Исследование самоактуализации учителей физической культуры
Личностным качествам учителя в педагогике и психологии всегда придавалось немаловажное значение. И наш интерес к проблеме личностных качеств учителей физической культуры был вызван несколькими причинами. Во-первых, как мы выяснили, в основе затруднений в педагогической деятельности могут лежать не только внешние факторы (именно их в подавляющем большинстве отмечали учителя в проведённых нами исследованиях), но и внутренние. Во-вторых, большая часть учителей испытывают затруднения во взаимоотношениях с другими людьми (учениками, коллегами, администрацией, родителями), а если у двух сторон не складываются отношения, то это всегда обоюдная проблема и, перекладывая ответственность за разрешение, друг на друга - её не разрешить. В-третьих, во всех действующих в настоящее время программах по физической культуре учащихся общеобразовательных школ требуется, чтобы уроки физической культуры строились на принципах демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, создавая тем самым условия для формирования самоактуализирующейся личности. Естественно, чтобы на деле осуществлять такой подход, необходим соответствующий набор личностных качеств педагога. Актуальность данного этапа исследования мы видим и в том, что, с нашей точки зрения, психологически здоровую личность (самоактуализирующуюся личность – в терминах гуманистической психологии) может воспитать только психологически здоровая личность. Исследование качеств, определяющих самоактуализацию, позволит определить уровень её у учителей (имеются, и далее будут иметься в виду учителя физической культуры) и студентов факультета физической культуры с целью внесения корректив в процесс подготовки специалистов.
Проблема познания человека интересна и постоянно притягивает к себе внимание исследователей. Человечество разнообразно, разнолико, что, может быть, и находит своё отражение и в разнообразии теорий личности [393]. Тем не менее выделяют три направления, сыгравшие заметную роль в психологии, психотерапии и образовании: фрейдизм, бихевиоризм, гуманистическая психология.
Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и др. области науки, связанные с человеком. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд [372] сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО»- бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктов влечений: агрессивных и сексуальных. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая исполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, проекция, рационализация.
Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности [28], выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству, невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества [375] и др. психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное.
Кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение» [393]. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдательными реакциями (все, что не поддаётся объективной регистрации, не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучить, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию, и личность человека с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул - реакция» (S -R) являлась ведущей в бихевиоризме.
Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций (навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимает, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.
В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948 г.) [365] подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и ввел между членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула, S – I – R.
Позднее Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется своими последствиями, сформулировал принцип оперантного обусловливания – «поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит». В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными – живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Таким образом, получается, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия, которой как ему кажется, он может пользоваться, - чистая иллюзия. В 70е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965 г.), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуаций. Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, любви и т.п.). Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей (например, три ученика поставили цель учиться на 5, но один – из потребностей новых знаний, другой – из честолюбивых потребностей сделать карьеру, третий – из-за материальной потребности: отец пообещал ему в случае отличной учебы купить мотоцикл). Какой-либо поступок человека может быть 1) результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо 2) проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение). Целью поступка человека может быть 1)сохранение привычного адаптивного состояния (стабильность) либо 2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие). Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо 2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).
Таким образом, теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представление человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психология – третье и самое новое направление в персонологии – предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы [221, 222, 300, 377, 411]. Ученые, причисляющие себя к этому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому [221]. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс [300, 375, 393], однако именно Абрахам Маслоу [221, 222] получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно, как универсальную тенденцию.
Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой – лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы [221]. Он утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.
Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человекеи понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить, изучая людей с психическими нарушениями.
В гуманистической теории личности сердцевиной являются мотивационные процессы. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Маслоу предположил, что все потребности организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очереди
Ø физиологические потребности;
Ø потребности безопасности и защиты;
Ø потребности принадлежности и любви;
Ø потребности самоуважения;
Ø потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированными потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.
По Маслоу, самоактуализирующиеся люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни. Маслоу пришел к заключению, СА люди имеют следующие характеристики: более эффективное восприятие реальности (правильно и беспристрастно), приятие себя, других и природы, непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме (скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить), независимость, потребность в уединении, свежесть восприятия, вершинные или мистические переживания, общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократичный характер, разграничение средств и целей, философское чувство юмора, креативность.
