Основные положения личностно-ориентированного подхода
Главная цель личностно-ориентированного образования – развитие индивидуальности человека как носителя субъектного опыта. Субъектный опыт – это индивидуальный опыт жизнедеятельности обучающегося, приобретаемый в конкретных условиях социокультурного окружения [8, с. 49]. Функция субъектного опыта в усвоении (познании) заключается в том, что с позиции этого опыта «наводится порядок» в восприятии действительности через своеобразную избирательность, обеспечивающую индивидуальное видение бытия. Для развития самобытности ученика как носителя субъектного опыта в личностно-ориентированном образовании закладываются основы для становления механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления индивидуального образа в процессе диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.
Исходя из выявленной сущности, в психолого-педагогической литературе Е. В. Бондаревская [3, с. 3 – 11] определяет основные человекообразующие функции личностно-ориентированного образования:
– гуманитарная, состоящая в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, свободы и возможности максимальной реализации собственного творческого потенциала. Средством (механизмом) ее реализации является понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество основных субъектов образовательного процесса;
– культуросозидательная (культурообразующая), направленная на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация функции позволяет, приобщая человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми, а также формировать его собственную культуру. Механизмом реализации является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, культуре образовательного учреждения, культуре социума, принятие ее ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
– функция социализации предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого для вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Механизмами реализации становятся рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество в любой деятельности как средство самоопределения.
7. 3. Принципы личностно-ориентированного образования
Цели и задачи личностно ориентированного образования эффективно реализуются при условии учета основных идей, требований к его организации и осуществлению. Основными принципами, лежащими в основе личностно ориентированного образования, являются, на наш взгляд, следующие положения:
– гуманность, реализация которой связана с тем, что содержание и технологии образования должны быть адекватны уровню развития обучающегося, но одновременно должны обеспечивать вхождение личности в мир ценностей культуры и формировать у нее потребность в саморегуляции, самореализации, самосовершенствовании, рефлексии;
– креативность, реализация которой предполагает организацию особого творческого взаимодействия между субъектами образования, создание системы ситуаций, в которых обучающийся может проявить свою творческую активность через развитие его интереса к творчеству, формирование чувства новизны и критичности;
– эмоциональная насыщенность образования, реализация которой связана с предоставлением возможности каждому школьнику для положительного самовыражения, включением его в эмоционально привлекательные виды деятельности, связанные с его интересами и способностями, дающими возможность проявить каждому свои лучшие качества.
– вариативность, которая требует подбора индивидуальных приемов, методов, средств образования, опосредованных спецификой ситуации обучения и воспитания, обеспечивающая активизацию школьников, формирование у них возможности и потребности построения своего индивидуального образовательного маршрута.
Содержание и технологии личностно-ориентированного
образования
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в становлении собственной индивидуальности, в определении собственной жизненной позиции, а именно, в выборе значимых для себя ценностей, овладении системой знаний, выявлении круга интересующих научных и жизненных проблем, освоении способов их решения, открытии рефлексивного мира собственного «Я» и умении управлять им. В личностно-ориентированном образовании вместо трансляции отчужденного знания создается система производства знания: содержание образования перестает быть суммой учебных предметов; изменяется природа образовательной деятельности – она становится творческой, в ней идет поиск собственных ценностных ориентаций, целей, собственных знаний и способов их освоения.
Показателем того, что деятельность ученика достигает личностного уровня, является полнота реализации рефлексивной, смыслотворческой, ценностно-ориентационной функции личности [2, 7]. Личностно-ориентированное образование использует термин «присвоение» знания, что происходит лишь тогда, когда восприятие, переработка и использование знания обеспечиваются активной психической деятельностью и становятся своеобразным сплавом общественного и индивидуального опыта. Ученик не просто ассимилирует знания, а внутренне их адаптирует, избирательно на них реагирует, ориентирует на собственный личностный опыт и потенциал, активно усваивает с учетом индивидуальных потребностей, т. е. выявляет в знании субъективно значимый смысл. Такое знание является для субъекта «живым знанием», становится «подлинным органом его индивидуальности и, в свою очередь, определяет его отношение к миру» [5, с. 160].
В данной концепции предполагается иная, по сравнению с традиционной, позиция педагога, которая связана с оптимистическим подходом к ребенку и его будущему, стремлением учителя видеть перспективы развития индивидуальности учащегося и умением максимально стимулировать это развитие с помощью педагогических средств, адекватных возможностям и потребностям ученика. Исходя из этого, ребенок рассматривается как субъект собственной учебной деятельности, как личность, способная учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность.
