Система учебных задач по физической культуре
Структура учебной деятельности была разобрана нами в главе 2 (параграф 2.3), структура учебной задачи даётся подробно В.В. Давыдовым [79]. Учебная задача, - отмечает он, - решается школьниками путём выполнения определённых действий.
1) Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
2) Преобразование условий задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отражён в соответствующем теоретическом понятии. Важно отметить, что речь идёт о целенаправленном преобразовании условий задачи, ориентированном на поиск, обнаружение и выделение вполне определённого отношения некоторого целостного объекта.
3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
5) построение системы частных задач, решаемых общим способом;
6) контроль за выполнением предыдущих действий;
7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Так как учебных задач в физической культуре не существовало, для нас важно было перевести все действия по решению учебных задач на её (физической культуры) язык. Мы представили решение задач по физической культуре в следующем виде.
Например, главная учебная задача (ГУЗ): как научиться далеко прыгать? Мы так понимаем, что в результате решения задачи, должно появиться теоретическое понятие «прыжок».
Естественно встаёт вопрос: а от чего эта дальность зависит? Тогда решается сначала частная учебная задача.
Частная учебная задача (ЧУЗ): от чего зависит дальность прыжка?
1. Принятие задачи.
2. Преобразование ситуации. Дальность. Должна быть отражена в понятии. «Дальность которого…». Как узнать, что мы стали прыгать дальше? Нужна мерка. Вводим её: сантиметр, длина стопы.
3. Модель. Прыганье разными способами и выделение в них основных элементов (тех, которые есть в любом прыжке): исходное положение – подготовка к отталкиванию – отталкивание – полёт – приземление. Это и есть модель.
4. Преобразование модели. (Изучаем свойства в «чистом» виде). Разные варианты исходного положения, подготовки к отталкиванию (угол сгиба в коленных суставах, наклон туловища, положение рук), отталкивания (быстро, медленно, под разными углами), полёта (с подтягиванием ног к груди, без подтягивания) и приземления (с пяток, с носок, на всю стопу). Выявление наиболее эффективных из них.
5. Частные учебные задачи (то есть это уже будут частные учебные задачи 2, 3…):
· Прыжок в высоту с места.
· Двойной прыжок с места (тройной, пятерной и т.д.).
· Прыжки со скакалкой.
· Прыжки с ноги на ногу.
· Прыжки с разбега: в длину, в высоту.
6. Контроль. Выявленные элементы, от которых зависит дальность прыжка, становятся критериями оценки.
7. Оценка. В развивающем образовании, основанном на деятельностном подходе, акцент делается на самооценке.
Далее переходим к решению главной задачи. Для этого необходимо подобрать упражнения для отработки выделенных в эксперименте элементов и упражнения для развития двигательных качеств, обеспечивающих повышение результата в данном виде прыжков.
В процессе решения учебной задачи мы добиваемся нескольких целей: 1. Обеспечиваем высокую двигательную активность. 2. Осваиваем способ выявления значимых элементов техники (элементов, от которых зависит результативность двигательного действия); Способ этот – эксперимент. 3. Выявляем критерии оценки двигательного действия. 4. Определяем критерии контроля правильности выполнения элемента (визуальный, аудиальный, кинестетический контроль). 5. Приобретаем теоретические знания. Здесь, во-первых, выявляются правильные элементы техники, во-вторых, даётся объяснение их правильности. Также выясняется, что проявление быстрой силы будет зависеть от направления её приложения. Выявляется самая суть двигательного действия: от чего зависит результат в прыжках. Он зависит от скорости вылета и угла вылета. Остальные движения направлены на обеспечение этих двух главных факторов; 6. Обеспечиваем возможность выхода на субъект-субъектные отношения во взаимоотношениях учитель-ученик. 7. Предоставляем цивилизованный способ разрешения спорных ситуаций. В процессе решения задачи выдвигаются разные гипотезы, правильность-неправильность которых выявляется в эксперименте. 8. Учимся фиксировать результаты исследования и анализировать их.
На основе представленных подходов, мы выстроили систему учебных задач по лёгкой атлетике. Здесь важен сам принцип их построения, так как мы считаем, что логичнее было бы не применять спортивный подход к предмету. То есть. У нас учебный предмет «физическая культура» и изучать его нужно как учебный предмет, а не осваивать представленные в программе виды спорта (физическая культура и спорт вещи совершенно разные). Виды спорта нужны, но только как средства физической культуры, т.е., мы изучаем физическую культуру, используя для этого средства лёгкой атлетики, спортивных игр и т.д.
Процесс обучения на основе решения учебных задач развёртываются в следующей последовательности (рисунок 21).
Рис. 21. Схема развёртывания содержания образования по каждому виду лёгкой атлетики.
1. Выполнение разных видов изучаемого двигательного действия. Делается это для того, чтобы: а) научиться выделять отдельные элементы в целостном двигательном действии; б) способствовать произвольному управлению двигательными действиями; в) способствовать развитию интеллекта: восприятия, семантических и понятийных структур, воображения, креативности. Необходимость строить новые действия, изменяя какие-либо его элементы, предполагает способность к анализу. Создание же новых действий предполагает синтетическую работу, которая может включать процессы воображения (основа креативности).
Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по следующим критериям (далее – диагностика):
1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.
2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. На занятиях полгруппы по очереди выполняют упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно студенты могут оценивать действия других.
3) Правильное выполнение элемента.
4) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде словесной инструкции.