокатывающемуся мячу, а все игроки возвращались к своим лункам, и игра начиналась вновь. Когда в лунке одного из игроков набиралось четыре палочки, к нему подходили остальные игроки и несильно хлопали ладонями по его голове. Затем кто-нибудь из игроков клал мяч этому игроку в подол рубахи, и все игроки разбегались в стороны. После этого наказания игра возобновлялась. Лучшим признавался игрок, в лунке которого не оказывалось палочек или их было меньше, чем у остальных. Запрещалось выбегать за пределы игровой площадки и хватать мяч раньше, чем он попадал в лунку.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию меткости, быстроты, реакции, ловкости; воспитанию смелости и настойчивости.
Игра с метанием шишек была популярна у нанайских детей. Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно.
Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию подвижности и гибкости плечевого пояса, ловкости; воспитанию настойчивости и выдержки.
Особый интерес для нашей работы представляют игры с промысловой направленностью. Эти игры проходили всегда очень оживленно, дети с увлечением выполняли свои роли.
Одна такая игра называлась “Стрельба из лука на дальность”. Для этой игры требовалось открытое место (дорога, большая поляна). Участвовали в игре только мальчики. Количество игроков было произвольно. Каждый участник имел свой лук и стрелы с острым наконечником и оперением на конце. Стрелки метили свои стрелы, чтобы потом можно было определить стрелу победителя. Играющие стреляли по очереди, стараясь пустить стрелу как можно дальше вперед. Тот, у кого стрела улетала дальше, становился победителем.
В другом варианте игры стрельба производилась всеми участниками одновременно и вверх. Тот, у кого стрела падала на землю последней, становился победителем.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, плечевого пояса, глазомера; воспитанию выдержки и самообладания; обучала знаниям и умениям, необходимым охотнику.
Другая игра с промысловой направленностью называлась “Охота”. Играли в нее летом мальчики и девочки. Количество игроков составляло от пяти до шести человек. Дети сами изготавливали для игры ловушки для птиц, насыпали внутрь соль или клали ягоды, чтобы привлечь глухарей, куропаток. После этого они шли в лес и устанавливали там свои слопцы.
Педагогическое значение игры: игра способствовала овладению знаниями и навыками по изготовлению и установлению ловушек на птиц; воспитанию самостоятельности, инициативности и решительности.
Интересный вариант игры в охоту под названием “Погоня за зверем”. Когда "зверь" пройдет довольно далеко, "охотник" пускается по его следу, время от времени расставляя ловушки, причем тщательно их маскирует. После чего вся группа участников наблюдает, как "зверек" ("соболь") возвращается назад по своему следу и отыскивает указанное количество замаскированных ловушек. Если все ловушки будут найдены, "соболь" считается "спасшимся" и выигравшим, а "охотник" проигравшим. Если соболь не заметит ловушку и не сможет отыскать ее, "охотник" снимает с него "шкуру", т.е. отнимает у него шапку.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию выносливости, ловкости; воспитанию выдержки, самостоятельности; обучению знаниям и навыкам ведения охотничьего промысла.
В береговых нанайских поселках дети играли в игру “Ловля рыбы”. В нее играли летом на мелких заливчиках мальчики и девочки. Для игры родители изготавливали детям из старых сетей небольшой невод длиной 10–15 м, шириной 2 м; обласок (лодку–долбленку) длиной 3–3,5 м, шириной 80 см; весла длиной 1 м 20 см из сухого кедра.
Игра проходила так: дети постарше садились в лодку и забрасывали невод. Затем через некоторое время его вытаскивали уже с добычей. Младшие дети помогали вытаскивать невод, выбирать рыбу.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы, ловкости; воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению знаниям и навыкам, необходимым при рыбной ловле.
Игра “Жужжалка”. Играли девочки и мальчики в любое время года. Для игры необходимо было изготовить пластинку из любого дерева длиной 7 см, шириной 3 см, толщиной 0,3–0,5 см. Края пластинки были закруглены. На расстоянии 3–4 см от каждого края пластинки просверливали небольшие дырочки для тонкой веревочки из жил (длиной 60–70 см). Концы этой веревочки связывали.
Игрок брал концы образовавшейся петли в две руки и растягивал ее так, чтобы пластинка оказалась посередине петли. Затем он начинал вращать веревочку с пластинкой так, чтобы она скрутилась в жгут. Когда игрок видел, что веревочка скрутилась, то он начинал выполнять плавные рывки руками в стороны. Веревочка начинала то раскручиваться, то скручиваться в жгут за счет инерционных сил, полученных ею от деревянной пластинки. Все это сопровождалось своеобразным звуком – жужжанием.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию подвижности кисти, чувства ритма, точности движений; воспитанию настойчивости, самостоятельности.
Народная педагогика выработала не только средства физического развития, но параллельно с этим эмпирическим путем нанайцами была сформирована система этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения.