Глава 5. деятельностный подход как основа
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для продуктивного использования деятельностного подхода в педагогических исследованиях, необходимо осознать и осмыслить его специфику.
По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя и ученика [4, с. 75].
Деятельностный подход имеет многосторонние предпосылки: в общепедагогическом плане – положение о субъектно-субъектном отношении учителя и ученика (А. Дистервег) и активности обучаемого (И. Песталоцци, А. Дистервег, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев и др.); в общепсихологическом – теорию деятельности А. Н. Леонтьева, личностно-деятельностного опосредствования (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский), теорию учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. И. Ильясов) [4, c. 78].
Человеческая деятельность и ее отличие
От других форм активности
Деятельность – предмет самых разных наук и философии. Придание Декартом равноправного статуса протяженной и мыслящей субстанций по существу было первой формулировкой принципа деятельности в качестве универсального [3, c. 49]. В философии Фихте деятельность выступила как субстанция всей культуры и основание всех сфер человеческого бытия. Гегель строил цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимала поясняющая и рационализирующая работа духа, а саму деятельность трактовал как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего к самоизменению.
Исходя из целостного понимания чувственно-практической и теоретической форм деятельности, марксистская философия расширила ее объяснительный потенциал. Это выразилось в социально-историческом рассмотрении субъекта деятельности и в толковании самой деятельности как предметной, выдвижении тезиса о «двойной детерминации» деятельности: «по логике предмета» и по «логике самой деятельности» [3, c. 49].
В контексте собственно научного познания выделяют [8, c. 42] пять разнородных толкований данной категории, которые Э. Г. Юдин рассматривает в качестве ее основных функций, определяя деятельность как:
– объяснительный принцип – понятие, выражающее универсальное основание человеческого мира;
– предмет научного изучения, т. е. нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины;
– предмет управления – то, что подлежит организации в систему функционирования и / или развития;
– предмет проектирования, т. е. выявление и разработка способов и условий реализации определенных (новых) видов деятельности;
– ценность, ее место и смысл в различных системах культуры.
Если исходной точкой анализа является философское представление о деятельности, то выделяют четыре наиболее общих смысла, которые вкладываются в понятие «деятельность»; деятельность представляется, как:
– совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т. п.; в этом понимании деятельность предстает либо как массовое производство, либо как индивидуальная продуктивная деятельность;
– процесс преодоления трудностей, как общий способ решения проблем и задач, как совокупность средств их решения; в этом смысле деятельность предстает как труд;
– процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей собственной жизни; так понимаемая деятельность – это самодеятельность;
– всеобщий способ отношения сообщества людей к условиям своей жизни, всеобщая форма практики во всей ее культурно-исторической развертке; здесь деятельность – практикование бытия человека, преображение человеческой реальности, превращение ее в действительность [8, c. 43].
Самое общее философское определение деятельности – это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда [7, c. 52]. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность. Так, в психологии деятельность определяется как «форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта [7, c.52]. В настоящее время существует много различных определений деятельности в психологии, но данное определение признается в науке наиболее удачным, так как в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности (активность, продуктивность, осознаваемость, социальная обусловленность). Существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности: предметность, адаптивность и системность [7, с. 54]. Именно системность деятельности обусловила выделение отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Д. Б. Элькониным в деятельности двух сторон – предметной (практической и познавательной) и направленной на развитие взаимоотношений с людьми, обществом [6, c. 30]. Каждая из сторон имеет свой характер, свою определяемую специфическими закономерностями линию развития и свой продукт – результат этого развития. Предметная деятельность преимущественно влияет на формирование интеллектуальной активности; деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми – на формирование социальной активности [6, с. 37]. Иными словами, в предметно-практической стороне деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, а в деятельности по овладению нормами человеческих взаимоотношений ребенок, включаясь в систему социальных отношений, ищет свое место в обществе [6, с.39].
Выделение предметно-практической деятельности и деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений условно, ибо процесс деятельности един. Первоначально, как отмечал А. Н. Леонтьев, две стороны деятельности «слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития» [6, c. 38].
В отечественной психологии принято различать следующие шесть генетически преемственных ведущих типов деятельности, в которых и проявляются две стороны деятельности: непосредственно-эмоциональное общение у младенцев, манипулятивную деятельность в раннем возрасте, игровую – у дошкольников, учебную – у младшего школьника, общественно-полезную – у подростка и учебно-профессиональную деятельность у старшеклассника [6, c. 39]. Общение, игра и общественно полезная деятельность являются теми формами проявления деятельности, в которых преобладает деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми, обществом. Манипулятивная, учебная и учебно-профессиональная деятельность представляют формы другой стороны деятельности – предметной (практической и познавательной) [6, с. 39]. Обобщим ведущие виды деятельности в табл. 1.
Таблица 1
Ведущие типы деятельности
Виды деятельности | Формы проявления |
Деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми, обществом | - Общение - Игра - Общественно полезная деятельность (труд, организационно-общественная работа, учеба, спорт, художественная деятельность) |
Предметная (практическая, познавательная) | - Манипулятивная - Учебная - Учебно-профессиональная |