Предполагаемый результат работы по программе
1. Сформирован позитивный жизненный стиль семьи.
2. Сформированы доверительные отношения между детьми и родителями.
3. Выросло количество родителей, активно участвующих в различных мероприятиях.
4. Расширено информационное поле родителей в области психолого-педагогического просвещения.
Для отслеживания результатов работы по программе используется метод наблюдения, анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье».
Результативностьпрограммы во многом зависит от профессионального мастерства педагогов. Для профессионального совершенствования педагогов предполагается организовать лектории, семинары, мастер классы.
Главным же условием успешности реализации программы является вовлечённость в дела ребёнка, родителей. Причём не в качестве зрителей (хотя и это неплохо), но, главным образом, в качестве активных участников и организаторов мероприятий.
Выводы по II главе
Во II главе выпускной квалификационной работы проводилось практическое исследование по созданию проекта программы семейного клуба в г. Новоуральск.
Теоретическое осмысление проблемы, обозначенной в I главе исследования, привело к предположению о том, что процесс развития и консолидации семейной общности будет осуществляться более эффективно, если будут:
- диагностированы досуговые интересы семьи,
- предложен проект программы семейного клуба, в который будут включены разнообразное содержание и формы работы с семьёй.
Что и стало целью практического исследования, которое проводилось в несколько этапов:
Первый этап – организационный – анализ взаимоотношений в семье, изучение потребностей и запросов семей.
Второй этап – деятельностный – разработка концептуальной идеи программы.
Третий этап – аналитический – анализ планируемых результатов, разработка рекомендаций, выработанных в результате работы по программе для детей и родителей.
Практическое исследование проводилось в г. Новоуральск Свердловской области. Методом исследования был выбран опрос. В опросе приняли участие 50 семейных пар.
Диагностика интересов и предпочтений семей позволила сделать следующие выводы:
54% (27 семей из 50) - всё свободное время стараются проводить семьёй, предпочитая активный отдых;
32% (16 семей) — предпочитаю пассивный отдых семьёй дома.
14% (7 семей) — проводят свой досуг по отдельности.
74% (37 семей) — посещают кафе, парки, массовые праздники, театры — предпочитают культурный отдых;
20 % (10 семей) — предпочитают ездить в гости и посещать магазины и ТРК;
6% (3 семьи) — сказали, что не любят никуда ходить вместе, да и ходить особо некуда.
75% семейных пар забывают о «времени с семьёй» и используют выходные только для хозяйственных дел и покупок. Когда же появляется возможность расслабиться, то они чувствуют себя настолько измотанными, что сил хватает только на диван и телевизор.
80% (40 семейных пар) — поддержали идею создания семейного клуба и выступили за создание большего количества развивающих семейных центров.
Таким образом, в ходе опроса было установлено, что общая тенденция молодых семей г. Новоуральск в системе семейного досуга направлена в сторону перемещения ориентации семьи от сферы пассивного отдыха к сфере потребления духовных благ и активной созидательной деятельности, к творчеству.
Диагностика культурных интересов семьи показала, что в г. Новоуральск сфера семейного досуга развита не в полной мере. На весь город – имеется только один комплексный досуговый клуб. Таким образом, на следующем этапе практического исследования предлагается разработать проект программы семейного клуба «Ключи», направленного на развитие и консолидацию семейной общности.
Таким образом, возникает необходимость создания и развития досуговых центров, доступных для семей с разными финансовыми возможностями.
В параграфе 2.2. практического исследования автором работы был предложен проект программы семейного клуба «Ключи», направленного на развитие и консолидацию семейной общности.
В клубе планируется организовать занятия по восьми основным направлениям:
1. фитнес,
2. танцы,
3. изо студия,
4. художественная и творческая мастерские,
5. музыка,
6. раннее развитие ребёнка,
7. личная и семейная психология,
8. иностранные языки.
Реализация программы предполагает использование разнообразных формы социо-культурной работы с семьёй, что, несомненно, должно привлечь внимание семей. Это:
- проведение познавательно-воспитательных мероприятий «Мать и дитя», «Семейные посиделки»,
- изучение истории семьи и составление генеалогического древа семьи,
- познавательно-развлекательная программа для родителей детей – «Весёлая семейка»,
- праздничная программа «Мы все из детства»,
- выставки «Мой мир».
- вечера вопросов и ответов «Мамины вопросики»,
- выпуск брошюр и буклетов,
- диалог,
- встречи с интересными людьми «Беседка»
- лектории для мам и детей «Познавательно для мам», «Спрашивай-ка»,
- дискус-клуб для пап «Мужчина в семье», «ПапаМама», «Папа и дочь»,
- пресс-конференция «А ну ка мамочки».
