Занятие 3. Определение чистоты выделенных культур и изучение их биохимических свойств.

Оборудование

1. Посевы предыдущего занятия.

2. Питательные среды для изучения биохимических свойств выделенных культур: МПА с глюкозой, МПА с лактозой, МПБ, молоко снятое, молоко с метиленовой синью (в пробирках по одной на стол).

Методические указания

Биохимическая активность микробов чрезвычайно разнообразна. Она зависит от набора ферментов, которыми микробная клетка обладает. При изучении биохимической активности микробов наибольшее значение придают определению сахаролитических, протеолитических и окислительно-восстановительных ферментов, активизирующих соответственно расщепление углеводов и белков или редуцирующих (восстанавливающих) некоторые органические красители. сахаролитическая активность изучается посевом культуры на дифференциальные диагностические среды, содержащие углеводы и индикаторы (лакмус, фуксин). Набор таких сред с содержанием различных углеводов называется «пестрым рядом». При расщеплении углевода в качестве промежуточного продукта накапливается кислота, что приводит к снижению рН и изменению цвета среды. Отсюда название пестрый. Разновидности микробов по-разному относятся к одним и тем же сахарам, расщепляя одни до кислоты или до кислоты и газа и не используя другие. Для изучения протеолитической способности микробов (степени расщеплении белков) исследуемую культуру засевают в питательную среду, содержащую тот или иной белок. В результате расщепления молекулы белка могут образоваться продукты промежуточного (альбумозы, пептоны, полипептиды, аминокислоты) или конечного распада белка (индол, сероводород, аммиак, скатол) что зависит от набора ферментов данного вида микробов. Чаще всего для этой цели применяют мясопептонный бульон, снятое молоко. Для обнаружения конечных продуктов расщепления белка пользуются индикаторными бумажками, пропитанными насыщенным водным раствором уксусно-кислого свинца (улавливает сероводород) и щавелевой кислоты (улавливает индол). Присутствие аммиака определяют, пользуясь красной лакмусовой бумажкой. Для выявления редуцирующих свойств микробов используют вещества, изменяющие свой цвет в процессе восстановления (метиленовая синька).

Ход работы

1. Из посевов предыдущего занятия сделать мазки, окрасить по Граму и, микроскопируя, определить чистоту выделенных культур.

2. Из предполагаемых чистых культур сенной и кишечной палочки сделать пересев на среды для изучения биохимических свойств микробов (в плотные среды – уколом, в жидкие – небольшое количество петлей растереть и взболтать в среде). Индикаторные бумажки поместить над МПБ и прижать пробкой.

Название сред: МПА с глюкозой + индикатор Гиса, МПА с лактозой + индикатор Гиса, МПБ, молоко снятое, молоко снятое с метиленовой синькой.

3. Засеянные среды этикетировать, поставить в термостат при температуре 35-370С.

Задание 4. Определение биохимических свойств и вида выделенных культур.

Оборудование

Посевы предыдущего занятия.

Методические указания

При учете результатов посева необходимо иметь в виду возможность следующих изменений в питательных средах и представить протекающие при этом процессы с участием конкретных ферментов. Если «сахара» ферментируются, то накапливается кислота или кислота и газ (обозначается К+, Г+), что приводит к изменению цвета среды до сине-зеленого и разрыву столбика. Образование кислоты и газа в пробирке с лактозой указывает на наличие соответствующего углеводу фермента (лактозы). Расщепление глюкозы происходит под действием набора оксидоредуктаз (оксидаза, дегидраза, пероксидаза, каталаза). Отсутствие каких-либо изменений говорит о неспособности данного фермента расщеплять углевод.

Образование сгустка в молоке указывает на накопление кислоты в результате сбраживания углеводов молока. Сгусток в молоке – это свернувшийся белок молока (казеин). Он растворяется под действием фермента казеиназы, что сопровождается просветлением молочной сыворотки и выпадением осадка (пептонизация).

В МПБ при росте культуры образуется пленка, помутнение или природный осадок. В присутствии аммиака красная лакмусовая бумажка синеет. При образовании сероводорода индикаторная бумажка чернеет за счет перехода уксусно-кислого свинца в сернистый свинец, имеющий черный цвет. Бумажка с щавелевой кислотой краснеет при наличии индола. Образование конечных продуктов свидетельствует о расщеплении белка, полипептидов, аминокислот.

Белок расщепляется микроорганизмами по схеме:

аммиак

 
  Занятие 3. Определение чистоты выделенных культур и изучение их биохимических свойств. - student2.ru

(амидаза)

 
  Занятие 3. Определение чистоты выделенных культур и изучение их биохимических свойств. - student2.ru

белок полипептиды аминокислоты сероводород

(цистиназа)

протеазы пептидазы дезаминазы индол (триптофаназа)

В молоке с метиленовой синькой при проявлении редуцирующих свойств микроба наблюдается изменение цвета на кремовый или обесцвечивание.

Ход работы

Визуально исследовать каждую засеянную среду. Подробные результаты исследований занести в таблицу и определить вид выделенных культур с указанием их ферментативного состава.

По мере просмотра посевов четко определить биохимические свойства изучаемых культур: какие «сахара» они расщепляют, конечные продукты распада, действующие ферменты.


Наши рекомендации