Обобщенные качественные характеристики.
Наряду с характеристиками, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе техники выполнения физических упражнений часто прибегают к не вполне строгим, но полезным, качественным характеристикам. Таким как: плавность, волнообразность, угловатость, жёсткость, напряжённость, мягкость, легкость, резкость, тяжёловесность, энергичность или вялость, экономичность или неэкономичность и т.д. Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться в той или иной мере без применения сложных инструментальных методов.
Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания
Естественные силы природы - солнечная радиация, воздушная и водная среда являются средствами физического воспитания, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.
В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются: во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями дополняющие и усиливающие их воздействие (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.д.) и во-вторых, при организации специальных процедур, в ходе которых воздействие естественных природных факторов дозируется определенным образом, как относительно самостоятельное средство физического воспитания.
Необходимо отметить, что в высокогорных районах, то есть в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм человека. Во время тренировок в этих условиях повышаются функциональные возможности организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течение определённого времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают как бы специфическое “тренирующее” значение.
Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, то есть создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и высокую работоспособность. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, по-разному воздействующие на организм человека (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнений усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Этот эффект, полученный в процессе занятий физическими упражнениями, обладает способностью к переносу, т.е. он проявляется и в других видах деятельности человека, в частности – в трудовой и в военной. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.).
В качестве вспомогательного средства физического воспитания также используются охота, рыбная ловля, проводимые в благоприятных условиях естественных сил природы. Особенно они эффективны для лиц зрелого и старшего возраста.
К гигиеническим факторам относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, поскольку это повышает эффект воздействия упражнений.
Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями имеет научно обоснованный режим чередования нагрузки и отдыха, ведение здорового образа жизни, рациональное питание, отсутствие вредных привычек.
К гигиеническим факторам также относятся душ, баня, сауна, массаж, искусственная аэронизация и ультрафиолетовое облучение помещений и т.д.
РАЗДЕЛ 4. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