- дни открытых дверей,
- игровые и конкурсные соревнования,
- спортивные соревнования «Семейная эстафета», «Спортивная семейка»,
- совместные праздники,
- экскурсии, походы на природу.
Предполагаемый результат работы по программе должен: сформировать позитивный жизненный стиль семьи; способствовать развитию доверительных отношений между детьми и родителями; повысить родительскую активность, расширить информационное поле родителей в области психолого-педагогического просвещения.
Главная задача Клуба состоит в том, что участие в реализации этой программы поможет родителям объединиться и лучше осознать взаимную значимость позитивного опыта организации досуга в разных семьях. Кроме того, мероприятия помогут родителям приобрести навыки творческой импровизации в общении и совместной деятельности с детьми.
Заключение
Проведенное исследование по теме «Досуг как фактор развития и консолидации семейной общности» позволяет констатировать сложность самого явления досуговой деятельности, ее состояния в связи с изменениями, происходящими в современном российском обществе.
В процессе теоретического исследования, путём всестороннего анализа литературных источников (Азаров Ю.П. Семейная педагогика; Бестужев Лада И.В. Ступени к семейному счастью; Васильева Э.К. Семья и ее функции; Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи и др.), автор дипломной работы сформулировала следующие выводы:
1. Исследование семьи как уникального социального организма - одна из сложных и актуальных проблем современности. Выступая объектом теоретического осмысления специалистов различных областей знаний (философии, социологии, этнографии, демографии, экономики, права, психологии, педагогики, культурологии и др.) на сегодняшний день «семья» имеет множество трактовок, и каждый человек дает свое определение этому термину.
По действующему семейному законодательству семья имеет два основных признака:
- это наличие взаимных прав и обязательств всех членов семьи,
- проживание на совместной территории.
В последнее время семья становится центром воспитания ребенка, личности, а в целом культуры досуга семьи.
2. Семейный досуг – это важный аспект человеческой жизни, от правильной организации и проведения которого, зависит насколько ячейка нашего общества будет благополучной.
3. Формы проведения семейного досуга различны, но их можно разделить на две основные группы – дома и вне дома.
4. Технологии организации семейного досуга в культурно-досуговых учреждениях довольно многообразны. Однако проблема состоит в том, что значение и потенциал досуга в развитии и консолидации семейной общности совершенно недооценён.
Теоретическое осмысление проблемы, обозначенной в исследовании, привело к предположению о том, что процесс развития и консолидации семейной общности будет осуществляться более эффективно, если будут диагностированы досуговые интересы семьи и предложен проект программы семейного клуба, в который будут включены разнообразное содержание и формы работы с семьёй.
Во II главе выпускной квалификационной работы проводилось практическое исследование по созданию проекта программы семейного клуба в г. Новоуральск. Методом исследования был выбран опрос. В опросе приняли участие 50 семейных пар.
В ходе опроса было установлено, что общая тенденция молодых семей г. Новоуральск в системе семейного досуга направлена в сторону перемещения ориентации семьи от сферы пассивного отдыха к сфере потребления духовных благ и активной созидательной деятельности, к творчеству.
В ходе практического исследования выявлено, что на общем фоне модернизации общественно-экономической жизни досуговые интересы семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы досуга - гаранта стабильности внутреннего мира семьи. Семейный досуг становится не только средством борьбы с негативными явлениями, он также способен формировать в обществе гуманную социально-культурную среду, потребности, установки и ценности духовно-нравственного развития.
Семейный досуг стабилизирует семью, он варьируется в зависимости от уровня развития и самодостаточности семьи.
В параграфе 2.2. практического исследования автором работы был предложен проект программы семейного клуба «Ключи», направленного на развитие и консолидацию семейной общности.
Семейный клуб развития «Ключи» задумано как место для развития каждого, кто сюда попадает.
За основу понимания смыслового значения выбранного названия взять значение слова «Ключ» по Ожегову: Ключ - То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь.
Главная задача Клуба состоит в том, что участие в реализации этой программы поможет родителям объединиться и лучше осознать взаимную значимость позитивного опыта организации досуга в разных семьях. Кроме того, мероприятия помогут родителям приобрести навыки творческой импровизации в общении и совместной деятельности с детьми.
Программа основана на разработке традиционных и новых форм и методов организации семейного досуга.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика Любви и Свободы. М.: Аргументы ифакты, 1995.- 608 с.
2. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1986. - 126с.
3. Акимова Л.А. Социология досуга/Учеб.пособие/МГУКИ-М., 2003.-123с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.-Т.1/Сост. Лысенкова В.П.; Под ред. Бодалева А.А, Ломова Б.Ф.-М .:
5. Антонов А.И. Депопуляция России и проблемы семьи // Материалы научн.конф. «Россия накануне XXI века: социальные и социально-политические проблемы.- М., 2004.- С.110.
6. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания социальной практики/С.Петербургский гос.ун-т культуры и искусства; Ассоциация музеев.-СПб.-1999.-53Ос.
7. Аргайл М. Психология счастья / Пер.с анг., общ. ред. вступ. ст. Кларина М.В. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
8. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социально-социологические исследования. 2002.-№ 7.-С.108-110.
9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник.-М.: Смысл: Академия, 2002.-414 с.
10. Афанасьев Т.М. Семья. М.: Известия, 2005- 180 с.
11. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис канд. пед. наук./ Московск.гос. открыт. Пед.ун-т.-М.,2000. 22с.
12. Бестужев -Лада И.В. Ступени к семейному счастью. - М.: Мысль, 1998.301 с.
13. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 1979.
14. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. —М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27—53. — ISBN 978-5-94881-139-0.
15. Кудренко Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 149-150.
16. Бирженюк Г.М. и др. Методическое руководство культурно-просветительной работой.- М.: Просвещение, 2007.- 172с.
17. Болотова М.И. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Оренбург, гос.пед. ун-т.- Оренбург, 2001.- 19 с
18. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. -155с. 19. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье.- М.:1. Академия, 2001.- 208 с.
19. Васильева Э.К. Семья и ее функции: демогр. стат. Анализ. - Новгород: Статистика, 2005.- 181с.
20. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в душе человека.- М.: Пер СЭ, 2003.- 143с.
21. Воспитание с любовью и логикой: Сб.: пер. с англ. / Под общ ред. и спредисл. Мацковского М.С.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.- 480 с.
22. Время культуры и культурное пространство: Сб. тез. докл. междунар.науч.- практ. конф. (11-13 дек.2000; Москва) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Москва, 2000.- 354 с.
23. Все начинается с семьи: выпуск IV. Сборник информационно-методических и сценарных материалов. - Екатеринбург: СГОДНТ, 2015, 78 с.
24. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.-М.: Весь мир, 2004.- 120 с.
25. Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи: опыт трансформации клубной работы//Содружество науки и практики: Сб. научн. статей.- №2.-Норильск, 2005.- С.74-80.
26. Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи: социальнокультурные аспекты развития // Материалы всероссийской научно-практической конференции (23-24 ноября 2005г): Сб. науч. статей. -Тамбов, 2005. С. 168-174.
27. Гультяев И.И. Модернизация социального института семьи в контексте общественных изменений российского общества // Вестник ТГТУ. Выпуск 4. -Тверь: ТГТУ, 2005. С. 128-130.
28. Гуревич П.С. Философский словарь.-М.: Аст: Олимп, 1997.- 320 с.
29. Дети для родителей: актуальные проблемы воспитания и развития: Сборник материалов 1 Всероссийских яснополянских педагогическихчтений, посвященных проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.- Ясная Поляна, 2003.- 170с.
30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008.
31. Дударева А.А. Социологический аспект изучения свободного времени //Россия на пути рефом: XXI век камо грядеши?: Материалы Всерос. науч.- практ. конф. Секция «Социальный вектор реформ российского общества» (17-18 мая 2000; Челябинск) / Отв.ред. Кравец Н.Д.Челябинск, 2000.- С. 118-121.
32. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для вузов.- М.: Аспектпресс, 1998.- 592 с.
33. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций различных социальных групп в изменяющихся экономических условиях // Социально психологические исследования руководства и предпринимательства.- М., 1999.- С. 228 — 262.
34. Казаков А.П. Экономические и психологические проблемы семьи. М.: Знание, 1989.-77 с.
35. Как грамотно организовать семейный досуг? Отдых с семьей [Электронный ресурс]. Доступ: http://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_organizovat_semeinii_dosug.html MedUniverhttp://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_organizovat_semeinii_dosug.html
36. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС, №7, 2003. – С. 92-100
37. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник –М.: МГУКИ, 2004.-539с.
38. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под. науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.-М.: МГУКИ, 1998.-334с.
