Исследование способов разрешения конфликтных ситуаций учителями физической культуры
Мы отметили, что большое количество учителей считают очень затруднительными для себя отношения с учениками, администрацией, родителями. Большей частью состояние затруднённости возникает при столкновении противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов образовательного процесса, что приводит к конфликтным ситуациям.
Пойдя по пути демократических преобразований, общество пристальное внимание обратило на проблемы школы. Во всех сегодня действующих программах заявлено, что взаимодействие между учителем и учениками должно строиться как отношения субъекта к субъекту. «В основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идея демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов…» [286, С. 107]. Выяснению того, насколько учитель готов к таким изменениям, было посвящено следующее исследование. Нужно отметить, что проблема конфликтов и способов их разрешения является актуальной в работе учителей. Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по этой проблеме [95, 155, 408, 327] и отмечено, что для решения тех задач, которые ставятся перед школой, наиболее подходящим способом разрешения конфликтов является способ сотрудничества. Умение разрешать конфликт этим способом помогает учителю в работе с детьми, способствует эффективности педагогической деятельности.
К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги и социальные работники. Этот интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в самых разных сферах социального взаимодействия.
Известно, что до недавнего времени к конфликту относились как к явлению нежелательному, и господствовала негативная оценка его последствий. Исследования как зарубежных, так и отечественных психологов последних лет показали, что конфликт может нести в себе позитивные функции, конфликт – будучи острой формой противоречия, способен конструктивно воздействовать как на внутригрупповую активность, так и на развитие отдельной личности.
К.Н.Томас выделил пять основных способов разрешения конфликтных ситуаций в зависимости от того, насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя или другого человека: соперничество, избежание, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Решения, принимаемые при использовании способа сотрудничества, не являются универсальными, а ориентированы только на конкретных участников конфликта. Педагоги, практикующие этот способ, еще раз убеждаются, что не может быть готовых рецептов выхода из любых ситуаций. Педагогика всегда была и останется творчеством, а разрешение конфликта - одним из наиболее сложных, но приносящих самое большое удовлетворение, её разделов.
Применение способа сотрудничества позволяет превратить практически любой конфликт из деструктивного в конструктивный. В отличие от других способов он не разрушает отношения между учителем и учеником, а наоборот, укрепляет их, усиливая положительные чувства друг к другу. Поэтому учителя в своей деятельности должны придерживаться именно этого стиля разрешения конфликтных ситуаций.
В исследовании принимали участие учителя физической культуры средних школ города Перми, со стажем работы от 1 до 42 лет, в количестве 96 человек, из них 49 женщин и 47 мужчин, а также студенты факультета физической культуры в количестве 102 человек, из которых 76 юношей и 26 девушек. Для решения поставленных задач были использованы следующие методики. Для оценки способов реагирования в конфликте использовалась методика К.Н. Томаса [298] Также применялась методика, предназначенная для оценки уровня конфликтности [299].
Результаты исследования способов реагирования на конфликтные ситуации учителей физической культуры и студентов представлены в таблице 8.
Таблица 8.
Способы разрешения конфликтных ситуаций учителями физической культуры и студентами факультета физической культуры
Способы разрешения конфликтных ситуаций | мужчины | женщины | ||
учителя | студенты | учителя | студентки | |
Соперничество | 10,8% | 21% | 4% | 15,3% |
Сотрудничество | 39,1% | 34,2% | 22,4% | 38,4% |
Компромисс | 19,5% | 44,7% | 32,6% | 46,1% |
Избежание | 30,4% | 10,5% | 34,6% | 23% |
Приспособление | 28,2% | 26,3% | 28,5% | 30,7% |
Как видно из таблицы, у учителей-мужчин преобладает как способ разрешения конфликта - сотрудничество, затем избежание, т.е. уход от решения проблемы. Далее следуют приспособление и компромисс. И меньше всего из способов разрешения конфликтных ситуаций они выбирают соперничество. У студентов преобладают компромисс, сотрудничество, приспособление. Менее всего популярны у них соперничество и избежание (Для нашей выборки достоверно значимой разницей является разница в 19 %).
