Методы упражнения без строгой регламентации нагрузки и интервалов отдыха

К методам упражнения без строгой регламентации нагрузки и интервалов отдыха относятся соревновательный метод упражнения и игровой метод упражнения.

Игровой метод – это определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений, особенно при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека. Игровой метод характерен высокой эмоциональностью. Недостатком игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точного регулирования нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия.

Соревновательный метод характеризуется стимулированием интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

Соревновательный метод используется либо в форме проведения испытаний в процессе выполнения упражнений на лучшее исполнение отдельных элементов техники, например, кто больше раз попадет в баскетбольное кольцо, либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, контрольные или классификационные состязания).

Соревновательный метод позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять максимальный уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся, путем предварительного инструктирования.

К методам организационно-методической формы обобщенного воздействия физических упражнений относятся метод круговой тренировки и метод сопряженного воздействия.

Метод круговой тренировки предусматривает последовательное выполнение серий физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы и выполняемые в порядке последовательной смены «станций» (мест для каждого упражнения с соответствующим оборудованием), которые располагаются в зале или на площадке по замкнутому кругу. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к выполнению другого, передвигаясь как бы по кругу, закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому. На каждой «станции» (обычно их 8 – 10) повторяется один вид физических упражнений. Число повторений упражнений на каждой «станции» устанавливается индивидуально, в зависимости от показателей так называемого «максимального теста» (МТ) – предварительного испытания на индивидуально доступное предельное число повторений упражнения. В качестве тренировочной нагрузки берут 1/2 или 1/3 МТ.

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

* Метод длительного непрерывного упражнения. Занятие проводится без перерывов и состоит из одного, двух или трех прохождений круга. Применяется в основном для развития общей и специальной выносливости;

* Метод экстенсивного интервального упражнения применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, а также, скоростно-силовых качеств;

* Метод интенсивного интервального упражнения рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости;

* Метод повторного упражнения используется для развития максимальной силы и скоростной выносливости.

Примером применения организационно-методического метода круговой тренировки могут служить занятия в тренажерном зале.

Метод сопряженного воздействия характеризуется целостным выполнением двигательного действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств без нарушения структуры движений. Например, использование специального утяжеленного пояса в беге или прыжках. Использование метода сопряженного воздействия позволяет одновременно совершенствовать как технику двигательных действий, так и физические качества.

Наши рекомендации