39. Культурно-досуговая деятельность: Семейный досуг [Электронный ресурс]. Доступ: http://o-dosuge.ru/semejnyj-dosug.html
40. Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб.: Университет, кн., 1998.- Т. 1.: А Л. - 1998. - 448 е.; Т.2: М - Я. - 1998. - 446 с.
41. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
42. Куприянов С.В. Формирование у молодых учителей умений работать с родителями учащихся.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.наук: 13.00.01 Ивановский гос. ун-т.- Иваново, 1990.-24с.
43. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. - 174 с.
44. Лихачев Д. С. Воспоминание. М., 2007.
45. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Избр. пед. произв. -М.: Учпедгиз, 1955.-320 с.
46. Мацковский М.С. Актуальные проблемы современной семьи // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992.- 33с.
47. Мацукевич О.Ю. Взаимодействие семьи и социально-педагогического комплекса в процессе ценностного самоопределения подростков: Автореф. дис. . канд.пед.наук /МГИК.- М., 1992.- 26с.
48. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС, №5, 2004. с. 65-73.
49. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- 92с.
50. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsialno-kulturnye-usloviya-razvitiya-dosugovykh-interesov-sovremennoi-semi#ixzz44Ae9W7Uk
51. О положении семей в Российской Федерации: (доклад)/(С.В. Дармодехин, О.И. Волжина, Г.В. Сабитова) -М: Гос НИИ семьи и воспитания, 2005.-206с.
52. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.
53. Организация семейного досуга. Формы работы с семьёй [Электронный ресурс]. Доступ: http://lektsiopedia.org/lek-7095.html
54. Петров И.Ф. Дифференциация культурных потребностей личности: социологический подход: Учеб.пособие.- Кемерово: КемГАКИ, 2001.-111с.
55. Педагогика, 1980.-230с. Т.2/ Сост. Кузьмина Н.В; Под ред. Бодалева А.А. и др.- М.: Педагогика, 1980.- 287с.
56. Пихлак М.Р. Педагогические условия реализации социализирующих функций общения в досуговых объединениях: Автореф.дис.канд.пед.наук / Моск.гос.ун-т культуры и искусств.- М., 2000.- 24с.
57. Понукалова О.В. Досуг в условиях трансформации российского общества // Российское общество в условиях социального кризиса: Сб.науч.ст.- Саратов, 2001.- С. 125-132.
58. Попов В.А. Что скрывается за удивительным словом время препровождение? // Встреча.- 2000.- №8.- С.6-8.
59. Попов Е. А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании // СОЦИС, №11, 2005. – С. 47-52.
60. Попова Ф.Х. Социокультурный потенциал досуга // Культура и социум: Материалы Всерос.конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион» (13-14 апр. 2000) / Редкол.: Попов В.В. (отв.ред.) и др.- Тюмень: Изд-во Тюмен.гос.ун-та, 2000.- С.37-39.
61. Проблемы современной семьи и общества: пути их решения [электронный ресурс] режим доступа http://burmatovi.ru/problema-sovremennogo-obshhestva-i-znanie-sila/
62. Психология семьи: Сб.ст. / Сост.Гаврилова Т.П. М.: Вопросы психологии, 2002.-165с.245 .
63. Пул Джиллиан Хенбери. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям культуры всех стран / Пер. с англ.- СПб.: Контрфорс, 1999- 197с.
64. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций.- М.: Новосибирск: Инфра.- М.: НГАЭИУ, 1997.- 221с.
65. Садовская B.C. Центр семейно-бытовой культуры: моделирование деятельности.- М.: МГУКИ, 1994 39с.
66. Семейный досуг. Совместный отдых детей и родителей [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.razumniki.ru/semeynuy_dosug_deti_roditeli_vmeste.html
67. Семья в ракурсе социального знания: Сб.науч.ст. / РАН. Сиб.отд-ние, Ин-т истории, Алт.гос.ун-т.- Барнаул, Азбука, 2001.- 272с.
68. Семья XXI века: Материалы междунар.научно-практ.конф. / Глав.упр.труда и соц.развития администрации Калинингр.обл., кон. по соц.вопросам мэрии г. Калининграда, Центр соц.помощи семье и детям.- Калининград: Янтарный сказ, 2004.- 496 с.
69. Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка [Электронный ресурс]. Доступ: http://dohcolonoc.ru/stati/6168-semya-kak-sotsialno-kulturnyj-institut-razvitiya-lichnosti-rebenka.html
70. Сенько Т.В. Личность в семейном социуме: Учеб.пособие.- Минск: Карандашев, 2000 288с.