Изучение степени самоактуализации требовало специальных психологических средств, так как большая часть существенного методического инструментария для исследования личности была создана либо для измерения различных патохарактерологических проявлений, акцентуаций личности и форм психопатологии, либо для оценки параметров «обычной» усредненной психически здоровой личности, ее структуры (ММРI, Тесты Ф. Айзенка, Г. Шмишенка, Г. Роршаха, Р. Кеттела, ТАТ и др.). Такое средство было создано в 1963 г. в институте терапевтической психологии (Санта-Анна, Калифорния). Его автор, американский психолог и психотерапевт Эверет-Шостром [411].
Опросник личностных ориентаций Э. Шострома разрабатывался на основе теории самоактуализации А. Маслоу [222], концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перла и Р. Мэя [377], идей Роджерса [300] и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Первая попытка адаптации опросника Э. Шострома в России была осуществлена в 1981 г. Две последующие привели к тому, что был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (САТ). Методика была опубликована в 1987 и 1995 годах [69].
В исследовании приняли участие учителя (210 человек) и студенты факультета физической культуры: 1, 4 и 5 курсы (всего 96 человек).
Шкальные оценки, получаемые в результате опроса, характеризуют личность по четырём параметрам: невротичная или находящаяся в различных формах пограничных состояний (в таблице 11 это столбцы 2 и 5); психическая норма (столбцы 3 и 6), самоактуализация (столбцы 4 и 7); псевдосамоактуализация или шкала социальной желательности (лжи). Эти столбцы отсутствуют, так как в нашей выборке результатов, превышающих СА, не оказалось. Результаты исследования представлены в таблице 11.
Таблица 11
Средние данные учителей физической культуры
по шкалам САТ (в баллах)
Шкалы | Мужчины n = 95 | Женщины n = 115 | ||||
Неврот. | Норма | СА | Неврот. | Норма | СА | |
1.Компетенции во времени. | 8,1 | 8,4 | ||||
2.Поддержки. | 46,4 | 44,6 | ||||
3.Ценностных ориентаций | 11,9 | 10,6 | ||||
4.Гибкости поведения. | 13,4 | 13,8 | ||||
5.Сензитивности к себе. | 5,2 | 5,3 | ||||
6.Спонтанности | 6,5 | 6,7 | ||||
7.Самоуважения | 9,2 | 8,0 | ||||
8.Самопринятия | 11,4 | 11,5 | ||||
9.Представления о природе человека | 5,9 | 5,8 | ||||
10.Синергии | 4,4 | 4,0 | ||||
11.Принятия агрессии | 7,0 | 7,3 | ||||
12.Контактности | 10,5 | 10,1 | ||||
13.Познавательных потребностей | 5,2 | 5,3 | ||||
14.Креативности | 6,4 | 6,0 |
Как видно из таблицы, средние данные учителей физической культуры попадают в психическую норму. Исключение составляют данные по шкалам Самоуважения и Самопринятия (блок самоуважения), они соответствуют самоактуализирующимся личностям. Но это единственные шкалы, которые попали в этот диапазон. Рассматривать этот факт можно с двух точек зрения. Во-первых, учителя ценят свои достоинства, уважают себя за них, принимают себя такими, какие они есть, вне зависимости от внешней оценки своих достоинств и недостатков. С другой стороны, представление о природе человека не соответствует СА- людям (блок концепции человека, под цифрой 9). То есть, во взаимоотношениях с окружающими превалирует позиция «я лучше», что не соответствует демократическим принципам и не способствует налаживанию субъект-субъектных отношений с учениками.
Не ограничившись вычислением средних данных, мы проанализировали каждый опросный лист, и оказалось, что доля актуализаторов среди учителей составляет около 3 %. И как показали наши исследования [346] чем ниже показатели по шкалам САТ у учителей отдельных школ, тем напряжённее складываются между ними отношения. В таких коллективах отмечается неискренность, зависть к успехам других, нетерпимость к другой точке зрения и образу жизни, множество конфликтов. Изменить ситуацию возможно, если энергию, направленную на изменение других, обратить на изменение себя. При целенаправленной работе, как показывают исследования [300] рассмотренные нами свойства поддаются корректировке в сторону улучшения.