Раздел 15. формы организации физического воспитания детей школьного возраста.. 124
Урок физической культуры – основная форма организации физического воспитания школьников. 125
Внеурочные формы занятий физической культурой и спортом.. 136
РАЗДЕЛ 16. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ.. 137
16.1. Структура и содержание «Учебной программы по физической культуре для учеников 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. 138
16.2. Документы планирования, составляемые учителем физкультуры.. 139
РАЗДЕЛ 17. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ.. 142
Критерии дифференциации школьников по уровню здоровья. 142
Задачи физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем.. 144
Особенности применения физических упражнений, как средств физического воспитания, в специальных медицинских группах. 145
Особенности методики занятий физическим воспитанием школьников специальных медицинских групп. 147
РАЗДЕЛ 18. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ.. 149
18.1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов. 149
18.2. Структура и содержание базовой программы по физическому воспитанию студентов 150
Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра. 153
Специфические особенности работы преподавателя физического воспитания вуза. 155
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 157
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 158
ВВЕДЕНИЕ
Теория и методика физического воспитания – это научная и учебная дисциплина, представляющая собой систему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества.
Объектом изучения этой дисциплины являются физические возможности и способности человека и закономерности улучшения их целенаправленным воздействием средств физического воспитания.
Целью теории и методики физического воспитания как научной дисциплины является: осмысливание сущности физического воспитания, обобщение практического опыта, формирование теоретических и методических положений развития и функционирования системы физического воспитания.
Теория и методика физического воспитания является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов по направлению физическое воспитание, спорт и здоровье человека. Теория и методика физического воспитания через своё содержание обеспечивает студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приёмах профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания, учителя физической культуры, тренера по спорту, специалиста по физической рекреации и физической реабилитации.
Цель данного учебного пособия дать студентам глубокие теоретические знания основ физического воспитания, а также научить их практически реализовывать основные положения теории и методики физического воспитания по месту будущей профессиональной деятельности.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания».
В первой части излагаются цель и задачи, принципы, средства и методы физического воспитания, основы теории и методики обучения двигательным действиям.
Во второй части пособия излагаются основы теории и методики развития двигательных (физических) качеств человека.
В третий части пособия показаны особенности физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов.
При подготовке учебного пособия использованы различные литературные источники. Прежде всего учебник «Теория и методика физического воспитания» для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта под редакцией Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2004, а также научные труды ведущих украинских и российских учёных в области теории и методики физического воспитания.
Учебное пособие написано для студентов вузов физического воспитания и спорта.
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