Глава 8. формы построения занятий в физическом воспитании

8.1.Классификация форм занятий в физическом

воспитании

Под формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организацииучебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятии, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др, К ним относятся;

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­вшем. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, олно- и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятии направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятии, т.е. формы физкультур-но-снортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовлен ность и т.п, (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­рольные прикидки или соревнования и др.).

Характеристика форм занятий физическими

Упражнениями

Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) и соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При зтом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходимадля начальной организа­циизанимающихся, психической и функциональной полготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки ирофессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методике-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность — это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообрц зис средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном и средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность—формирование ведущих для конкрет­ных профессии двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортчвнп-трепировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке и, к соревнованиям.

Методика-практические занятия проводятся в основном в сред­них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­правленность — опера циональное овладение методами и способа­ми фи зкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб­ных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уро­ков:

1) уроки освоения нового материала. Для юга характерны ши­рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготоилен-ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.

Неурочные формы занятий

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив-ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро­ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2—З до 15—20 мин);

3) отсутствие или не выраженность структуры построения заня­тия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, чапримср оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физ­культурные минутки и т.п.:

4) невысокий уровень функциональных нагрузок. Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни­тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например но ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;

2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реа­билитационного или рекреационного характера. К ним можно от­нести занятия аэробикой, шейпиигом, калланетикой, ушу, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные харак­терные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятив­ного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

К соревновательным формам организациизанятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, прису­щие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий,

Занятия неурочного типа в отличие отурочного осуществля­ются на основе полной добровольности.

Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

Глава 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Планирование в физическом воспитании

Планирование физического воспитания —это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды; перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Плакирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определенияконечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавате­лю (тренеру) необходимо трезво оиснить возможности ее дости­жения (подготовленность занимающихся, затраты учебного вре­мени, наличие мате риально -технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программ­но-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, тре­бования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создастся конкретная перспектива впедагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (час­тных, промежуточных) педагогических задач с определением пос­ледовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их кон­кретизируют по возможности в количественных показателях (учеб­ных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (получен­ных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровитель­ные и общевоспитатсльные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. Планирова­ние только тогда эффективно, когда оно основывается на объек­тивных закономерностях физического воспитания (на закономер­ностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и раз­вития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям заня­тий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план 1 . Чем меньше срок, на который со­ставляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последонательность планирования. При разработ­ке любого плана желательно придерживаться такой последователь­ности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь опре­деленные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физи­ческой и спортивно-технической подготовленности и лр.). Без та­ких сведений нельзя полноценно осуществить планирование.

' План — это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,последовательность и сроки выполненииработ.

Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоя­нию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других орга­низациях.

Преподаватель получает необходимые предварительные сведе­ния посредством собеседования с теми, с кем предстоит вести занятия, проведения среди них анкетирования, контрольных ис­пытаний (тестирования), использования данных врачебно-физ-культурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контин­генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на разработку теоретического и практического со­держания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по перио­дам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интен­сивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации пла­на, подбираются методы и формы занятий для решения постав­ленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описатель­ному либо табличному оформлению плана. При этом просматри­ваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагру­зок и т.д. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, пока­затели и представить взаимосвязь между ними.

Таким образом, планирование носит последовательный харак­тер и осуществляется по признаку от обобщенного к более де­тальному.

Характеристика основных документов планирования в физи­ческом воспитании. Основными документами планирования в фи­зическом воспитании являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в систе­ме планирования, выполняет определенную функцию. В целом

же реализация основных документов планирования должна обес­печить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учеб­ных заведений, спортивных школ и других организаций разраба­тываются государственными органами (министерствами, комите­тами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и пла­ны-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов — учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по физическому воспитанию в общеобразователь­ной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождениепогодам обучения.

Учебная программа — это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе — курса физического воспитания, в ДЮСШ — спортивной трени­ровки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируе­мый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нор­мативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиесяна каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

Программа по физическому воспитанию состоит в основном из 4 разделов: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) физи­ческая культура во внеурочное время; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебные программы имеют следующую типовую структуру:

1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контин­гента занимающихся, характеризуется структура программы, ре­комендуются методы и формы занятий, даются указания по пла­нированию и учету и др.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежа­щих освоению по годам обучения), а также зачетные требования и учебные нормативы по освоению двигательных действий и разви­тию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, ти­повой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходи­мого для обеспечения занятий по физической культуре, пример­ные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.

Учебная программа разрабатывается в соответствии с устано­вленным учебным планом содержанием и объемом часов, отве­денных на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.

План-график учебного процесса определяет наиболее целесообраз­ную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного года (учебного — в общеобразователь­ной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ). В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохож­дение материала разделов по неделям в течение года.

План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения).

Порядок прохождения видов практического раздела учебной программы зависит от сезонных условий и наличия спортивных сооружений. Однако главным в определении рациональной пос­ледовательности прохождения учебного материала программы являются педагогические закономерности процесса физического воспитания (формирования двигательных навыков, направленного развития физических качеств и др.).

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений,так и пофизической нагрузке.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

План-график — это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение , содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практи­ке физического воспитания рабочий план имеет разные названия — тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане в более конкретизированном виде, чем в плане-гра­фике учебного процесса, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспита­ния физических качеств. Квалифицированно составленный рабо­чий план в значительной мере выполняет функцию методическо­го обеспечения учебного процесса. Рабочие планы составляют в текстовой и графической форме.

В содержание рабочего плана входят: 1) конкретные учебно-: воспитательные задачи уроков (общие и частные); 2) теоретичес­кие сведения по физическому воспитанию; 3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);

4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешнос­ти освоения программного материала и уровня физической под­готовленности учащихся.

При распределении в рабочем плане учебного материала по урокам необходимо руководствоваться следующими методическими положениями:

1) придерживаться дидактического правила от простого к слож­ному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе их система­тических занятий;

2) при разучивании двигательного действия нецелесообразно делать большие перерывы между уроками, т.е. следует применять концентрированное во времени обучение;

3) всемерно использовать положительную взаимосвязь упраж­нений из различных разделов программы и избегать разучивания на одном уроке отрицательно взаимодействующих двигательных действий;

4) на тех занятиях, на которых запланировано обучение двига­тельным действиям, следует предусматривать сообщение основ знаний о технике изучаемого действия, влияния этого физиче­ского упражнения на организм, правилах обеспечения безопас­ности при его выполнении;

5) для решения задач физического воспитания следует использо­вать на уроке средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие занимающихся;

6) количество и содержание задач на одном уроке должны соот­ветствовать возможностям занимающихся и учебно-материально­му обеспечению урока.

В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, подбираются необходимые средства для их ре­шения с указанием параметров нагрузки (количество повторении, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания.

Более подробно основные документы планирования по физи­ческому воспитанию рассматриваются в главе 12 «Технология раз­работки документов планирования по физическому воспитанию».

Наши рекомендации