71. Скиннер Р., Клинз Д. Семья и как в ней уцелеть / Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 1995- 272с.
72. Сластенин В.А. Общая педагогика : в 2- ч.М.: Владос,2002.-288 с.
73. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2004
74. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ [Электронный ресурс] режим доступа http://2dip.su
75. Современная семья: проблемы и перспективы развития / Материалы Всероссийской научной заочной конференции.- Тверь: ТГТУ, 2001.-139с.
76. Соловьев Н.Я. Семья в современном обществе: структура и функции // Культура семейных отношений. М., 1985.- 35с.
77. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092/
78. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.) — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 149-150.
79. Степанова, Т. П. Досуговое общение как фактор культурно-смысловой консолидации семьи / Т. П. Степанова // Вестн. Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – 2009. – № 2. – С. 153–156.
80. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие.- М.: МГУКИ, 2003.- 296с.
81. Титаренко В .Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.-351с.
82. Турыгина С.В. Семейные праздники. Екатеринбург: Изд-во Т.И. Возяковой, 2002.- 64с.
83. Хренов Н.А. Мифология досуга / М-во культуры РФ. Гос.респ.центр рус.фольклора.- М.: Гос.республиканский центр русского фольклора, 1998.- 448с.
84. Честнодумов И.Е. Влияние социально-культурной деятельности на функционирование семьи // Современная семья: проблемы и перспективы развития,- Тверь, 2001 С.71-72.
85. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Полн.собр.соч. в 10 тт. - 1987. - Т.8. - С.138.
86. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под ред. И.В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1991. - 128с.
87. Юрлов Ф. М. Социальные издержки глобализации // СОЦИС, №7, 2001. – С. 13-22.
88. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования :описание , объяснение, понимание социальной реальности.- М.:Добросвет, 2003.с. 596
89. Янкова З.А. Мужчина и женщина в семье.- М.: Финансы и статистика, 1983.- 80 с.
90. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: автореф. дис. . доктора пед. наук. М.: МГУ К И, - 2000. - 28с.
91. Ярошенко Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международной контекст и отечественные условия // Вестник МГУКИ, №3, 2007
92. http://social-orthodox.info/materials/5_4_kniga_tyurina.pdf
93. http://groundmoscow.com/ninaostrun/
94. https://ru.wikipedia.org/wiki/Семья
95. http://www.razumniki.ru/semeynuy_dosug_deti_roditeli_vmeste.html
Приложение 1.
Понятийный аппарат
1. Семья – социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
· союзом мужчины и женщины;
· добровольностью вступления в брак;
· члены семьи связаны общностью быта;
· вступлением в брачные отношения;
· стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Содержание понятия «семья» трансформируется вслед за социокультурным изменением общества. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком [86].
2. Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности [http://o-dosuge.ru/].
3. Досуг– свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах, в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье. Человек или конь с досугом, с досужеством, с уменьем… … (Толковый словарь Даля) [31].
- Время, не занятое работой или другим делом. Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой.… … (Толковый словарь Ушакова)
4. Семейный досуг –это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов (http://sociosphera.com/publication/conference/2013/185/dosug_v_sisteme_semejnyh_otnoshenij_suwnost_i_specifika/)
5. Формы семейного досуга - семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое (http://www.razumniki.ru/semeynuy_dosug_deti_roditeli_vmeste.html)
6. Развитие -это процесс достижения ранее не достигаемого результата. Развитие как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов в результате чего возникает их новое качественное состояние, основанное на возникновении, трансформации или исчезновении элементов и связей объектов; процесс, идущий на основе объективных закономерностей. Развитие представляет собой самодвижение объекта — имманентный процесс, источник которого заключён в самом развивающемся объекте (Философская Энциклопедия в 5-ти т. М.- Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова, 1960—1970).
7. Консолидация - от лат. con — вместе, solido — укрепляю, из праиндоевр. *sol- «целый») — укрепление чего-либо, объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций, движений для усиления борьбы за общие цели, слияние двух или нескольких фирм, компаний (https://ru.wikipedia.org/wiki)
8. Культуроцентризм – это мировоззренческое направление в осознании неизбежности сопряженности социокультурных отношений и развития человеческой культуры, определяющих ценностно-смысловую эволюцию мира; культуроцентричность в социогуманитарном знании является методологическим основанием «объединяющих» и проективных технологий в понимании социальной реальности и активной функциональной роли в этом процессе духовно - культурной сферы.