Результатом личностно-ориентированного образования выступает активная, творческая личность, способная к самоопределению и самореализации, самоактуализации. Самоактуализирующаяся личность – это индивидуальность, человек, который использует свои таланты и способности, реализует свой потенциал и движется к познанию себя и сферы своих переживаний. К. Роджерсом [6, с. 222] разработана модель самоактуализирующейся личности, ключевыми характеристиками которой являются более эффективное восприятие реальности, принятие себя, других и природы такими, какие они есть, открытость к переживанию, непосредственность и естественность в поведении, способность принимать во внимание свои внутренние ощущения для выбора собственного поведения, свежесть восприятия, независимость и стремление к уединению как потребность в неприкосновенности внутренней жизни. Таким людям свойственна уверенность в себе, спокойствие и невозмутимость, когда их постигают неудачи. Они свободны в своих действиях вне зависимости от физического и социального окружения, полагаются на собственный потенциал развития. Им свойственна высокая степень самоуправления и «свободы воли». Они ответственны, самодисциплинированны, стремятся к саморазвитию и внутреннему росту. Их характеризуют глубокие межличностные отношения. Демократичный характер в отношениях с людьми проявляется в отсутствии предубеждений и стремления к превосходству, уважительном отношении к людям независимо от их социальной принадлежности, готовности учиться у других. Творческий потенциал у самоактуализирующихся личностей проявляется в повседневной жизни как естественный способ самовыражения индивидуальности. Данные модельные представления следует иметь в виду, так как перечисленные характеристики могут быть своеобразными педагогическими ориентирами при условии рассмотрения в качестве цели современного образования, ориентированного на становление индивидуальности, самоактуализирующуюся личность (развитие у детей и педагогов потребности в самоактуализации и готовности ее достигать). Думается, однако, что с педагогических позиций разговор следует, прежде всего, вести о создании таких условий, атмосферы, отношений, в которых человек оказывается в постоянном поиске, размышлении, имея право на сознательный выбор собственного пути в реализации стремления стать тем, кем он может быть в жизни, и нести за это ответственность.
Таким образом, выделенные нами особенности личностно-ориентированного образования как одной из антропоцентрических концепций позволяют определить ряд позиций. Индивидуальность как конечная цель образования не может представляться в виде жесткого и устойчивого набора качеств. Однако каждый обучающийся, осознавая и адекватно оценивая свои индивидуальные особенности в образовании, может выбрать свой индивидуальный образовательный путь, маршрут, траекторию. Именно поэтому образование рассматривается здесь, прежде всего, как процесс создания условий (в том числе и внешних, средовых) для самореализации и самовыражения личности, с одной стороны, и обеспечивающих ориентацию на ее индивидуальность, – с другой. Личностно-ориентированное образование предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность творчески реализовать себя в развивающих видах деятельности. Личностно-ориентированное образование связано с овладением субъективно значимыми способами деятельности и формированием знания, в котором отражено индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования на основе ценностей и внутренних установок ученика.
Вопросы и задания
1. Дайте определение личностно ориентированному образованию. Выделите его основные функции.
2. На основе посещения учебного занятия, воспитательного дела покажите, как реализуются в образовательном процессе современной школы принципы личностно ориентированного образования.
3. Каковы особенности личностно ориентированного образования по сравнению с другими современными концепциями (деятельностный подход, компетентностно – ориентированное образование и др.)
4. Выделите из предложенных ниже особенностей те, которые характеризуют личностно ориентированное образование: ориентация на развитие личности, вариативность содержания и технологий, монолог, диалог, инвариантность содержания и технологий, ориентация на формирование компетенций, развитие субъектности обучающихся, самостоятельная деятельность обучающегося, индивидуальное и коллективное творчество, использование объяснительно-иллюстративных методов.
5. На основе самостоятельной работы с литературой [4, 7, 8] заполните таблицу «Концепции личностно ориентированного образования:
Концепция личностно ориентированного образования | Цель | Принципы образования | Содержание образования | Методы и формы организации | Результат |
Концепция Е. В. Бондаревской | |||||
Концепция В. В. Серикова | |||||
Концепция И. С. Якиманской |
6. Каковы, по вашему мнению, достоинства и сложности в реализации личностно ориентированного образования в современной школе?
Библиографический список
1. Балашов, М. М. Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность [Текст] / М. М. Балашов, М. И. Лукьянов. – Ульяновск: Изд-во УОИРО, 1999. – 27 с.
2. Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст] / Н. А. Бердяев. – М., 1990. – 268 с.
3. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д, 1997.
4. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая программа личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 3–11.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во полит. лит., 1975. – 304 с.
6. Роджерс, К. Эмпатия: Психология эмоций [Текст] / К. Роджерс; под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984. – 480 с.
7. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии [Текст]: монография / В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 1994. – 152 с.
8. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.