В педагогических исследованиях и педагогической практике
Несомненно, понятия, принципы, методы и приемы синергетического мышления и мировосприятия представляют интерес для педагогов, постоянно находящихся и действующих в мире нелинейных открытых систем. В частности Е. Н. Князева подчеркивает целесообразность применения специальных методик сценарного мышления, в том числе и методики мозгового штурма, для обсуждения сложной проблемы и поиска различных вариантов разрешения проблемной ситуации. Такие методики направлены на преодоление стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарной ограниченности. Руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений важно осознавать, что они имеют дело с явлениями и процессами, функционирующими на основе механизмов самоорганизации и саморазвития. В психологических и педагогических исследованиях неоднократно показано, что в коллективе любого учебного заведения существуют как официальные (возникающие на основе приказов, распоряжений и инструкций), так и неофициальные (складывающиеся на базе саморазвивающихся личных контактов) отношения; имеются как официальные руководители (получившие официальное назначение), так и неофициальные лидеры (лидерский статус которых обусловлен внутренними процессами самоорганизации общения и отношений); действуют как директивно установленные правила поведения, так и «неписаные» правила и нормы жизнедеятельности саморазвивающегося сообщества.
Использование синергетического подхода в практической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия. А это, в свою очередь, интенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, нравственной и эмоционально благоприятной атмосферы в школьном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов.
Синергетический подход позволяет освободиться от идей насильственно формирующей педагогики, отказаться от применения приемов и способов прямого («лобового») воздействия на личность ребенка. Становится более понятным смысл известного утверждения Л. С. Выготского: «С научной точки зрения нельзя воспитывать другого. Оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому...» Синергетический подход раскрывает сущность развития историко-педагогического процесса через признание значительной роли выбора субъекта в определении перспектив педагогического процесса. На первый план выходит признание важнейшей роли активно действующей личности в педагогическом процессе с ее правом на выбор.
С точки зрения синергетического подхода целостное изучение такого сложного комплекса явлений, как педагогический процесс, предполагает очень осторожный подход к формализации,введению строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и тем более всего процесса. Формализация почти всегда связана с утратой части содержания, с обеднением исследуемых процессов и явлений. Поэтому формализация при изучении психолого-педагогического процесса оказывается полезной для выявления отдельных связей, зависимостей (например, между эффективностью психологической защиты и частотой обращений в соответствующую службу за помощью и консультированием), но оказывается недостаточной для общих выводов о его протекании. Вот почему необходимо очень осторожно подходить к попыткам выразить точно уровни воспитанности, нравственной зрелости, отзывчивости, зависимости между потенциалом развития личности и степенью его реализации, между влияниями среды и внутренней позицией личности и т. д. В педагогике, на современном этапе развития, содержательные подходы должны играть ведущую роль по сравнению с формализованными [4].
Сложность предмета психолого-педагогического исследования, его многоплановость делает практически невозможным его непосредственное познание как целого.На практике такие попытки приводят к хаотичности и бессистемности анализа. Поэтому нет иного пути глубокого познания сложных явлений, кроме выделения определенных позиций для рассмотрения, аспектов. Для конкретной темы должен быть свой ведущий аспект (угол зрения, ракурс).
Аспект изучения тесно связан с целями и характером исследования. Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно, привлекает разных специалистов – психологов, социологов, врачей, педагогов, каждый из которых может иметь свою позицию, выделять свой аспект. При этом важно, во-первых, последовательно выдержать принятый аспект; во-вторых, учесть возможность других аспектов; в-третьих, реально оценивать полученные результаты как аспектные, понимая необходимость их соотнесения и синтеза с данными анализа изучаемых процессов в иных аспектах. При соблюдении указанных условий аспектность не превращается в односторонность, а выступает условием полного, многоаспектного, целостного изучения предмета. Именно синтез аспектного знания приводит к конкретному знанию.
Рассмотрение педагогического процесса как в значительной степени самоорганизующегося основано в современной науке не только на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающих неоднозначно, подвергающихся закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным внутренним и внешним влияниям.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте синергетику как область научного знания.
2.. Дайте понятие открытой системы и охарактеризуйте её эволюциюнное развитие.
3. Назовите и раскройте основные понятия синергетики.
4. Охарактеризуйте основные принципы синергетического подхода.
5. Поясните, каким образом следует учитывать синергетический подход в педагогической практике и педагогических исследованиях.
Библиографический список
1. Стрельник, О. Н. Концепции современного естествознания [Текст]: Краткий курс лекций / О. Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.194 – 198.
2. Степанов Е. Н..Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 141 – 147.
3. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения [Текст] / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 233 – 241.
4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]:: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 46 – 47.