Структура специального культуроведческого знания
Специальное культуроведческое знание базируется на специальном культурологическом знании. Поэтому в его структуру включаются знания о сущности культуры, ее структуре и функциях, о месте той или иной конкретной сферы культуры или конкретного культурного феномена в структуре культуры в целом.
Кроме того, специфическое содержание специального культуроведческого знания составляет решение ряда проблем, среди них:
- определение различных сфер культуры (морали, религии, искусства и т. п.),
- методы и методики изучения различных сфер культуры;
- законы структуры и функционирования различных сфер культуры;
- антропология различных сфер культуры (антропология музыки, юридическая антропология и т. п.);
- социология различных сфер культуры (социология музыки, социология религии и т. п.);
- история различных сфер культуры (история изобразительного искусства, история религии и т. п.);
- история изучения различных сфер культуры (история религиоведения, история искусствоведения и т. п.);
В состав специального культуроведения включаются также некоторые разделы тех дисциплин, о которых уже шла речь выше в связи со специальным культурологическим знанием, — истории культуры, культурной антропологии, истории изучения культуры, социокультурной антропоэкологии. Это те разделы, которые представляют эмпирическую базу специального культурологического знания — факты, даты и т. п.
Культурологическое знание и специальное культуроведческое знание тесно взаимодействуют между собой. Соотношение между этими видами культуроведческого знания, философией и специальными науками показано в таблице на с. 26.
Специальные науки | Философия (основные разделы) | Культуроведение | ||
Теория культуры | Специальное культуроведческое знание | |||
Философия культуры | Культурология; специальное культурологическое знание | |||
Науки о природе, математика, синергетика | Онтология | Онтология культуры (место культуры в картине мира, культура и природа) | Проблема определения культуры | Проблема определения различных сфер культуры (мораль, религия, искусство и т. п.) |
Психология, математика, синергетика | Гносеология, логика | Гносеология культуры (границы и возможности познания культуры) | Методы и методики изучения культуры | Методы и методики изучения различных сфер культуры |
Философия и методология науки | Методология изучения культуры | |||
Аксиология, этика, эстетика | Аксиология культуры (культура и ценности) | Законы структуры функционирования и развития культуры | Законы структуры функционирования и развития различных сфер культуры | |
Антропология, этнография, этнология, математика, синергетика | Философская антропология | Философская культурантропология (человек и культура) | Законы структуры, функционирования и развития культуры, культура и гуманизм. Теоретическая модель гуманистической культуры | Антропология различных сфер культуры (антропология музыки, юридическая антропология и т. п.) |
Культурная антропология | ||||
Социология, математика, синергетика | Социальная философия | Социальная культурфилософия (культура и общество) | Социология культуры | Социология различных сфер культуры (социология искусства, социология музыки) |
История, математика, синергетика | Философия истории | Философия истории культуры (культура и история) | История культуры | История различных сфер культуры |
История философии | История философии культуры | История изучения культуры | История изучения различных сфер культуры | |
Экология | Социокультурная антропоэкология |
Таблица соотношения между видами культуроведческого знания, философией и специальными науками
.
Выводы
Итак, культуроведение — это огромный массив знаний о культуре. Он включает в себя два основных раздела — культурологическое знание и специальное культуроведческое знание. Культурологическое знание — это теоретическое знание о культуре в целом. Специальное культуроведческое знание — это знание об отдельных сторонах и сферах культуры.
Культурологическое знание имеет сложную структуру. Главные ее элементы — теория культуры и специальное культурологическое знание.
Теория культуры делится на два больших раздела — философию культуры и культурологию.
Философия культуры ставит и решает наиболее общие вопросы бытия культуры: культура и человек, культура и природа, культура и общество и т. п. Философия культуры является одновременно и частью философии и частью теории культуры. Она включает в себя такие разделы, как онтология культуры, гносеология культуры, аксиология культуры, философская культурантропология, социальная культурфилософия, философия истории культуры, история философии культуры.
Культурология — это наука о законах структуры, функционирования и развития культуры.
В состав специального культурологического знания включаются социология культуры, культурная антропология, социальная антропология, история культуры, история изучения культуры, социокультурная антропоэкология.
Все эти дисциплины занимают промежуточное положение между специальным культурологическим знанием и специальным культуроведческим знанием. К культурологическому знанию их позволяет относить то, что, во-первых, их предметом является культура в целом и, во-вторых, то, что в их структуре значительное место занимает теоретическое знание. К специальному культуроведческому знанию они могут быть отнесены на том основании, что, во-первых, они сосредоточены на некоторых аспектах, сторонах, свойственных культуре как целому и, во-вторых, на том основании, что эмпирический материал — факты, даты и т. п. — имеет в их структуре не меньшее, а, порою, и большее значение, чем теория.
Однако по основным критериям — предмету и доле теоретического знания — специальное культурологическое знание и специальное культуроведческое знание все-таки значительно различаются между собой.
Специальное культуроведческое знание — знание об отдельных сферах культуры — искусстве, науке, театре, языке и т. п.
Определяющее значение в системе знаний о культуре имеет теория культуры. От содержания теории культуры зависит, в первую очередь, содержание всех дисциплин, входящих в состав специального культурологического знания, — истории культуры, социологии культуры, культурной антропологии и т. п.
В соответствии с тем, какого подхода к определению культуры придерживается тот или иной исследователь, какие методы изучения культуры он считает возможным применять в работе над материалом, в поле его зрения попадают или не попадают те или иные факты, он дает им ту или иную оценку и т. п. В зависимости от этого историки культуры, которые исследуют один и тот же период развития культуры, могут получить совершенно разные результаты. Если теория слишком односторонняя, то и специальное культурологическое исследование будет нести на себе следы односторонности, неполноты и в конечном счете будет неплодотворным.
Не меньшее значение теория культуры имеет и для специального культуроведческого знания. Специалисты в области искусствознания, языкознания, науковедения и т. п. не смогут получить хороших результатов, если они плохо представляют себе роль и место той или иной сферы культуры в системе культуры, если они плохо представляют себе, что такое культура, каковы законы ее развития.
Таким образом, теория культуры, включающая в себя философию культуры и культурологию, является ядром, т. е. важнейшим элементом системы знаний о культуре.