Тема. Обучению детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта
Цель: продолжить формирование у студентов умений составлять конспект занятия по развитию речи дошкольников, формирование умений проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: интерактивная доска, дидактические материалы.
Ход занятия:
1. Постановка цели и задач занятия;
2. Актуализация знаний студентов об алгоритме составления конспектов для детей дошкольного возраста;
3. Презентация подготовленных студентами занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта
4. Анализ представленных студентами занятий;
5. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.
Задание для самостоятельной работы:
Разработайте конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Содержание занятия определяется самостоятельно в соответствии с программой. Подготовьтесь к презентации занятия.
Литература
Основная:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. Рекомендовано Мин. образ. РФ.
2. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. – М.: Изд-во «Совершенство», 2001. – 368 с. Допущено Мин. образ. РФ.
Дополнительная:
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кафедра педагогики |
(наименование кафедры) |
ФИО |
(фамилия, имя, отчество студента) |
Институт | гуманитарный | курс | 2 | группа | 521506 |
44.03.01 Педагогическое образование | |||||
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине | Теория и технологии развития речи детей |
На тему | Формирование грамматического строя речи детей дошкольного |
возраста |
Отметка о зачете | |||||
(дата) | |||||
Руководитель | доцент | Г.В. Михеева | |||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | |||
(дата) |
Северодвинск 2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кафедра педагогики |
(наименование кафедры) |
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
По дисциплине | Теория и технологии развития речи детей |
студенту | гуманитарного | института | 2 | курса | 521506 | группы | |
ФИО | |||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||||
44.03.01 Педагогическое образование | |||||||
(код и наименование направления подготовки / специальности) | |||||||
Тема | Формирование грамматического строя речи детей дошкольного |
возраста |
Разработайте конспект ООД по формированию грамматического строя речи дошкольников: цель, задачи сформулируйте в соответствии с программой |
(на выбор «Детство» или «От рождения до школы») и возрастом ребенка |
(возраст определяется студентом самостоятельно). |
Во введении обоснуйте отбор содержания, выбор методов, приемов и средств, |
используемых при разработке ООД. В заключении опишите предполагаемые |
результаты ООД, соотнесите их с поставленными целью и задачами. |
Срок выполнения: | с | « | » | мая | г. | по | « | » | июня | г. |
Руководитель | доцент | Г.В. Михеева | |||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
Северодвинск 2017
Лист для замечаний
Оглавление
1. Введение.
2. Конспект занятия.
3. Заключение.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Освоение дисциплины «Теория и технологии развития речи детей» способствует формированию следующих компетенций:
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Методологические, естественнонаучные, психологические и лингвистические основы изучения детской речи.
2. Роль родного языка в развитии личности ребенка. Функциональные характеристики языка.
3. Вопросы развития речи детей в педагогической системе К.Д.Ушинского.
4. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е. И Тихеевой.
5. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей.
6. Развития речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
7. Обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста. Формы организации обучения дошкольников родной речи в дошкольных учреждениях.
8. Характеристика методов и приёмов развития речи детей. Методические принципы обучения дошкольников родной речи.
9. Сущность словарной работы в детском саду, ее значение. Основные аспекты словарной работы. Особенности словаря детей дошкольного возраста.
10. Задачи, содержание и принципы словарной работы в детском саду.
11. Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей.
12. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.
13. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств выразительности.
14. Задачи, содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах детского сада.
15. Причины неправильного звукопроизношения. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению (М.М.Алексеева). Методика обследования звуковой стороны речи детей.
16. Понятие связной речи, ее функции и формы. Характеристика диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.
17. Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний (описание, повествование, рассуждение). Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного возраста.
18. Беседа как метод обучения диалогической речи детей. Значение, виды, тематика, структура обобщающей беседы.
19. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
20. Особенности восприятия детьми художественной литературы. Диагностика уровня восприятия детьми художественной литературы.
21. Задачи, содержание и формы работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОУ.
22. Занятия как одна из форм ознакомления детей с художественной литературой. Виды, структура занятий, подготовка воспитания и детей к занятиям.
23. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Задачи и содержание подготовки детей к обучению грамоте.
Примерный перечень заданий к экзамену
Комплексный контроль сформированности ОК-2, ОК-6, ОК-14, ОК-16, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-11.
Задания, направленные на проверку методических умений
Разработайте фрагмент занятия по формированию и/или развитию словаря детей:
1) младшего дошкольного возраста;
2) среднего дошкольного возраста;
3) старшего дошкольного возраста.
Разработайте фрагмент занятия по формированию грамматического строя речи детей (для любой возрастной группы на выбор, в соответствии с программой):
1) формирование морфологической стороны речи;
2) формирование синтаксической стороны речи;
3) формирование способов словообразования.
Разработайте фрагмент занятия по формированию звуковой культуры речи в соответствии с программой:
1) для детей младшего дошкольного возраста;
2) для детей среднего дошкольного возраста;
3) для детей старшего дошкольного возраста:
4) по формированию звуковой выразительности речи (самостоятельный выбор возрастной группы).
Разработайте фрагмент занятия по разделу формирования связной речи детей (для любой возрастной группы на выбор, в соответствии с программой):
1) обучение диалогической речи;
2) обучение пересказу литературного произведения;
3) обучение рассказыванию по игрушкам;
4) обучение рассказыванию по картине;
5) обучение рассказыванию из опыта;
6) обучение творческому рассказыванию;
7) обучение высказываниям типа рассуждения.
Разработайте фрагмент занятия по подготовке детей к обучению грамоте в соответствии с программой:
1) ознакомление со словом;
2) ознакомление с предложением;
3) ознакомление со словесным составом предложения;
4) ознакомление со слоговым строением слова;
5) ознакомление со звуковым строением слова;
6) по подготовке к обучению письму.
Задания, направленные на проверку диагностических умений
Выполните анализ детских связных высказываний:
1) тип высказывания;
2) связность, целостность;
3) структура;
4) лексика;
5) грамматика;
6) оригинальность замысла;
7) выразительность.