У учителей-женщин наблюдается несколько иная картина. Наиболее популярны такие способы, как избежание и компромисс. Гораздо менее склонны учителя - женщины выбирать как приспособление, сотрудничество и соперничество. Студентки же более всего склонны решать конфликт способом компромисса и сотрудничества. Менее всего они решают конфликт способом приспособления и избежания, а к соперничеству склонны лишь 15,3%.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что среди учителей, 60,9% мужчин и 65,4% женщин выбирают не конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. У студентов эта цифра составила 77,6% и 61,6% соответственно. Предполагаем по этому поводу, что в процессе обучения или повышения квалификации студенты и учителя не получают опыт сотруднических взаимодействий (и не только в ситуациях конфликта), что и является причиной отсутствия навыков конструктивного общения. А в школе, как показано выше при исследовании затруднений, эта тема очень актуальна и учителя испытывают затруднения в этом вопросе.
Кроме того, 61 % учителей и 34 % студентов избегают разрешения конфликтов или уступают в них (приспособление). В ходе изучения уровня конфликтности (таблица 9), было выявлено, что среди учителей много людей не конфликтных (40,8% мужчин и 40,4% женщин).
Таблица 9.
Уровни конфликтности учителей физической культуры и студентов факультета физической культуры
Уровни конфликтности | мужчины | женщины | ||
учителя | студенты | учителя | студентки | |
неконфликтные | 40,8% | 50% | 40,4% | 27,3% |
конфликтные | 57,2% | 50% | 53,3% | 72,7% |
высоко конфликтные | 2% | - | 6,3% | - |
Но разрешение конфликта способом сотрудничества предполагает не только высокую заинтересованность в других, но также и в себе. И если учителя что-то не удовлетворяет, то ему необходимо заявить о своей проблеме, то есть пойти на конфликт. Без этого шага конфликт не разрешится никогда (просто никто не будет знать, что кого-то что-то не устраивает).
Для более полной картины школьной обстановки мы исследовали способы разрешения конфликтных ситуаций учениками средней школы. Для сравнения приведены данные учителей физкультуры, представленные в таблице 8. В исследовании приняли участие ученики 9 и 10 классов средней школы города Перми, в количестве 48 человек, из них 31 девочка и 17 мальчиков.
Результаты исследования способов реагирования на конфликтные ситуации учителей и учеников средней школы представлены в таблице 10.
Таблица 10.
Способы разрешения конфликтных ситуаций учителями и
учениками средней школы
Способы разрешения конфликтных ситуаций | мужчины, мальчики | женщины, девочки | ||
учителя | ученики | учителя | ученицы | |
Соперничество | 10,8% | 47% | 4% | 38,7% |
Сотрудничество | 39,1% | 23,5% | 22,4% | 6,4% |
Компромисс | 19,5% | 35,2% | 32,6% | 12,9% |
Избежание | 30,4% | 17,6% | 34,6% | 25,8% |
Приспособление | 28,2% | 5,8% | 28,5% | 35,4% |
Отметим, что из способов разрешения конфликтных ситуаций у учеников преобладают соперничество и компромисс. Ученицы тоже более всего склонны решать конфликт способом соперничества.
Как отмечалось выше, среди учителей, 60,9% мужчин и 65,4% женщин выбирают не конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций. У учеников эта цифра составила 77,6% и 61,6% соответственно. Можно предположить, что ни учителя, ни ученики не имеют опыта разрешения конфликтов способом сотрудничества. Ученики даже более решительны в конфликте, они менее склонны уступать свои позиции, чем учителя.
То, что такое большое количество учителей используют неэффективные способы разрешения конфликтов, можно объяснить предыдущими исследованиями, которые показали, что среди учителей имеется очень много лиц с экстернальным локусом контроля. Это люди, не склонные брать ответственность на себя, а, как правило, перекладывают её на других или на внешние обстоятельства. Конфликт же – это всегда взаимоотношение и, обвиняя только другую сторону в чём-либо (допустим, в его инициации), очень сложно выйти в режим сотрудничества.
Ситуация в общем представляется следующей. Мы ушли от авторитарной школы (небольшое количество учителей, использующих подавление как способ разрешения конфликтов) но ещё не пришли к педагогике сотрудничества. Но этот переход может привести к нежелательным результатам: 60 % учителей в конфликтах с учениками уступают им или уходят от их разрешения.