Тема. Средства развития речи детей

Тема. Средства развития речи детей

Вопросы для обсуждения:

1. Общение как средство развития речи детей;

2. Культурная языковая среда как средство развития речи детей;

3. Обучение как средство развития речи детей;

4. Влияние искусства на развитие речи детей.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. Рекомендовано Мин. образ. РФ.

2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

Дополнительная

3. Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослыми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.

4. Пенъевская Л.А. Влияние не речь маленьких детей общения с более старшими // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.

Задания:

1. Используя указанную литературу, изучите материал в соответствии с вопросами, используя оба основных источника (1- гл.3, §4; 2 - гл.2, §2.4 и 2.5)

2. При подготовке к 1-му вопросу, осветите следующие аспекты: понятие общения, формы общения; особенности общения дошкольников со сверстниками; организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми в различных видах деятельности;

3. При подготовке ко 2-му вопросу, осветите следующие аспекты: понятия культурной языковой среды; типичные недостатки речи педагогов в процессе общения с детьми;

4. При подготовке к 3-му вопросу, осветите следующие аспекты: понятия обучение языку и развитие речи, их сущность; занятия как форма обучения языку и развития речи детей: обоснование необходимости занятий, виды занятий, требования к занятиям, особенности занятий в разных возрастных группах;

5. Подготовьте сообщение по материалам статьи А.Г. Рузской, А.Э. Рейнстейн описать особенности речи детей с разными формами общения;

6. Подготовьте сообщение по материалам статьи Л.А. Пенъевской. Цель сообщения: выделить в виде тезисов, какое влияние не речь маленьких детей оказывает общение с более старшими, тезисы проиллюстрировать примерами из статьи.




Семинар № 2

Методика формирования морфологической стороны речи дошкольников

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика формирования морфологической стороны речи в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;

2. Приемы формирования морфологической стороны речи.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

Дополнительная

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981.

4. Ушакова О.С. Придумай слово. Книга для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Задания, рекомендации:

1. Для ответа на первый вопрос воспользуйтесь пособием М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.

2. Для проработки 2-го вопроса воспользуйтесь пособиями А.М. Бородич и О.С. Ушаковой, а также ресурсами сети Интернет. Обязательно описание представленных в пособиях приемов (упражнений, игр и т.п.), рекомендуемых для детей разного возраста.

Семинар № 7

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Методологические, естественнонаучные, психологические и лингвистические основы изучения детской речи.

2. Роль родного языка в развитии личности ребенка. Функциональные характеристики языка.

3. Вопросы развития речи детей в педагогической системе К.Д.Ушинского.

4. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е. И Тихеевой.

5. Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей.

6. Развития речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

7. Обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста. Формы организации обучения дошкольников родной речи в дошкольных учреждениях.

8. Характеристика методов и приёмов развития речи детей. Методические принципы обучения дошкольников родной речи.

9. Сущность словарной работы в детском саду, ее значение. Основные аспекты словарной работы. Особенности словаря детей дошкольного возраста.

10. Задачи, содержание и принципы словарной работы в детском саду.

11. Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей.

12. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

13. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств выразительности.

14. Задачи, содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах детского сада.

15. Причины неправильного звукопроизношения. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению (М.М.Алексеева). Методика обследования звуковой стороны речи детей.

16. Понятие связной речи, ее функции и формы. Характеристика диалогической и монологической речи. Речь ситуативная и контекстная.

17. Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний (описание, повествование, рассуждение). Особенности развития связной речи на протяжении дошкольного возраста.

18. Беседа как метод обучения диалогической речи детей. Значение, виды, тематика, структура обобщающей беседы.

19. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.

20. Особенности восприятия детьми художественной литературы. Диагностика уровня восприятия детьми художественной литературы.

21. Задачи, содержание и формы работы по ознакомлению с художественной литературой в ДОУ.

22. Занятия как одна из форм ознакомления детей с художественной литературой. Виды, структура занятий, подготовка воспитания и детей к занятиям.

23. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Задачи и содержание подготовки детей к обучению грамоте.

Примерный перечень заданий к экзамену

Комплексный контроль сформированности ОК-2, ОК-6, ОК-14, ОК-16, ПК-1, ПК-2, ПК-8, ПК-11.

Задания, направленные на проверку методических умений

Разработайте фрагмент занятия по формированию и/или развитию словаря детей:

1) младшего дошкольного возраста;

2) среднего дошкольного возраста;

3) старшего дошкольного возраста.

Разработайте фрагмент занятия по формированию грамматического строя речи детей (для любой возрастной группы на выбор, в соответствии с программой):

1) формирование морфологической стороны речи;

2) формирование синтаксической стороны речи;

3) формирование способов словообразования.

Разработайте фрагмент занятия по формированию звуковой культуры речи в соответствии с программой:

1) для детей младшего дошкольного возраста;

2) для детей среднего дошкольного возраста;

3) для детей старшего дошкольного возраста:

4) по формированию звуковой выразительности речи (самостоятельный выбор возрастной группы).

Разработайте фрагмент занятия по разделу формирования связной речи детей (для любой возрастной группы на выбор, в соответствии с программой):

1) обучение диалогической речи;

2) обучение пересказу литературного произведения;

3) обучение рассказыванию по игрушкам;

4) обучение рассказыванию по картине;

5) обучение рассказыванию из опыта;

6) обучение творческому рассказыванию;

7) обучение высказываниям типа рассуждения.

Разработайте фрагмент занятия по подготовке детей к обучению грамоте в соответствии с программой:

1) ознакомление со словом;

2) ознакомление с предложением;

3) ознакомление со словесным составом предложения;

4) ознакомление со слоговым строением слова;

5) ознакомление со звуковым строением слова;

6) по подготовке к обучению письму.

Задания, направленные на проверку диагностических умений

Выполните анализ детских связных высказываний:

1) тип высказывания;

2) связность, целостность;

3) структура;

4) лексика;

5) грамматика;

6) оригинальность замысла;

7) выразительность.

Тема. Средства развития речи детей

Вопросы для обсуждения:

1. Общение как средство развития речи детей;

2. Культурная языковая среда как средство развития речи детей;

3. Обучение как средство развития речи детей;

4. Влияние искусства на развитие речи детей.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. Рекомендовано Мин. образ. РФ.

2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

Дополнительная

3. Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослыми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.

4. Пенъевская Л.А. Влияние не речь маленьких детей общения с более старшими // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 560 с.

Задания:

1. Используя указанную литературу, изучите материал в соответствии с вопросами, используя оба основных источника (1- гл.3, §4; 2 - гл.2, §2.4 и 2.5)

2. При подготовке к 1-му вопросу, осветите следующие аспекты: понятие общения, формы общения; особенности общения дошкольников со сверстниками; организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми в различных видах деятельности;

3. При подготовке ко 2-му вопросу, осветите следующие аспекты: понятия культурной языковой среды; типичные недостатки речи педагогов в процессе общения с детьми;

4. При подготовке к 3-му вопросу, осветите следующие аспекты: понятия обучение языку и развитие речи, их сущность; занятия как форма обучения языку и развития речи детей: обоснование необходимости занятий, виды занятий, требования к занятиям, особенности занятий в разных возрастных группах;

5. Подготовьте сообщение по материалам статьи А.Г. Рузской, А.Э. Рейнстейн описать особенности речи детей с разными формами общения;

6. Подготовьте сообщение по материалам статьи Л.А. Пенъевской. Цель сообщения: выделить в виде тезисов, какое влияние не речь маленьких детей оказывает общение с более старшими, тезисы проиллюстрировать примерами из статьи.

Семинар № 2

Наши рекомендации